Внеклассное мероприятие "Прощать значит любить"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями


Актуальность данной темы обусловлена проблемами, с которыми мы, педагоги, сталкиваемся в процессе воспитания подростков. Это агрессия и жестокость подростков  по отношению к сверстникам и к своим родителям, цинизм и  отсутствие желания понимать  и прощать других.

До проведения мероприятия рекомендуется провести родительское собрание, где родителям будут предложены вопросы, касающиеся  родительской любви и прощения. Ответы родителей  используются в ходе проведения мероприятия

Цель: способствовать формированию и развитию у обучающихся  таких духовно-нравственных ценностей как сочувствие, сострадание, желание понять и принять другого человека.

Задачи:

  • развивать умение  к анализу и осмыслению  получаемой информации, развивать рефлексию;
  • способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя самого и другого;
  • воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов;
  • помочь обучающимся понять необходимость прощения, почувствовать радость от данного поступка.

Используемые методы в ходе проведения мероприятия:

  • направленная беседа,
  • групповая дискуссия,
  • ролевая игра,
  • элементы арттерапии (сказкотерапия, музыкотерапия).

Наглядный материал:

  • репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
  • Библия
  • На доске размещены эпиграфы (Приложение 1)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вступление

Педагог озвучивает тему мероприятия и  зачитывает эпиграф:

Любить – это значит прощать,
прощать – это значит понять,
понять – это значит знать,
знать – это приблизиться к порогу мудрости.

Н.К. Рерих.

Педагог: Ребята, сегодня у нас очень важная тема занятия, интересная и актуальная для каждого из нас. С ней вы будете постоянно сталкиваться в жизни. Нам очень часто приходится терпеть от кого-то обиды. А что же такое обида? (Ответы ребят.)
Педагог: Обида – несправедливо нанесенное оскорбление, огорчение, а также чувство, вызванное этим огорчением. Коли есть обида, значит, есть обидчик. Кто такой обидчик? (Ответы ребят)
Педагог:Обидчик – это тот, кто обижает кого-то. Раз есть обидчик, есть и обиженный. Кого можно назвать обиженным человеком?
Педагог: Обиженный тот, кто выражает чувство обиды. Я предлагаю вам послушать стихотворение Эдуарда Асадова которое я и ваши родители – читали и даже учили наизусть, когда были в вашем возрасте.

Звучит стихотворение Э. Асадова  «Трусиха». (Приложение 2)

Обсуждение стихотворения:

– Ребята, как вы думаете, встретятся ли вновь парень с девушкой или нет? Почему? (Отвечает каждый обучающийся по кругу)
– Что чувствует девушка после произошедшего инцидента? (Отвечают обучающиеся по желанию)
– А что чувствует юноша?  (Отвечают обучающиеся по желанию)
Педагог: Я считаю, что девушка – « бесшабашная натура», которая вовлекает в опасную ситуацию себя и молодого человека. Ведь она своими фразами провоцирует по отношению к себе и молодому человеку агрессивные и, вполне возможно преступные действия. Вдруг это показное проявление превосходства? И все-таки, как же, по вашему мнению, будут развиваться отношения между юношей и девушкой?

(Педагог в ходе обсуждения должен подвести  ребят к мысли о том, что  каждому человеку необходимо учиться ставить себя на место другого, стараться понять и принять его аргументы, даже если они не всегда совпадают с их собственными суждениями и убеждениями)

2. Ролевая игра «Встреча»

(Девушка  и юноша встречаются  после случая, описанного в стихотворении)

Обсуждение с  обучающимися разыгранной  ситуации.

3. Направленное обсуждение

Педагог: Ребята, а есть ли среди вас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руку. Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся. (Отвечает каждый обучающийся по кругу)
– А есть ли среди нас тот, кто сам никого не обижал?  Наверное,  каждому человеку случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то.
Какие чувства испытывает человек, обидевший кого-либо. (Отвечает каждый обучающийся по кругу)
–  Как же быть человеку,  когда после конфликта, остается обида, злость, у него возникает желание отомстить, во что бы то ни стало? А если ему предстоит учиться с этим человеком в одной группе?
– Что делать обиженному человеку, если его обидели близкие люди: мама, папа, брат или сестра? (Обучающиеся  отвечают по желанию)

Педагог: Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннеса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев – «мамихпапинатапа» Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия: «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый сделает первым то, чего хотят оба, но не делают этого в надежде, что это сделает другой»
– Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из своей жизни и ответьте: «Чего хотят оба?»
 (Обучающиеся  отвечают по желанию)
– Всегда ли любой человеческий поступок можно простить? (Отвечает каждый обучающийся по кругу)

Педагог: Существуют вечные, непреходящие темы и сюжеты, к которым человечество обращается постоянно, на всем протяжении своей истории. Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возвращения, сила всепрощающей любви – одна из таких тем. Ее то и воплотил в своей картине «Возвращение блудного сына» голландский художник Харменс Ван Рейн Рембрандт.
Нам нужно понять, какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое полотно. В его основе лежит библейский сюжет – «Притча о блудном сыне» (Приложение 3).
Вспомним притчу и подумаем о добре и зле, мести и прощении, ненависти и всепрощающей любви.

