C 1992 школа, в которой я работаю, стала работать в системе развивающего обучения по методике Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова.
Одним из направлений работы стало роль и место контроля и оценки в учебной деятельности школьников.
…от того, какими действиями контроля овладел ученик, зависит не только успешность учебной деятельности, осуществляемой им в данный момент, но и её направленность в будущем: будет ли она направлена на поиск новых, более совершенных способов действия, ограничится ли усвоением новых частных фактов…или вообще не будет связана с какой-нибудь осознанной целью…» В.В. Репкин
Контроль и оценка в системе развивающего обучения может рассматриваться только в контексте учебной деятельности школьников. Контроль и оценка есть особые действия, направленные на эффективное управление учебной деятельностью. Как структурные компоненты учебной деятельности, они являются ведущими, определяющими, «запускающими» всю педагогическую технологию развивающего обучения и сопровождающими её до получения конечного результата в учебной деятельности, т.е. представлены на всех основных этапах постановки и решения учебной задачи.
В начальной школе ставится цель на формирование и становление коллективного субъекта учебной деятельности. О сформированности учебной деятельности можно говорить только для класса в целом как учебной общности, который работает под руководством учителя. Г. А. Цукерман выделяет следующие критерии сформированности коллективного субъекта. Класс может:
- Обнаружить недостаточность знаний и умений для решения задач нового типа;
- Поставить задачу по поиску недостающих способов действия;
- Выдвинуть содержательные гипотезы о новом, неизвестном явлении;
- Проверить эти гипотезы экспериментально или обращаясь к источнику информации: учителю, учебнику, справочнику;
- Создать модельно-схематические средства для фиксации новых свойств изучаемого явления и новых способов действия;
- Успешно действовать новым способом, адекватно контролируя и оценивая себя и своих партнеров.
Предметом контрольно-оценочной деятельности учителя, помимо действий самоконтроля и самооценки учащихся становятся:
– учебно-познавательная мотивация, активность
и самостоятельность школьников в поисках новых
способов, средств учебной деятельности;
– знаково-символическая деятельность младших
школьников – умение понимать графический язык,
работать со схемами, моделями, на базе которой
начинает формироваться полноценное понятийное
мышление;
– способность к рефлексии, как важнейшей
составляющей умения учиться;
– знания учащихся, которые проявляются в разных
учебных ситуациях .
Со стороны учащихся предметом самоконтроля и самооценки являются:
– отдельные операции, входящие в состав
способа действия;
– работа модели (схемы) в различных условиях ( при
конкретизации учебной задачи);
– соотнесение результатов, полученных в ходе
решения задачи, с её условиями;
– постоянный возврат к исходным задачам,
поставленным в начале учебного года;
– проблемы и трудности, возникающие в ходе
выполнения заданий;
– «помощники», которые можно использовать при
возникновении трудностей в решении задач;
– критерии оценки выполнения заданий,
выдвигаемые одноклассниками; действия
одноклассников и учителя.
Тема урока: Десятичные дроби.
Тип урока: урок контроля и оценки
Цели урока:
– Проверить умения учащихся выполнять
действия с десятичными дробями.
– Учить оценивать себя и своих
одноклассников.
– Учить видеть свои пробелы и пользоваться
«помощниками» (при необходимости).
