Урок химиии в 8-м классе по теме: "Самое удивительное вещество"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Ознакомить учащихся разнообразными, часто аномальными свойствами воды; показать, что в обычном веществе можно обнаружить свойства, не замечаемые в обыденной жизни; научить, пристальнее вглядываться в окружающий мир, вызвать желание углублять знания.

  • Учащиеся подготовили опыты, которые демонстрировали, соблюдая технику безопасности.
  • К уроку были подготовлены газеты о самом удивительном веществе, таблицы, кроссворд, химическая викторина, компьютерная презентация.
  • Учащиеся проявили творчество в составлении стихов, сказок, загадок о воде, лучшие из них оформлены в альбом и звучали на уроке.

План урока:

  1. Строение воды;
  2. Аномальные свойства воды;
  3. Физические свойства воды;
  4. Химические свойства воды;
  5. Современные сведения о воде;
  6. Значение воды;
  7. Проблемы защиты окружающей среды(творчество учащихся).

Проведение урока учениками 8-10 класса (ведущие учащиеся 10-го класса)

Ведущий: Шла до войны на экранах кинотеатров веселая кинокомедия «Волга-Волга» и был в ней кадр. Когда водовоз распевал, подстегивая лошадей.

Удивительный вопрос
Почему я водовоз?
Потому что без воды
И ни туды, и ни сюды!

В этой песенке скрыт глубочайший подтекст, ибо вода для жизни – вещество № 1. Попробуем себе представить, как бы выглядела наша Земля, исчезни с нее вода внезапно. Мрачные знающие «глазницы» морских и океанских впадин, покрытые толстым слоем солей, некогда растворенных в воде. Пересохшие русла рек, навек замолкнувшие родники. Горные породы разрушались бы, ни кустарника, ни цветочка, ни единого живого существа.

Давайте разберемся: Что же собой представляет вода?

Инсценировка.

Волька: Что здесь интересного? Вот полный кувшин с воды. Но он какой-то странный! (открывает кувшин, наливает в чашку воды: образуются клубы дыма, из-за которого появляется Хоттабыч).

Волька: Эт, ты Хотабыч! (обнимает старика) У нас сегодня химический вечер, а мне нужно рассказать про воду. Ты поможешь мне?

Хоттабыч: О, Волька! Про воду я знаю все. Иди, смело на вечер и слушай меня. (Уходит)

Класс: На столе приборы, не обходимые для проведения опытов, за партами сидят ученики. На первой парте Волька. За столом учителя прячется Хоттабыч. Входит учитель.

Учитель: Костыльков, расскажите все, что ты знаешь о воде!

(Хоттабыч начинает говорить, Волька повторяет)

Волька: Вода, о высокочтимый учитель, самое нужное вещество на Земле. Арабская пословица говорит: где вода иссякла, там и страна приходит в упадок. Туркмены любят такую пословицу: вода дороже алмаза.

Учитель: Костыльков, ты как-то странно отвечаешь. Построй свой ответ, как я вас учила: состав вещества, как его доказать, физические и химические свойства, значение воды.

Хоттабыч: Да простит меня высокочтимый учитель, я постараюсь исправить свои ошибки. Вода – один из четырех элементов, из которых состоит все сущее (Волька повторяет)

Учитель: Как?! Разве вода - элемент? Сколько элементов известно тебе?

Волька: 108 (Хоттабыч включается в ответ, Волька повторяет). О высокочтимый учитель, мне известно 4 элемента: вода, огонь, воздух, земля.

Учитель: Что с тобой, Костыльков уж не заболел ли ты?

Волька: Нет, я здоров.

Учитель: (замечает Хоттабыча, но не подает вида, про себя) Ага! (Волька откуда же берется вода, по-твоему?)

Волька: Еще в XVII в. монах Кирхе, тот, что изобрел, стекло, объяснял, что вода проходит через всю землю в большом канале. На северном полюсе вода втекает в этот канал, а у южного вытекает. По подземным потокам вода попадает в колодцы.

Учитель: Значит, мы каждый день умываемся морской водой, которая течет по каналу от Северного полюса? Откуда же у тебя такие устаревшие сведения о воде?

Волька: А разве ты не веришь, что я самый старый! (в зале смех)

Учитель: А, Хоттабыч, так вот кто рассказал, нам о взглядах древних на воду! Приглашаем тебя Хоттабыч, на наш вечер. Садись, уважаемый, где тебе удобно.

Ведущий: (В руках держит лист с золотой печатью). Вот тебе великий волшебник, послание от членов кружка, здесь написано великий волшебник, послание от членов кружка, здесь написано самое главное о воде.