4. Работа с притчей и с репродукцией картины 

(Педагог читает притчу)

Педагог: Как вы думаете, какой момент в этой притче самый волнующий, самый драматичный? (Ответы обучающихся)

– Именно этот фрагмент стал основой для сюжета картины.

Репродукция картины  Р.Рембранта представлена на доске и раздается в руки каждому обучающемуся.

Педагог: Внимательно рассмотрите картину. И ответьте на мои вопросы:

– Чьи фигуры изображены в центре картины?
– Видно ли лицо сына?
– Какие детали показывают, что жизнь блудного сына была не из легких?
– Что говорит о его раскаянии?
– Каким чувством проникнут отец?
– Что выражают руки и лицо старика?
– Что выражают лица стоящих рядом?
– Говорят ли люди? Пытаются ли вмешаться?
– Какова композиция картины?
– В чем заключается идея картины?

5. Эмоциональное погружение в сюжетную линию картины

Педагог  расставляет на четырех столах таблички с надписями: «Отец», «Блудный сын», «Старший сын», «Близкие друзья семьи».

Педагог: Предлагаю вам пересесть за любой стол, по вашему желанию. Слушая рассказ и музыку, постарайтесь представить себя одним из действующих лиц, изображенных на картине.

На фоне « Токкаты и фуги  ре минор» И. Баха педагог читает  рассказ (Приложение  4).

Педагог: А теперь я попрошу вас подумать о том, какова позиция  художника в этой картине –  вы можете согласиться или поспорить с ним. Предлагаю вам стать участниками игры, в которой я – корреспондент, а вы персонажи картины, которым я буду задать вопросы.

«Отец», скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда младший сын ушел из дому, взяв полагающееся ему наследство?
– Что вы ощутили, увидев возвращающегося домой сына?
– Что заставило вас с почестями принять опозорившего вас сына?

 «Блудный сын», что вы почувствовали, увидев отца, встретившего вас с радостью?
– О чем вы подумали, когда пришли в себя?
– Как, впоследствии, изменится ваше поведение?

«Старший брат», какие чувства вызвала у вас радость отца при встрече с младшим сыном?
– Каково ваше отношение к брату?

«Друзья семьи», чего, на ваш взгляд, заслуживал блудный сын?
– Что вы думаете о реакции отца на возвращение сына?
– Кто, по вашему мнению, достоин восхищения в этой ситуации?

Педагог: Спасибо. А теперь вопросы ко всей группе. Как вы думаете, почему отец простил младшего сына? (Отвечают обучающиеся) 

Педагог: Да, отец умел любить, поэтому простил ошибку сына и забыл об оскорблении. Взгляните на эпиграфы и найдите цитату из Библии о концепции  христианской любви. (Зачитывается один из эпиграфов)
– Как вы понимаете слова отца, сказанные о младшем сыне: «… был как бы мертв и ожил?»
– Кто, по вашему мнению, в притче не следовал библейскому совету: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?
– Притча – это, как известно небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение. Чему же учит эта притча и картина Рембрандта? (Отвечают обучающиеся)
Педагог: Возможно, кто-то из вас, ребята, не определился, принять ли идею притчи и картины о всепрощающей любви или отвергнуть ее. Может быть, пристать к тому или другому берегу помогут вам родители, с которыми я общалась на родительском собрании. Они отдельно друг от друга отвечали на один вопрос: « Если ваш сын совершит ошибку, возможно серьезную, так, что все отвернутся от него, вы готовы простить, помочь и любить, несмотря ни на что?»

Педагог зачитывает ответы родителей.

Педагог: Как вы думаете, можно ли, зная, что любящие вас простят и помогут, сознательно приносить им боль и несчастье? (Отвечают обучающиеся)
– Ваши мамы и папы сказали, пожалуй, о самом важном в жизни каждого человека. Всепрощающая любовь существует не только на страницах Библии и на картине художника, но и в жизни рядом в сегодняшнее непростое время. Об этом же сказал французский писатель Антуан Экзюпери: «Ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

– Чтобы к вам были добры, будьте добры и милосердны сами.

Звучит песня Е. Крылатова  «Прекрасное далеко».

Педагог: Песня, которая сейчас прозвучала, – мое пожелание вам: любите и учитесь прощать, взращивайте в себе семена добра, укрепляйте их. Будет ваша жизнь прекрасной или жестокой – зависит от вас!

6. Подведение итогов

Педагог: Попрошу всех взяться встать в круг, взяться за руки и почувствовать тепло, исходящее от каждого.
– Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня подарить сердечко как символ любви. Это не просто игрушка, а знак, который будет напоминать вам слова Норта: «Прощение не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время когда он, казалось, был лишен права на них»

Подарок и напутственные слова вручаются каждому.