Цель: расширить и систематизировать знания по теме «Конус и цилиндр», решать практические задачи на расчёт объёмов и площадей поверхностей цилиндра и конуса.
Оборудование: цилиндры, конусы, мензурка, цилиндр на нити, микрометр, штангенциркуль, линейки, формулы, карточки, компьютер, проектор, экран.
Задачи:
- Образовательная:
- отрабатывать знания основных формул вычислении объёмов и площадейповерхностей конуса и цилиндра, уметь применять эти знания при решении задач практическойнаправленности.
- Развивающая:
- развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать,классифицировать;
- развивать и совершенствовать умения применять накопленные знания в изменённой ситуации.
- Воспитательная:
- воспитывать аккуратность и ответственность за результат труда.
Подготовительный этап: за две недели до проведения урока, класс делится на две группы. Каждая группа представляет лабораторию научно-исследовательского института. Каждой лаборатории учитель даёт задание по поиску информации: это может быть проведено по методике Web-квестов, а также самостоятельному поиску информации в Интернете, научно-популярной литературе. Найденная информация представляется в виде презентаций в среде Pover Point и основного текста. Учитель помогает в анализе полученной информации, её представлении в электронном варианте. У каждого ученика есть памятка публичного выступления, помогающая подготовится к защите докладов. Урок рассчитан на 45 минут.
Памятка «Правила публичного выступления»
1. Ясно и доступно излагайте суть проблемы6
говорите чётко, громко, неспеша, делая паузы.
2. Спокойно, не перебивая собеседников,
выслушайте различные точки зрения и вопросы;
ответьте на вопросы.
3. Обращайтесь к собеседникам по имени, а не по
фамилиям. Помните, что самое любимое слово для
каждого человека – его имя.
4. Закончив выступление, поблагодарите
слушателей за внимание.
Тип урока: обобщение знаний с элементами защиты проекта.
Лаборатория №1
Задание.
1. Изучите тему «Цилиндр».
2. Найдите информацию о том, как рассчитываются
площадь и объём цилиндра.
3. Найдите информацию о практическом применении
цилиндра.
Лаборатория №2
Задание.
1. Изучите тему «Конус»
2. Найдите информацию о том, как рассчитываются
площадь и объём конуса.
3. Найдите информацию о практическом применении
конуса.
ХОД УРОКА
Организационный момент
На уроке сегодня расширим и обобщим знания
по телам вращения «Цилиндр и конус». (Слайд
1) Приложение 1
Мы уже познакомились с основными
характеристиками тел вращения. Сегодня урок
будет посвящен практической
направленности цилиндра и конуса.
Вам нужно научиться решать практические
задачи на расчёт объёмов и площади поверхности
цилиндра и конуса.
Девизом нашего урока будет мысль профессора
Нойгуузера.
«Знание, добытое без личного усилия, без личного
напряжения, – знание мертвое. Только пропущенное
через собственную голову становится твоим
достояние». (Слайд 2)
(Слайд 3) На данном слайде мы видим нефтебазу, которая расположена рядом с посёлком, а ёмкости для хранения топлива представляют цилиндры.
Перед инженером по обслуживанию данных ёмкостей стоят основные задачи:
1. Каков объём емкостей, для того, чтобы знать
сколько топлива в них можно налить.
2. Ёмкости металлические и стоят под открытым
небом, то для того чтобы избежать коррозии их
через определённое время нужно красить, а для
этого нужно знать площадь поверхности.
Перед вами стоит задача, рассчитать объём и площадь поверхности ёмкости №10. Для этого мы посмотрим презентацию о цилиндре. (Приложение 2)
После просмотра презентации учащиеся вешают на доску новые формулы.
По этим формулам решаем практическую задачу, которая была сформулирована в начале урока.
(Слайд 4) Поселкообразующее производство,
которое вырабатывает щебень разной фракции, в
конце смены собирается в конус. Руководителям
производства нужно знать объём произведённой
продукции. На производстве этими вопросами
занимается маркшейдер. Сегодня маркшейдер –
это специалист, осуществляющий планирование и
контроль всех этапов строительства подземных
сооружений и разработки горных выработок.
(Происходит от нем. Markscheider – отделитель). Данную
специальность можно получить в горных ВУЗах.
Чтобы ответить на вопрос нам нужно знать формулы
расчёта объёма конуса.
Для этого мы посмотрим презентацию о конусе,
которую подготовила вторая половина класса.
Презентация о конусе. (Приложение 3)
Повесить на доску новые формулы.
Решение задачи № 7 стр. 361 (учебник под ред. А. В. Погорелова)
Куча щебня имеет коническую форму, радиус
основания которой 2 м, а образующая 2,5 м. Найдите
объём кучи щебня.
Объёмы не только вычисляются, но и
измеряются. Вы измеряли объёмы тел при помощи
мензурки и воды.
В: Удобно ли этим методом пользоваться для
вычисления объёмов?
От: Нет, т. к многие емкости не опустишь в воду.
Следовательно, нужно знать расчётные формулы. Но
всё в жизни знать не возможно, поэтому эти
формулы находятся в справочнике под ред.
Генденштейна стр 160.
Перейдём к лабораторной работе.
У вас на столах стоят тела вращения и лежит бланк
для выполнения этой работы. (Приложение
4)
Подписали бланки. Вам нужно измерить диаметры и высоты тел вращения, по этим данным вычислить объёмы и площади поверхности тел вращения. После вычисления, вы с бланками подходите к столу по своим ответам выбираете соответствующую букву и вешаете её на доску под своим номером. (С обратной стороны карточек записаны ответы к лабораторным работам, которые делали учащиеся) (Приложение5)
– Что же связывает два этих слова? Ответ получаем из слайда. (Слайд 4)
На лабораторной работе для измерении диаметров и высот данных фигур вы пользовались линейками, но не всегда для измерения диаметров удобно пользоваться линейкой, потому что есть проволока маленького диаметр. Для этого мы в физики пользовались штангенциркулем и микрометром.
Решение задача №11. Стр 361.
Стог сена имеет форму цилиндра с коническим верхом. Радиус его основания 2,5 м, а высота 4 м, причём цилиндрическая часть стога имеет высоту 2,2 м. Плотность сена 0,03 г/см3. Определите массу стога сена.
Итог урока
– Что мы нового узнали на уроке?
– Где нам это нужно в жизни?
Домашнее задание
п. 202, 203, 208, 209. В 1, 2, 7, 8, №42, 49.
P.S. Приложения 2, 3 можно не располагать на электронных носителях, т. к. эти презентации творчество учащихся.