(Хоттабыч развертывает чистый лист, вертит его удивленно и передает ведущему).

Хоттабыч: Прочесть, то, что здесь написано, выше моих сил. Быть может, ты смеешься над старым Хоттабычем?

Ведущий: Нет, я не шучу. Здесь есть запись, но ее нужно проявить, (учащийся проявляет написанную на листе запись, в результате появляется формула воды – опыт № 1)

Ученики класса читают стихи о воде,

Стихотворение, написанное учеником 10-го класса.

Она везде, во мне, вокруг.
Большой и малый вертит круг
Она нужна для всех, всегда
Ее название – вода.
Прочно это вещество
Без запаха, без цвета
С простым строением H2O
Спасает жарким летом.
И чтобы знать, откуда взять
И как ее добыть
Надо не голову ломать,
А химию учить.

Ведущий: Короткая запись H2O, а сколько трудов положено ученым разных стран ради того, чтобы установить состав воды! Француз А.Л. Лавуазье пропустил водяные пары через раскаленный ружейный ствол и разложил воду на составные элементы, водород и кислород. Тем самым он впервые доказал, что вода – сложное вещество.

Хоттабыч: Значит, не прав Аристотель, утверждавший что вода – элемент?

Ведущий: Нет, уважаемый Хоттабыч вода состоит из 2-х химических элементов и является сложным веществом. Англичане Кавендиш и Пристли синтезировали воду, сжигая водород в кислороде, тем самым они подтвердили состав воды.

Демонстрация опыта горения водорода в кислороде.

Хоттабыч: А куда же девался флогистон, который содержится в воде?

Ведущий: Никакого флогистона, Хоттабыч, не существует. Химики прошлого придумали флогистон-субстанцию с отрицательным весом – для объяснения процесса горения. Мы теперь знаем, что горение – это экзотермическая реакция, сопровождающаяся выделением большого количества теплоты. А сейчас, Хоттабыч, послушай, что расскажут наши юные химики о воде. Вода - привычное для нас вещество. И в тоже время, сколько в нем необычного. Свойства воды не подчиняются общим закономерностям. В ее свойствах много отклонений, аномалий.

Ученики по очереди делают сообщения об аномалиях воды:

Сообщения об аномалиях делают учащиеся. Рассказ сопровождается показом таблиц, схем с цифрами о каждой аномалии.

Аномалия первая: ближайшие родственники воды H2S, H2Se, H2Te (формулы записаны) представляют собой газы, которые имеют tкип и tпл ниже 0° С. Вода плавиться и кипит при значительно более высокой температуре. Известно, что tкип и tпл у нее наивысшая. (Ученик демонстрирует рисунок). Эту аномалию можно объяснить тем, что молекулы воды способны сцепляться друг с другом. Атом кислорода одной молекулы притягивает атом водорода другой, связь между молекулами воды называю, водородной за счет нее молекулы связываются друг с другом и образуют целые группы молекул. Это затрудняется испарением воды, а, следовательно, повышается. (Демонстрация рисунка)

Аномалия вторая: Вода – единственное вещество, которое при затвердении расширяется. (Демонстрация рисунка, кристаллические решетки льда…)

Аномалия третья: Самое привычное для нас состояние воды - это жидкое. Однако из того, что tкип воды – ее аномальное свойство, следует, что в условии нашей земли жидкое и твердое состояние ее – также аномалии…

Аномалия четвертая: Наличие водородных связей между молекулами затрудняет испарение воды, поэтому у нас очень высокая теплота испарения.

Демонстрация опыта: несгораемый платок. Ученик демонстрирует и задает вопросы классу – Почему не сгорает платок? С чем это связано?

(нет ни одного вещества, у которого бы удельная теплота испарения была бы больше чем у воды…) Каждую минуту водяной пар отдает атмосфере земли огромное количество энергии - 2,2∙1010 Дж (Демонстрация рисунка).

Аномалия пятая: В кристаллах льда, как и в жидкой воде, каждая молекула воды связана водородными соединениями с четырьмя соседними. Поэтому при плавлении льда присоединиться затрачивать большую энергию. Вода имеет высокую теплоту плавления, удельная теплота плавления льда 335 Дж на 1г. когда наступает зима, образуется лед, вода отдает энергию, выполненную при плавлении льда, обратно, подогревая землю и воздух.

Аномалия шестая: У воды самое высокое поверхностное натяжение, из всех жидкостей, кроме ртути.

