Одной из важнейших задач современного отечественного образования является сохранение здоровья школьников. Здоровьесбережение в настоящее время выступает как один из критериев оценки качества образования в образовательном учреждении (ОУ) и качества работы учителя.
Учителю, классному руководителю, представителям психолого-педагогической службы и администрации ОУ необходимо изучать физическое и душевное состояние всех участников образовательного процесса, их интересы, особенности характера и т.д. для того, чтобы грамотно выстроить современный образовательный процесс. Поэтому существенным аспектом деятельности образовательного учреждения является хорошо организованная и тщательно продуманная диагностическая работа. На всех этапах работы ОУ диагностика может стать связующим звеном между содержанием и результатом деятельности всех участников процесса образования. В педагогическом процессе диагностика выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную, исследовательскую и воспитательную функции.
Какие диагностические исследования можно использовать для изучения и улучшения образовательного процесса? Одним из методов является мониторинг как комплексная система непрерывного, длительного наблюдения учебного процесса и управления им. Педагогический мониторинг обеспечивает преподавателя и учащихся необходимой информацией для принятия решения. Объекты педагогического мониторинга – это результаты учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения. Педагогический мониторинг определяет, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в инновационном процессе. Поэтому первоначально нам необходимо получить информацию об атмосфере в классе и в школе.
Первым этапом может служить анкетирование учащихся. Его можно провести выборочно по классам, а можно – по всей школе. Мы предлагали ученикам 4–11-х классов следующие вопросы:
- Чувствуете ли Вы себя в безопасности в школе?
- Делаете ли Вы зарядку по утрам?
- Какие наиболее типичные для Вас состояния на уроках (безразличие, заинтересованность, сосредоточенность, волнение и.т.д.)?
- Сколько времени Вы тратите на приготовление домашнего задания?
- Как, по Вашему мнению, влияют учителя на Ваше здоровье?
- Как обстановка в школе влияет на Ваше здоровье?
- Удовлетворяет ли Вас качество питания в столовой?
- Какие мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, проводятся в школе?
- По каким причинам Вы можете пропустить уроки (заболевание, семейные обстоятельства, не нравится предмет, не нравится учитель, боязнь получения плохой оценки и.т.д.)?
- Как Вы проводите свободное время для отдыха?
- В какие медицинские учреждения Вы обращались в этом году?
- Есть ли у Вас предложения по организации здорового образа жизни в Вашей школе?
Можно предложить и другие вопросы, которые волнуют Вас и характеризуют состояние душевного и физического здоровья участников педагогического процесса в Вашем ОУ. Результаты анкетирования интересно проследить не только в целом по школе, но и на разных ступенях образования.
Итоги исследования в нашем лицее позволили выявить успешные и проблемные позиции современного педагогического процесса. Особенно интересными показались ответы на 12-й вопрос, где учащиеся предлагали массу вариантов ответов, при этом наибольшую активность проявили учащиеся 4-х классов. По итогам исследования мы сочли необходимым для себя провести педагогический совет на тему «Проблемы здоровьесбережения в образовательном процессе лицея», на котором были озвучены общие позиции ответов учащихся. Затем, во время работы в группах, мы пытались сформулировать перспективные подходы к решению вопросов здоровьесбережения. Для этого работали площадки по следующим направлениям:
- Составление проекта «Здоровая школа»
- Как избежать конфликтных ситуаций в образовательном процессе
- Тендерный подход в обучении и воспитании
- Некоторые рекомендации по организации здорового образа жизни в учебно-воспитательном процессе
Работая по данным направлениям, педагоги лицея вырабатывали рекомендации по предложенным вопросам. Мы пришли к выводу, что главное условие формирования здоровьесберегающего пространства школы – это создание благоприятного климата на всех этапах учебно-воспитательной работы. Проблема сохранения здоровья стала сквозной проблемой педагогического процесса в нашем лицее. Были скорректированы планы учебно-воспитательной работы лицея и классных коллективов, организованы дни здоровья, спортивно-оздоровительные мероприятия, оформились темы научно-исследовательских работ учащихся, созданы волонтерские группы в поддержку здорового образа жизни.
Таким образом, мониторинг создал основу для выявления затруднений в работе, позволил определить сильные и слабые стороны образовательного процесса в ОУ с целью развития индивидуальных способностей учащихся и сохранения и укрепления их здоровья.