Использование результатов педагогического мониторинга в решении проблем здоровьесбережения в образовательном учереждении

Разделы: Администрирование школы


Одной из важнейших задач современного отечественного образования является сохранение здоровья школьников. Здоровьесбережение в настоящее время выступает как один из критериев оценки качества образования в образовательном учреждении (ОУ) и качества работы учителя.

Учителю, классному руководителю, представителям психолого-педагогической службы и администрации ОУ необходимо изучать физическое и душевное состояние всех участников образовательного процесса, их интересы, особенности характера и т.д. для того, чтобы грамотно выстроить современный образовательный процесс. Поэтому существенным аспектом деятельности образовательного учреждения является хорошо организованная и тщательно продуманная диагностическая работа. На всех этапах работы ОУ диагностика может стать связующим звеном между содержанием и результатом деятельности всех участников процесса образования. В педагогическом процессе диагностика выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную, исследовательскую и воспитательную функции.

Какие диагностические исследования можно использовать для изучения и улучшения образовательного процесса? Одним из методов является мониторинг как комплексная система непрерывного, длительного наблюдения учебного процесса и управления им. Педагогический мониторинг обеспечивает преподавателя и учащихся необходимой информацией для принятия решения. Объекты педагогического мониторинга – это результаты учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения. Педагогический мониторинг определяет, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в инновационном процессе. Поэтому первоначально нам необходимо получить информацию об атмосфере в классе и в школе.

Первым этапом может служить анкетирование учащихся. Его можно провести выборочно по классам, а можно – по всей школе. Мы предлагали ученикам 4–11-х классов следующие вопросы:

  1. Чувствуете ли Вы себя в безопасности в школе?
  2. Делаете ли Вы зарядку по утрам?
  3. Какие наиболее типичные для Вас состояния на уроках (безразличие, заинтересованность, сосредоточенность, волнение и.т.д.)?
  4. Сколько времени Вы тратите на приготовление домашнего задания?
  5. Как, по Вашему мнению, влияют учителя на Ваше здоровье?
  6. Как обстановка в школе влияет на Ваше здоровье?
  7. Удовлетворяет ли Вас качество питания в столовой?
  8. Какие мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, проводятся в школе?
  9. По каким причинам Вы можете пропустить уроки (заболевание, семейные обстоятельства, не нравится предмет, не нравится учитель, боязнь получения плохой оценки и.т.д.)?
  10. Как Вы проводите свободное время для отдыха?
  11. В какие медицинские учреждения Вы обращались в этом году?
  12. Есть ли у Вас предложения по организации здорового образа жизни в Вашей школе?

Можно предложить и другие вопросы, которые волнуют Вас и характеризуют состояние душевного и физического здоровья участников педагогического процесса в Вашем ОУ. Результаты анкетирования интересно проследить не только в целом по школе, но и на разных ступенях образования.

Итоги исследования в нашем лицее позволили выявить успешные и проблемные позиции современного педагогического процесса. Особенно интересными показались ответы на 12-й вопрос, где учащиеся предлагали массу вариантов ответов, при этом наибольшую активность проявили учащиеся 4-х классов. По итогам исследования мы сочли необходимым для себя провести педагогический совет на тему «Проблемы здоровьесбережения в образовательном процессе лицея», на котором были озвучены общие позиции ответов учащихся. Затем, во время работы в группах, мы пытались сформулировать перспективные подходы к решению вопросов здоровьесбережения. Для этого работали площадки по следующим направлениям:

  • Составление проекта «Здоровая школа»
  • Как избежать конфликтных ситуаций в образовательном процессе
  • Тендерный подход в обучении и воспитании
  • Некоторые рекомендации по организации здорового образа жизни в учебно-воспитательном процессе

Работая по данным направлениям, педагоги лицея вырабатывали рекомендации по предложенным вопросам. Мы пришли к выводу, что главное условие формирования здоровьесберегающего пространства школы – это создание благоприятного климата на всех этапах учебно-воспитательной работы. Проблема сохранения здоровья стала сквозной проблемой педагогического процесса в нашем лицее. Были скорректированы планы учебно-воспитательной работы лицея и классных коллективов, организованы дни здоровья, спортивно-оздоровительные мероприятия, оформились темы научно-исследовательских работ учащихся, созданы волонтерские группы в поддержку здорового образа жизни.

Таким образом, мониторинг создал основу для выявления затруднений в работе, позволил определить сильные и слабые стороны образовательного процесса в ОУ с целью развития индивидуальных способностей учащихся и сохранения и укрепления их здоровья.