Тема: «Царь Алексей Михайлович Романов».
Цели урока:
- Познакомить обучающихся с личностью царя Алексея Михайловича и охарактеризовать внутреннее положение России в первые годы его царствования.
- Работать над развитием критического (аналитического) мышления обучающихся.
- Воспитывать чувство уважения к истории нашего Отечества.
Стадия «Вызов»
Учебная задача | Форма работы |
Пробуждение интереса к изучаемой теме | Использование медиаресурсов (мультимедийная презентация) |
Актуализация прежних знаний | Приём «Аналогия в схемах» |
Активизация мыслительной деятельности | Приём «Три подсказки» Самостоятельная формулировка темы урока |
Стадия «Осмысление»
Учебная задача |
Форма работы |
Знакомство обучающихся с личностью царя Алексея Михайловича | Лекция с элементами беседы (использование дополнительного материала) |
Характеристика внутреннего положения России в первые годы царствования Алексея Михайловича |
Чтение и анализ предложенного учебного текста. Работа в группах по выполнению дифференцированных заданий |
Стадия «Рефлексия»
Учебная задача | Форма работы |
Выявление уровня усвоения изучаемого материала | Защита итогов работы в группах (представление, обсуждение). |
Пробуждение интереса к дальнейшему изучению темы | Использование медиаресурсов (мультимедийная
презентация) Дифференциация домашнего задания |
Время реализации занятия: 40 минут
Авторский медиапродукт: Презентация 14 слайдов; операционная среда Windows XP, редактор Microsoft Power Point, Microsoft Word (Приложение 1)
Целесообразность использования медиапродукта:
- Повышение эффективности усвоения учебного материала
- Развитие наглядного образного мышления за счет повышения уровня наглядности
- Развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, систематизировать весь предлагаемый материал
- Интенсификация учебно-воспитательного процесса
Оборудование: компьютер, проектор
ХОД ЗАНЯТИЯ
Слова учителя: «Здравствуйте. Я рада
вас видеть.
Мигель де Сервантес писал: «История – это
сокровищница наших деяний, свидетельница
прошлого, пример и поучение для настоящего,
предостережение для будущего». Для меня история,
это как машина времени, которая позволяет
совершать путешествие в прошлое, открывать много
нового и интересного. И сегодня я приглашаю вас в
такое путешествие».
«Вызов» – первый этап урока.
Обучающиеся самостоятельно определяют тему
урока при помощи подсказок учителя.
Подсказка 1.
Посмотрите на слайд (Приложение
1, слайд 2)
и скажите, что изображено на представленной
иллюстрации? Что символизируют эти предметы?
Посмотрите на слайд (Приложение
1, слайд 3)
и ответьте, по какому принципу образована
представленная схема? Почему вы так решили? (Принцип:
отец, сын)
Подсказка 3. В схеме написано имя того, с кем мы
сегодня познакомимся более подробно, и о ком речь
не шла еще на уроках истории. О ком я говорю? (Алексей
Михайлович)
А теперь сопоставим все три подсказки (Приложение
1, слайд 4) и сформулируем тему нашего
урока.
Обучающиеся самостоятельно формулируют
тему урока «Царь Алексей Михайлович Романов»
(Приложение 1, слайд 5).
Второй этап урока – «Осмысление»
Сегодня мы познакомимся со вторым царем
династии Романовых – Алексеем Михайловичем,
который правил с 1645-1676 гг. и рассмотрим внутренне
положение России в первые годы его царствования.
Современники прозвали его Тишайшим. А как вы
думаете, почему он получил такое прозвище?
Варианты детей.
Предлагаю обратиться к слайду (Приложение
1, слайд 6)и посмотреть, что по этому
поводу писал историк В.О. Ключевский.
Задание:
Ребята, выделите ключевые слова, которые
объясняют характер царя.
