Конспект урока математики в 4-м классе на тему: "Десятичные дроби"

Разделы: Начальная школа


C 1992 школа, в которой я работаю, стала работать в системе развивающего обучения по методике Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова.

Одним из направлений работы стало роль и место контроля и оценки в учебной деятельности школьников.

…от того, какими действиями контроля овладел ученик, зависит не только успешность учебной деятельности, осуществляемой им в данный момент, но и её направленность в будущем: будет ли она направлена на поиск новых, более совершенных способов действия, ограничится ли усвоением новых частных фактов…или вообще не будет связана с какой-нибудь осознанной целью…» В.В. Репкин

Контроль и оценка в системе развивающего обучения может рассматриваться только в контексте учебной деятельности школьников. Контроль и оценка есть особые действия, направленные на эффективное управление учебной деятельностью. Как структурные компоненты учебной деятельности, они являются ведущими, определяющими, «запускающими» всю педагогическую технологию развивающего обучения и сопровождающими её до получения конечного результата в учебной деятельности, т.е. представлены на всех основных этапах постановки и решения учебной задачи.

В начальной школе ставится цель на формирование и становление коллективного субъекта учебной деятельности. О сформированности учебной деятельности можно говорить только для класса в целом как учебной общности, который работает под руководством учителя. Г. А. Цукерман выделяет следующие критерии сформированности коллективного субъекта. Класс может:

  1. Обнаружить недостаточность знаний и умений для решения задач нового типа;
  2. Поставить задачу по поиску недостающих способов действия;
  3. Выдвинуть содержательные гипотезы о новом, неизвестном явлении;
  4. Проверить эти гипотезы экспериментально или обращаясь к источнику информации: учителю, учебнику, справочнику;
  5. Создать модельно-схематические средства для фиксации новых свойств изучаемого явления и новых способов действия;
  6. Успешно действовать новым способом, адекватно контролируя и оценивая себя и своих партнеров.

Предметом контрольно-оценочной деятельности учителя, помимо действий самоконтроля и самооценки учащихся становятся:

– учебно-познавательная мотивация, активность и самостоятельность школьников в поисках новых способов, средств учебной деятельности;
– знаково-символическая деятельность младших школьников – умение понимать графический язык, работать со схемами, моделями, на базе которой начинает формироваться полноценное понятийное мышление;
– способность к рефлексии, как важнейшей составляющей умения учиться;
– знания учащихся, которые проявляются в разных учебных ситуациях .

Со стороны учащихся предметом самоконтроля и самооценки являются:

– отдельные операции, входящие в состав способа действия;
– работа модели (схемы) в различных условиях ( при конкретизации учебной задачи);
– соотнесение результатов, полученных в ходе решения задачи, с её условиями;
– постоянный возврат к исходным задачам, поставленным в начале учебного года;
– проблемы и трудности, возникающие в ходе выполнения заданий;
– «помощники», которые можно использовать при возникновении трудностей в решении задач;
– критерии оценки выполнения заданий, выдвигаемые одноклассниками; действия одноклассников и учителя.

Тема урока:  Десятичные дроби.

Тип урока: урок контроля и оценки

Цели урока:

– Проверить умения учащихся выполнять действия с десятичными дробями.
–  Учить оценивать себя и своих одноклассников.
– Учить видеть свои пробелы и пользоваться «помощниками» (при необходимости).

Материал к уроку:

–  карточки с задачей
–  зачётный лист
–  листы-помощники

ХОД УРОКА

1. Создание ситуации успеха (15 минут)

Цель этапа: через систему вопросов убедиться, что дети усвоили пройденную тему.

Деятельность учителя Деятельность ученика
–  Мы закончили изучение темы «Десятичные дроби».
–  Назовите, какие задания мы умеем выполнять с десятичными дробями?

Прочитайте дроби 1,32    43,6  6, 765

Сравните 1,56 и 1,65    32,7 и 3,27

Округлите 1,64 до десятых 4,578 до сотых

–  Какие ошибки, возможно,  допустить, выполняя действия с десятичными дробями?

–  Что нужно знать, чтобы не допустить ошибок?

Оцените свои умения выполнять действия с десятичными дробями и результат зафиксируйте в первом столбике зачётного листа.

–  Давайте рассмотрим каждое действие.

СЛОЖЕНИЕ

– Проверьте пример на доске: 0,36 + 12,3 = 15,9

Назовите правильный ответ

–  Что не знает ученик?

