Тема: Неопределенная форма глагола. (1 урок)
Цели:
- Познакомить детей с неопределённой формой глагола, как формой, которая не изменяется по числам и временам.
- Учить выделять глаголы неопределённой формой в контексте, образовывать начальную форму глагола.
- Развивать внимание, память, расширять словарный запас детей.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- учебник;
- карточки со словами;
- карточки для работы в группах;
- магнитофон;
- картинки с изображением деревьев.
ХОД УРОКА
I. Организация класса на работу
II. Повторение изученного материала
На доске:
отъехал,
прочитает,
благоухать,
чувствует,
засмеётся,
празднует,
съел
– Внимательно прочитайте слова.
– Что их объединяет? (Глаголы)
– Как можно эти глаголы разделить на группы? (По
временам, по орфограммам).
– Разделим по временам (вспомнить вопросы)
настоящее время прошедшее время будущее время
празднует
отъехал
прочитает
чувствует
съел
засмеётся
– Какие орфограммы встретились?
– Какое слово осталось? (Благоухать)
– Обсудите в парах, что это за глагол, почему он
остался? (У него нельзя определить время. А
число? Нет).
– Как называются такие глаголы?
III. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке познакомимся с н е о п р е д е л ё н н о й ф о р м о й г л а г о л а и узнаем, чем эти глаголы отличаются от других глаголов.
IV. Минутка чистописания
– Чтобы красиво записать глагол благоухать
в тетрадь, проведём минутку чистописания.
Назовите безударные гласные в этом слове (а, о, у ).
Напишем цепочки из этих букв (можете составить
свои).
– Что обозначает слово благоухать? Найдите по
словарю (Ожегов, с. 45 Приятно пахнуть).
– Задайте вопрос. Прочитаем слово
орфографически. Запишите в тетрадь с вопросом,
подчеркните безударные гласные:
Что делать? благоухать
V. Работа над новым материалом
– Почему глагол «благоухать» оказался лишним, не попал ни в одну из групп? (Отвечает на вопрос что делать?, не можем определить время и число)
Вывод: с. 212
– Поиграем в игру «Кто самый внимательный?» Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи, вы записываете только глаголы в неопределённой форме (у доски два ученика).
ходит, ходить, кость, косит, косить,
кровать, крыть, сесть, носят, носить.
(Взаимопроверка в парах)
– Что общего у этих глаголов? (Стоят в
неопределённой форме)
– Чем они отличаются от других глаголов? (Нельзя
определить время и число)
Послушайте сказку. Как по-другому называется неопределённая форма глагола? (Начальная форма глагола).
На доске слова:
рисовал рисовать Поставим слова в неопределённую
бегут бежать (начальную) форму.
поёт петь
кормят кормить
стрижёт стричь
Идёт идти
– Чем оканчиваются все глаголы? (-ть, -ти, -чь – этим отличаются от других глаголов)
Вывод: на какие вопросы отвечают, чем отличаются от других глаголов?
VI. Физминутка
– Если услышите глагол в неопределённой форме, присесть, руки вперёд.
Если хочешь отвечать,
Руку не забудь поднять.
Если спросят, надо встать,
Чётко, громко отвечать.
VII. Работа в группах
I и II группы. Найти в тексте глаголы неопределённой формы, выписать, объяснить, как узнали.
Как хорошо уметь читать,
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать.
III и IV группы. Собрать глаголы из отдельных частей слова, что за глаголы записали? Как узнали?
Приставки: по- вс- при-
Корни: -черн- - порх- -сматр-
Суффиксы: -е- -ну- -ива-
Суффиксы: -ть -ть -ть
(почернеть, вспорхнуть, присматривать)
I и II группы. записать однокоренные глаголы в неопределённой форме. Как узнали?
Любовь, дружба, учение, крик, вера
(любить, дружить, учить, кричать, верить)
VIII. Работа по учебнику (у. 566)
– Какая главная мысль текста?
– О чём сообщает автор, чтобы показать, что ива –
не прихотливое дерево?
– Какие ещё деревья знаете?
– Какую пользу они приносят? (Поглощают
углекислый газ, очищают воздух от пыли,
задерживают снег на полях)
– Там, где много деревьев и кустарников, всегда
свежий и чистый воздух.
– Как надо относится к природе?
Ромашки – описать своё любимое дерево,
используя глаголы неопределённой формы (Моё
любимое дерево – …)
Васильки – записать два – три предложения, как
надо относится к природе, деревьям (использовать
слова – беречь, ухаживать, сажать)
Одуванчики: выписать из упражнения предложения с
глаголами неопределённой формы, подчеркнуть эти
глаголы. Доказать.
IX. Послушайте стихотворение. Как ещё называют глаголы, с которыми мы сегодня познакомились?
Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец.
Инфинитив – звучит приятно,
Я вам назвался, наконец!
X. Домашнее задание
I группа – составить сказку про инфинитив (неопределённую форму глагола)II и III группы, у. 568
XI. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– На какие вопросы отвечают глаголы
неопределённой формы, чем отличаются от других
глаголов?
На доске:
дарить подарить
бежать убежать
строить перестроить
– Что общего у этих слов? (Глаголы
неопределённой формы)
– Чем отличаются глаголы 1 столбика от глаголов 2
столбика? (Вопросом, приставкой)
– О том, как называются эти слова, мы узнаем на
следующем уроке.
– Урок окончен.
Дополнительное задание: Найти одинаковые по звучанию слова, определить части речи, определить время глагола.
На то и печь, чтобы блины печь.