Алексей Михайлович был добрым, незлобным,
строгим, но справедливым человеком. Иногда у него
случались вспышки гнева, но, остынув, он спешил на
встречу обиженному со словами примирения. К
царствованию Алексея готовили заранее: в 5 лет
стали учить читать, в 7 – писать. В зрелые годы он
не только писал многие документы, но сочинял
вирши (стихи). Всю жизнь собирал библиотеку и
часы, проведенные за книгой, сделали его одним из
образованнейших людей своего времени.
Большое влияние на юного государя оказывал его
воспитатель (дядька) – боярин Борис Иванович
Морозов, который практически и управлял страной
первые три года.
Алексей Михайлович был человеком набожным (Приложение 1, слайд 7).
Выстаивал долгие часы церковной службы, привечал
богомольцев, нищих и обездоленных.
Любимым занятием царя была соколиная охота. На
книге, посвященной соколиной охоте он сделал
надпись, которая впоследствии стала известной
русской пословицей (Приложение
1, слайд 8). Назовите пословицу, с
помощью моей подсказки: по словарю Даля, охота –
одно из названий слова потеха (Приложение
1, слайд 9). А какую же надпись сделал
Алексей Михайлович на книге? Выслушиваются
варианты детей, ответ появляется на слайде 9 по
щелчку мыши: «Делу – время, потехе – час».
Ребята, как современники прозвали Алексея
Михайловича? Но, несмотря на его прозвание, в годы
его правления произошли важные события XVII века:
Соляной бунт, Медный бунт, восстание под
предводительством С.Разина, Соборное уложение,
церковная реформа патриарха Никона (Приложение
1, слайд 10).
И сегодня на уроке мы поговорим об одном из
событий. Как вы думаете, о каком? Почему вы так
решили?
Я предлагаю вам выступить в роли исторических
исследователей и переместиться в архив. Среди
множества пыльных папок вы нашли документ времен
правления Алексея Михайловича. Данный документ
лежит у вас на столах (см. Приложение
2). Посмотрите, как он называется? Что
может означать это название? Варианты
обучающихся.
Ребятам предлагается самостоятельно
ознакомиться с данным документом.
А теперь я предлагаю выйти из архива (встать из-за
столов), потянуться вправо, влево и перейти к
рабочим столам. Сейчас мы поработаем в группах.
Задания группам (Приложение 1, слайд 11):
- 1 группа. Найдите в тексте слова, которые могут быть непонятны нашим современникам (человеку XXI века) и запишите их на листе. Дайте им объяснение.
- 2 группа. Выделите фразы и предложения, которые больше всего запомнились или произвели впечатление (не более 5 фраз) и запишите их на листе.
- 3 группа. Сформулируйте вопросы для своих одноклассников и запишите их на листе (вопросов должно быть не больше, чем абзацев в тексте).
Третий этап урока – рефлексия
По завершению работы каждая группа
представляет свой мини-проект и происходит их
обсуждение.
В завершение урока предлагается прослушать
небольшой текст о правлении царя Алексея
Михайловича (Приложение 1,
слайд 12) .
Вывод по уроку. Сегодня на уроке мы рассмотрели только страницу главы истории Российского государства времен правления Алексея Михайловича. И в дальнейшем нам предстоит изучить много нового и интересного.
Домашнее задание (Приложение 1, слайд 13)
- Прочитать параграф восьмой и выполнить задание на ваш выбор:
- Найти дополнительную информацию о личности царя Алексея Михайловича (Интернет, справочники, энциклопедии и т.д.).
- Составьте кроссворд к § 8
- Эссе на тему: «Каким вы увидели царя в ходе Соляного бунта?»
Поблагодарить ребят за работу на уроке и попросить оценить урок, заполнив лист-опросник.
Лист оценки урока
Мне было | Я работал | Мне понравилось работать | Я ставлю себе | Я ставлю учителю | |||||||||||
интересно | неинтересно | активно | неактивно | как обычно | с иллюстрациями | в группе | индивидуально | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Использованная литература:
- Даль Владимир Толковый словарь живого великорусского языка6 Т. 1-4. – М.: Рус.яз., 1989.
- http://www.spsl.nsc.ru/history/kluch/kluch56.htm
- Пчелов Е.В. История России 7 класс. Русское слово.:2008.