В зачётном листе оцените правильность выполненного действия

ВЫЧИТАНИЕ

–  Проверьте пример на доске:  45 – 3,2 = 1,3 (устно)
–  Почему пример решён не верно?
–  Кто сделает правильно?
В зачётном листе оцените правильность выполненного действия

УМНОЖЕНИЕ

–  В данных примерах стерты запятые, попробуйте их восстановить:

В зачётном листе оцените правильность выполненного действия

ДЕЛЕНИЕ

 

Проверьте пример

 

 

 

 

 

–  Как вы считаете, какой пример сделан правильно?

–  А как рассуждал ученик, который допустил ошибку?

В зачётном листе оцените правильность выполненного действия


Читать

Сравнивать

Округлять

Умеем выполнять арифметические действия +, –, х, :

 

При записи в столбик, при вычислении, при постановке запятой

 У каждого действия свои секреты

Дети оценивают себя в зачётном листе (+, –)

Целое складываем с целым, дробную часть с дробной,   запятая под запятой.

Дети в тетрадях записывают и решают

12,66

При сложении целое складывают с целым.

Учащиеся в зачётном листе себя оценивают (+, –)

Из целого вычитаем целое,  из дробной дробную, запятая под запятой.

Не правильно.

Из целого вычитаем целое.

Учащиеся в зачётном листе себя оценивают (+, –)

Умножение производим как с натуральными числами, но в результате запятой отделяем столько знаков, сколько в обоих множителях вместе.

Выполнение устно

 

 

 

Учащиеся в зачётном листе себя оценивают (+, –)

 

 

При делении десятичной дроби на десятичную дробь нужно, чтобы делитель стал натуральным числом. Для этого умножим делимое и делитель на такую разрядную единицу, чтобы делитель стал натуральным числом, и выполним деление.

53,235 : 3,9

а)  53,235    39
1,365

 

б)  532,35 39
13,65

 

 

Правильно выполнен пример под буквой б, потому что ученик умножил и делимое и делитель.

Он делитель превратил в натуральное число и забыл про делимое

Учащиеся в зачётном листе себя оценивают (+, –)

2. Использование знаний и умений в практической работе  (25 мин.)

Цель этапа: применить полученные знания при решении практической задачи

–  Сегодня мы свои знания проверим при решении задачи.

У одного монтёра 186,52 метра провода, у другого в 3 раза больше, а у третьего на 217,6 метров меньше, чем  у второго. Сколько метров провода у монтёров?

–  Прочитайте задачу.
–  Какие трудности могут возникнуть при решении задачи?

Оцените свои умения выполнять действия с десятичными дробями при решении задачи и результат зафиксируйте в третьем столбике зачётного листа.

–  Первые 6 учащихся выполнивших задачу правильно будут консультантами для остальных.
С решённой задачей и зачётным листом для проверки подойдёте к ним.
– У кого возникнут трудности с моделированием задачи можно взять «помощник».
Если будут трудности при выполнении арифметических действий можно взять «помощник».

 

–  Подведем итоги.
–  Поднимите руку, кто не допустил ошибку при моделировании задачи.
–  При выполнении арифметических действий: +, –,*
– Давайте спросим у консультантов, какие моменты вызвали особую сложность?

–  Вы правильно заметили, в задаче не было действия деления.
–  На доске 2 дроби  385,8      128,6
–  Придумайте задачу, которая решалась бы действием деления (Во сколько раз?)

–  Запишите решение задачи

(у каждого на парте текст задачи.)

 

 

При составлении модели, при выполнении действий

Учащиеся в зачётном листе себя оценивают (+, –)

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа учащихся.  (первые 6 учащихся, выполнивших задание подходят к учителю для проверки. Они становятся консультантами. Остальные учащиеся, выполнившие задание, подходят к консультанту). Консультант в зачетном листе оценивает работу ученика

 

 

 

 

 

 

В школьную столовую привезли 385,8 кг картофеля и 128,6 кг свёклы. Во сколько раз картофеля привезли больше, чем свёклы?

Проверка (1 ученик у доски)

3. Рефлексия (5 мин.)

Цель этапа: проанализировать свои умения по пройденной теме и увидеть затруднения

– Посмотрите на свой зачётный лист. Какой вывод мы можем сделать, посмотрев в наши зачетные листы?
– Посмотрите на свои зачетные листы. Поднимите руку те,  у кого нет ни одного минуса. Вам домашнее задание №297.
– У кого есть ошибки на арифметические действия – задания в конвертах.

Приложения