Аномалия седьмая: Вода самое распространенное вещество на земле…

Демонстрация опыта: Ученик берет колбу с пробкой, в которой вставлен термометр, наливает в нее воды и отмечает температуру, а затем наливает туда H2 SO4 и отмечает повышение температуры, т.е. растворение не сводится к растворению молекул кислоты между молекулами воды, а между ними происходит взаимодействие, что приводит к образованию гидратов.

Демонстрация опыта: Демонстрация магния под водой.

Демонстрация опыта: Взаимодействие натрия с водой.(Через кодоскоп, в чашке с Петри).

Демонстрация опыта: Вода – катализатор. Взаимодействие алюминия с йодом.

Демонстрация опыта: Взаимодействие водорода с кислородом воздуха. (Консервированная банка с отверстием заполняется водородом из аппарата Киппа, отверстие закрывают, а затем подносят зажженную лучинку)

Слово ведущему: Поговорим о значении воды.

Хоттабыч: Вода – очень нужное вещество, без него нет жизни. Помню в 523г. непобедимое 50 – тысячное войско шаха Камбиза переходило через Ливийскую пустыню. Никакой противник не мог противостоять этому войску. Но в пустыне без воды погибли все 50 тыс. воинов.

Волька: Если бы! Человек не может прожить без воды и 4-х дней. Удивительно, что человек сам состоит на 65% из воды. Больше всего воды содержит мозг Хоттабыч, шутливо гладит Вольку по голове… одна вода в твоем мозге! В молоке содержится 85 – 90%. Вода – истинный друг человека, но она может быть и врагом. Сколько бед приносит наводнение, когда бурные реки выходят из берегов.

Хоттабыч: На моей памяти река Ганг в 1781г. обрушила, на Калькутту штормовую и в несколько мгновений уничтожил 300тыс. человек. А в 1876г. река Брахмапутра унесла в Индийский океан 200тыс. человек.

Учащиеся разгадывают кроссворд, отвечают на вопросы химической викторины, отвечают на вопросы почему, подготовленные членами кружка.

Просмотр фрагментов документального видеофильма «Вода». Авторы: М. Вайгер, М. Дайновец, В. Лисовский, А. Медведев; 2006 г., ФГУП ГТК «Телеканал «РОССИЯ» (Уникальные съемки, сложная графика, участие представителей всех религиозных конфессий, открытия ученых России, Казахстана, Швейцарии, Израиля, США, Англии, Австрии, Японии, Китая, Тибета).

 

 

На каждом столе предлагаемый вариант кроссворда.

По вертикали:

  1. Вода в предметах, которая обнаруживается на ощупь (влага).
  2. Замкнутый естественный водоем (озеро).
  3. Обрыв русла реки (водопад)
  4. Река, соединяющаяся с большой русской матушкой – рекой (Дон)
  5. Одно из физических состояний воды (лёд)
  6. Река, впадающая в Балтийское море, протекает по Белоруссии и Литве (Неман).
  7. Любимая река Т.Т. Шевченко (Днепр).

По горизонтали:

  1. Химический элемент III группы (бор)
  2. Река, впадающая в Каспийское море, в проток Янк (Урал)
  3. Короткая, но большая река, впадающая в Финский залив (Нева)
  4. Большая русская река (Волга)
  5. Самый большой водоем на поверхности земли (океан).
  6. Сооружение для питья воды (колодец).
  7. Видимая вода в воздухе (туман).
  8. Физическое состояние воды (пар).
  9. Река на Дальнем Востоке (Амур).
  10. Вода в воздухе в виде игольчатых кристаллов (иней).

Вопросы химической викторины:

  1. Почему вода не горит, и не горят водород и кислород, который входят в ее состав?
  2. Почему мерзлое белье сушат на морозе?
  3. Назовите 9 сооружений или приспособлений по использованию воды?
  4. Назовите 8 наименований состояния воды, принятые в метеорологии?
  5. Какая разница между сырой водой и кипяченой?
  6. Назовите 15 технических устройств по использованию воды для питья?

Проблемы защиты окружающей среды.

Творчество учащихся (читают авторские стихи, сказки, пословицы о воде, на экологические темы)

Слово учителя: подведение итогов урока.

К уроку прилагается презентация.

Литература:

  1. Александрова М.А. Очистка воды от загрязнителей.- М.,2005.
  2. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии.- М.,1995.
  3. Банников А.Г., Рустамов А.К., Вакулин А.А. Охрана природы.- М., 1987.
  4. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. - М., 1998.
  5. Хорунжая Т.А. Методы оценки экологической опасности.-М.,1998.
  6. Петрянов И.В. Самое удивительное необыкновенное вещество в мире. М., Педагогика, 1975.
  7. Фиалков Ю.Я. Необычные свойства обычных растворов. М., Педагогика, 1978.