Материал к уроку:
– карточки с задачей
– зачётный лист
– листы-помощники
ХОД УРОКА
1. Создание ситуации успеха (15 минут)
Цель этапа: через систему вопросов убедиться, что дети усвоили пройденную тему.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
– Мы закончили изучение темы
«Десятичные дроби». – Назовите, какие задания мы умеем выполнять с десятичными дробями? Прочитайте дроби 1,32 43,6 6, 765 Сравните 1,56 и 1,65 32,7 и 3,27 Округлите 1,64 до десятых 4,578 до сотых – Какие ошибки, возможно, допустить, выполняя действия с десятичными дробями? – Что нужно знать, чтобы не допустить ошибок? Оцените свои умения выполнять действия с десятичными дробями и результат зафиксируйте в первом столбике зачётного листа. – Давайте рассмотрим каждое действие. СЛОЖЕНИЕ – Проверьте пример на доске: 0,36 + 12,3 = 15,9 Назовите правильный ответ – Что не знает ученик? В зачётном листе оцените правильность выполненного действия ВЫЧИТАНИЕ – Проверьте пример на доске: 45 – 3,2 = 1,3
(устно) УМНОЖЕНИЕ – В данных примерах стерты запятые, попробуйте их восстановить:
В зачётном листе оцените правильность выполненного действия ДЕЛЕНИЕ
Проверьте пример
– Как вы считаете, какой пример сделан правильно? – А как рассуждал ученик, который допустил ошибку? В зачётном листе оцените правильность выполненного действия |
Читать Сравнивать Округлять Умеем выполнять арифметические действия +, –, х, :
При записи в столбик, при вычислении, при постановке запятой У каждого действия свои секреты Дети оценивают себя в зачётном листе (+, –) Целое складываем с целым, дробную часть с дробной, запятая под запятой. Дети в тетрадях записывают и решают 12,66 При сложении целое складывают с целым. Учащиеся в зачётном листе себя оценивают (+, –) Из целого вычитаем целое, из дробной дробную, запятая под запятой. Не правильно. Из целого вычитаем целое. Учащиеся в зачётном листе себя оценивают (+, –) Умножение производим как с натуральными числами, но в результате запятой отделяем столько знаков, сколько в обоих множителях вместе. Выполнение устно
Учащиеся в зачётном листе себя оценивают (+, –)
При делении десятичной дроби на десятичную дробь нужно, чтобы делитель стал натуральным числом. Для этого умножим делимое и делитель на такую разрядную единицу, чтобы делитель стал натуральным числом, и выполним деление. 53,235 : 3,9
Правильно выполнен пример под буквой б, потому что ученик умножил и делимое и делитель. Он делитель превратил в натуральное число и забыл про делимое Учащиеся в зачётном листе себя оценивают (+, –) |
2. Использование знаний и умений в практической работе (25 мин.)
Цель этапа: применить полученные знания при решении практической задачи
– Сегодня мы свои знания проверим
при решении задачи. У одного монтёра 186,52 метра провода, у другого в 3 раза больше, а у третьего на 217,6 метров меньше, чем у второго. Сколько метров провода у монтёров? – Прочитайте задачу. Оцените свои умения выполнять действия с десятичными дробями при решении задачи и результат зафиксируйте в третьем столбике зачётного листа. – Первые 6 учащихся выполнивших задачу
правильно будут консультантами для остальных.
– Подведем итоги. – Вы правильно заметили, в задаче не было
действия деления. – Запишите решение задачи |
(у каждого на парте текст задачи.)
При составлении модели, при выполнении действий Учащиеся в зачётном листе себя оценивают (+, –)
Самостоятельная работа учащихся. (первые 6 учащихся, выполнивших задание подходят к учителю для проверки. Они становятся консультантами. Остальные учащиеся, выполнившие задание, подходят к консультанту). Консультант в зачетном листе оценивает работу ученика
В школьную столовую привезли 385,8 кг картофеля и 128,6 кг свёклы. Во сколько раз картофеля привезли больше, чем свёклы? Проверка (1 ученик у доски) |
3. Рефлексия (5 мин.)
Цель этапа: проанализировать свои умения по пройденной теме и увидеть затруднения
– Посмотрите на свой зачётный лист. Какой вывод
мы можем сделать, посмотрев в наши зачетные
листы?
– Посмотрите на свои зачетные листы. Поднимите
руку те, у кого нет ни одного минуса. Вам
домашнее задание №297.
– У кого есть ошибки на арифметические действия
– задания в конвертах.