Методическая разработка урока по теме "Малые реки Подмосковья. “Портрет» реки Репинки"

Разделы: География


Цели урока:

Обучающие:

  • обучение учащихся методам научного познания и методам исследования объектов и явлений природы;
  • выработка умений ведения и фиксаций наблюдений;
  • формирование представлений о физической картине мира.

Развивающие:

  • подключить, пробудить и развить потенциальные способности учащихся (активизация их познавательной деятельности), повышение интереса к предмету;
  • научить применять полученные теоретические знания в повседневной практической жизни;
  • развитие смекалки, любознательности, логического и творческого мышления;
  • преодоление межпредметной обособленности знаний учащихся.

Воспитывающие:

  • выявить наиболее активных и способных участников;
  • формирование навыков поведения в природе;
  • воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, ответственность и самостоятельность;
  • учить деловому культурному общению друг с другом.

При отборе содержания данного урока и форм деятельности учащихся использовались принципы:

  • взаимосвязи теории с практикой;
  • научности;
  • наглядности;
  • учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • сочетания коллективной и индивидуальной деятельности участников;
  • дифференцированного подхода.

Критерии оценки достижения ожидаемых результатов:

  • активность учащихся;
  • самостоятельность учащихся в выполнении заданий;
  • практические применения полученных знаний;
  • уровень творческих способностей участников.

Оборудование:

компас, визирная линейка, планшетка, измерительная линейка, рулетка, кораблик, секундомер, анемометр, термометр, емкости для забора проб воды и грунта, скребок, ручная лупа.

Форма урока: урок наблюдений и экспериментов по методу “Шаги познания”.

Формы организации деятельности учащихся: в группе и индивидуально.

Тип урока: урок-практикум, проведен на местности.

План урока

1. Введение (значение рек).

2. Гидрологическое исследование:

а) измерение глубины реки;
б) измерение ширины реки;
в) определение скорости течения воды в реке;
г) определение давления воды на дно реки;
д) определение скорости ветра;
е) измерение температуры воды в реке.

3. Гидрографическое описание:

а) особенности речной долины, поймы, русла;
б) берега и дно реки;
в) направление течения;
г) определение азимута.

4. Растительность и почва водоема.

5.Подведение итогов.

1.Введение.

Рассказ учителя.

Реки – одно из самых больших богатств Московской области. Неоценимо велико значение рек в природном ландшафте, в народном хозяйстве, в жизни общества. Реки участвуют в круговороте воды в природе, смягчают климат, оживляют ландшафт. Трудно переоценить значение рек в жизни человека. Они – источник водоснабжения промышленных предприятий и различных отраслей сельского хозяйства; они питают живительной влагой поля и сады, обеспечивая высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Велика роль рек в рыбном хозяйстве. Они же – основные объекты рекреации.

Наш город расположен в местах слияния Коломенки, Москвы и Оки. Левым притоком реки Коломенки является Репинка.

На Репинке, протекающей фактически в черте города, имеется каскад прудов общей площадью около 20 га. Пруды, как и русло реки, сильно заилены, захламлены. Водоохранные зоны и прибрежные полосы не установлены и повсеместно распаханы или представляют собой стихийные свалки бытовых и производственных отходов.

Репинский овраг является местом нашей работы.

2.Гидрологическое исследование:

Учащиеся были разделены на группы по 2 – 3 человека для выполнения практических заданий в соответствии с намеченным планом.

а) измерение глубины реки (рис.1 и рис. 2)

< рисунок 1>                                              < рисунок 2 >

Измерение глубины реки Репинки с помощью измерительной линейки и фиксирование результата. В районе замера глубины она составляет 60 см (H=0,6м 0,01м).

б) измерение ширины реки

Для измерения ширины реки, встав на берегу реки напротив хорошо заметного предмета на другом берегу, отмерили под прямым углом вдоль берега 5 м, отметили точку вехой (О), еще раз отмерили такое же расстояние и от этой точки (В) двигались перпендикулярно руслу до тех пор, пока точки О и Г не оказались на одной линии. Ширина реки будет равна стороне треугольника ВГ=АБ =2 м (в месте измерения).

Измерение ширины реки с помощью булавочного прибора.

Прибор представляет собой дощечку с вбитыми в нее булавками. Булавки образуют прямоугольный равнобедренный треугольник. Измерение происходит по следующей схеме: сначала выбрали объект на противоположном берегу реки. Встали таким образом, чтобы находиться на перпендикуляре к берегу, мысленно проведенному через объект. Затем двигаемся по берегу реки, пока две булавки и объект не будут на одной прямой. Пройденное расстояние и будет являться шириной реки.

в) определение скорости течения воды в реке (рис.3 и рис.4)

 

<рисунок 3 >                                                < рисунок 4 >

Кораблик привязан к легкой и прочной веревке. Отпускаем кораблик и при начале его движения включаем секундомер. Полученные результаты: расстояние, которое проплыл кораблик, равно 3 метрам (S=3м). Время, затраченное на этот путь равно 45 секундам (t=45с). Скорость равна 0,06м/с. Определяется по формуле: V=S: t, т.е. 3 м : 45с= 0,06м/с. Эксперимент проводился 3 раза. V=0,06м/с • 0,0233=0,0014м/с. Vср.=0,06м/с 0,0014м/с.

