Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Неопределённая форма глагола"

Разделы: Начальная школа


Тема: Неопределенная форма глагола. (1 урок)

Цели:

  • Познакомить детей с неопределённой формой глагола, как формой, которая не изменяется по числам и временам.
  • Учить выделять глаголы неопределённой формой в контексте, образовывать начальную форму глагола.
  • Развивать внимание, память, расширять словарный запас детей.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • учебник;
  • карточки со словами;
  • карточки для работы в группах;
  • магнитофон;
  • картинки с изображением деревьев.

ХОД УРОКА

I. Организация класса на работу

II. Повторение изученного материала

На доске:

отъехал,             прочитает,                   благоухать,
чувствует,          засмеётся,                   празднует,                  съел

– Внимательно прочитайте слова.
– Что их объединяет? (Глаголы)
– Как можно эти глаголы разделить на группы? (По временам, по орфограммам).
– Разделим по временам (вспомнить вопросы)

настоящее время               прошедшее время               будущее время

празднует                              отъехал                                 прочитает
чувствует                              съел                                       засмеётся

– Какие орфограммы встретились?
– Какое слово осталось? (Благоухать)
– Обсудите в парах, что это за глагол, почему он остался? (У него нельзя определить время. А число? Нет).
– Как называются такие глаголы?

III. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня на уроке познакомимся с н е о п р е д е л ё н н о й   ф о р м о й    г л а г о л а и узнаем, чем эти глаголы отличаются от других глаголов.

IV. Минутка чистописания

– Чтобы  красиво записать глагол благоухать в тетрадь, проведём минутку чистописания. Назовите безударные гласные в этом слове (а, о, у ). Напишем цепочки из этих букв (можете составить свои).
– Что обозначает слово благоухать? Найдите по словарю (Ожегов, с. 45 Приятно пахнуть).
– Задайте вопрос. Прочитаем слово орфографически. Запишите в тетрадь с вопросом, подчеркните безударные гласные:

Что делать?   благоухать

V. Работа над новым материалом

– Почему глагол «благоухать» оказался лишним, не попал ни в одну из групп? (Отвечает на вопрос что делать?, не можем определить время и число)

Вывод: с. 212

– Поиграем в игру «Кто самый внимательный?» Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи, вы записываете только глаголы в неопределённой форме (у доски два ученика).

ходит,       ходить,     кость,        косит,        косить,
кровать,    крыть,      сесть,        носят,        носить.

(Взаимопроверка в парах)

– Что общего у этих глаголов? (Стоят в неопределённой форме)
– Чем они отличаются от других глаголов? (Нельзя определить время и число)

Послушайте сказку. Как по-другому называется неопределённая форма глагола? (Начальная форма глагола).

На доске слова:

рисовал     рисовать            Поставим слова в неопределённую
бегут         бежать                (начальную)  форму.
поёт           петь
кормят      кормить
стрижёт     стричь
Идёт          идти

– Чем оканчиваются все глаголы? (-ть, -ти, -чь – этим отличаются от других глаголов)

Вывод: на какие вопросы отвечают, чем отличаются от других глаголов?

VI. Физминутка

– Если услышите глагол в неопределённой форме, присесть, руки вперёд.

Если хочешь отвечать,
Руку не забудь поднять.
Если спросят, надо встать,
Чётко, громко отвечать.

VII. Работа в группах

I и II группы. Найти в тексте глаголы неопределённой формы, выписать, объяснить, как узнали.

Как хорошо уметь читать,
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать.  

III и IV группы. Собрать глаголы из отдельных частей слова, что за глаголы записали? Как узнали?

Приставки:     по-         вс-              при-
Корни:       -черн-       - порх-       -сматр-
Суффиксы:   -е-          -ну-            -ива-
Суффиксы:   -ть            -ть           -ть

(почернеть, вспорхнуть, присматривать)

I и II группы. записать однокоренные глаголы в неопределённой форме. Как узнали?

Любовь, дружба, учение, крик, вера

(любить, дружить, учить, кричать, верить)

VIII. Работа по учебнику (у. 566)

– Какая главная мысль текста?
– О чём сообщает автор, чтобы показать, что ива – не прихотливое дерево?
– Какие ещё деревья знаете?
– Какую пользу они приносят? (Поглощают углекислый газ, очищают воздух от пыли, задерживают снег на полях)
– Там, где много деревьев и кустарников, всегда свежий и чистый воздух.
– Как надо относится к природе?

Ромашки – описать своё любимое дерево, используя глаголы неопределённой формы (Моё любимое дерево – …)
Васильки – записать два – три предложения, как надо относится к природе, деревьям (использовать слова – беречь, ухаживать, сажать)
Одуванчики: выписать из упражнения предложения с глаголами неопределённой формы, подчеркнуть эти глаголы. Доказать.

IX. Послушайте стихотворение. Как ещё называют глаголы, с которыми мы сегодня познакомились?

Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец.
Инфинитив – звучит приятно,
Я вам назвался, наконец!  

X. Домашнее задание

I группа – составить сказку про инфинитив (неопределённую форму глагола)II и III группы, у. 568

XI. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?
– На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы, чем отличаются от других глаголов?

На доске:

дарить                подарить
бежать                убежать
строить              перестроить

– Что общего у этих слов? (Глаголы неопределённой формы)
– Чем отличаются глаголы 1 столбика от глаголов 2 столбика? (Вопросом, приставкой)
– О том, как называются эти слова, мы узнаем на следующем уроке.

– Урок окончен.

Дополнительное задание: Найти одинаковые по звучанию слова, определить части речи, определить время глагола.

На то и печь, чтобы блины печь.