г) определение давления воды на дно реки

Нам известны следующие величины: глубина реки в месте проведения экспериментов(0,6 м 0.01м), по таблице плотностей веществ постоянные величины (q =9.8н/м; p=1000кг/м3). По формуле определяем давление воды на дно реки: P=p·q·h. Р=1000кг/м3·9,8н/м·0,6м=6000Па. Р=982Па. Р=6000Па 982Па.

д) определение скорости ветра (рис.5 и рис.6)

Скорость ветра определяем при помощи прибора анемометра. Его показания: Vветра=8,4м/сек.

 

< рисунок 5 >                                              < рисунок 6>

е) измерение температуры воды в реке (рис.7 и рис.8)

Температуру воды определяем, погружая термометр в воду; держим его в воде до установления постоянной величины. Фиксируем полученный результат. Температура воды в реке Репинка 21 октября 2009 года была 6?С ± 1?С.

 

<рисунок 7>                                                < рисунок 8 >

3.Гидрографическое описание

а) особенности речной долины, поймы, русла

Исследуя указанный водный объект, учащиеся пришли к выводу:

– речная долина неясно выражена; (рис.9)

– пойма заросшая, двусторонняя; (рис.9)

– русло извилистое, русловых образований на исследуемом участке нет, русло сильно захламлено; (рис.10 и рис.11)

– прибрежные полосы используются человеком под строительство или превращены в свалки (рис.12 и рис.13)

 

< рисунок 9 >                                   < рисунок 10 >

 

< рисунок 11 >                                    < рисунок 12 >

< рисунок 13 >

б) берега и дно реки

Учащиеся установили, что на исследуемом отрезке реки берега крутые. Обнажение горных пород прослеживается на отдельных участках. Это позволило установить, что они сложены глинистыми горными породами. Из-за небольшой глубины, прозрачности воды дно хорошо просматривается. Оно ровное, илистое, на отдельных участках присутствует скопление каменистых пород.

в) направление течения

Для совершенствования навыков ориентирования на открытой местности и применения компаса в полевых условиях было определено направление течения реки Репинки на данном участке. Река течет с юга на север ( Ю -> С). См. рис.14.

 

< рисунок 14 >                                                 < рисунок 15 >

г) определение азимута

Наиболее точное направление на местности можно определить при помощи азимута. На данном занятии учащиеся практиковались по определению азимута на различные объекты, расположенные в зоне видимости вдоль речных берегов. См. рис.15.

4. Растительность и почва водоема.

Задание учащимся по группам.

По выбранному маршруту учащимся было предложено обойти водоем, осмотреть его поверхность и определить визуально и с помощью взятия проб наличие растений:

1 группе погруженных в воду;

2 группе – плавающих на поверхности воды;

3 группе – растущих в воде и возвышающихся над водой.

Всем группам: с помощью сачка выловить эти растения, внимательно рассмотреть их, описать особенности строения, размножения, связанные с приспособленностью растений к обитанию на границе двух сред. Выяснить, как распределяются растения на поверхности водоема, в каких его частях. См. рис.16 и рис.17.

Результаты исследования водоема.

Ответ 1 группы: целиком находятся под водой, т.е. полностью погружены элодея, роголистник, рдест. Эти растения соприкасаются с водой всей поверхностью своего тела. У элодеи листья собраны по три – четыре, образуя многочисленные мутовки. Форма листьев удлиненная, черешков нет. Размножается вегетативным путем.

Ответ 2 группы: свободно плавающие растения: ряска малая, многокоренник обыкновенный. Ряска малая имеет плоские зеленые пластинки шириной до 3 мм и длиной до 4 мм, с их нижней стороны отходит один корешок. Многокоренник обыкновенный также имеет вид пластинки, но с нижней ее стороны отходит пучок придаточных корней. Растения эти размножаются вегетативно.

Ответ 3 группы: растения, погруженные в воду только своей нижней частью – это хвощ приречной, стрелолист. Хвощ образует густые заросли в прибрежной части реки, неподалеку от берега. Эти заросли состоят из множества прямых стеблей, довольно высоко поднимающихся над водой. Стебель хвоща уже начал отмирать. Стрелолист имеет два типа листьев – надводные треугольные, сидящие на конце длинных черешков, подводные, похожие на длинные зеленые ленты. Стебли и листья начинают отмирать.

 

< рисунок 16 >                                              < рисунок 17 >

Для дальнейшего исследования в лабораторных условиях были взяты пробы воды (рис.18) и грунта (рис.19).

Вода достаточно прозрачна. Тип грунта илистый. При растирании между пальцами ощущается наличие песка. Исследовательская работа будет продолжена в кабинете с использованием индикаторов.

 

< рисунок18 >                                            < рисунок19 >

5.Подведение итогов.

Все практические задания были выполнены.

Учащиеся подтвердили свое умение пользоваться приборами и вести наблюдение за природным объектом.

Каждая группа зафиксировала результаты своих исследований.

Собран материал для дальнейшей работы в лабораторных условиях.

Учащиеся были нацелены на дальнейшее изучение природных объектов в иных сезонных условиях.

Примечание.

Урок может быть проведен с учащимися 6–8-х классов.