Географическое моделирование как ресурс развития элементов системного мышления школьников

Разделы: География


Школьный курс “география” переживает бурное преобразование, что преимущественно связано с общей перестройкой системы образования. Содержательный же план школьной географии во многом остается прежним. Описательно-объяснительное направление школьной географии остается доминирующим.  Мне, как и многим другим учителям, относящимся к своей работе не формально, это не нравится.

“Всякая попытка воспитателя – учителя внести в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает сами основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств” (Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976).

Деятельностный подход в обучении географии, начатый Суховым В.П. (1997), и опирающийся на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, находит с каждым годом все больше сторонников. Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого — узнать, как это надо делать. То есть цель современного урока — дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.
Для многих школьных предметов деятельностный подход стал новшеством, но для географии он существовал всегда в форме практических работ. Традиционная установка учащихся на принцип “нас учат” тормозит их познавательную деятельность. Полученные знания не становятся частью личности ученика, поэтому легко забываются. Призывы энтузиастов к превращению учебного процесса в исследовательскую деятельность остаются во многом невостребованными, так как многим непонятно, для чего это необходимо.
Практические работы в основном сводятся к нескольким видам деятельности:

  • работа с текстом (составление плана, графика, таблицы),
  •  работа с контурными картами (если она не сводится к примитивному раскрашиванию),
  •  работа с тематическими картами.

Не всегда это интересно ребятам, поэтому слова учителя «А сейчас мы выполним практическую работу» часто вызывают уныние на лицах учеников. Я предлагаю новую (или хорошо забытую старую) форму проведения практических работ – ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.

Поток географической информации увеличивается с каждым годом и на уроках учащиеся часто сталкиваются с процессами и объектами незнакомыми в их непосредственных ощущениях. Знания, неподкрепленные эмоциями, воспринимаются поверхностно, не вызывают интереса, поэтому не становятся частью их личности. Целью современной школы является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. Здесь и приходит на помощь моделирование – создание географических ситуаций на уроках.  К сожалению, ни в методической литературе, ни в Интернете я не смогла найти описания подобного вида деятельности учеников. Поэтому, заинтересовавшись этой темой, мне пришлось буквально по крупицам находить материал, а чаще – придумывать и создавать его самой.

Учебная ситуация – это такая организация, клеточка деятельности, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая с ним разнообразные учебные действия, переформулируют, частично запоминают. Разрабатывая учебный курс, я исходно планирую учебные ситуации. Содержание учебного предмета, учебный курс, последовательность учебных ситуаций – все это по завершении образования, как правило, забывается. Что же остается у ученика, когда он заканчивает школу? У него остается способность действовать в соответствии с той наукой, с которой он знакомился в школе, то есть предметные способы действий. То есть на уроках я развиваю у детей базовые предметные, а зачастую и межпредметные компетентности. Образованный человек, таким образом, может действовать «географически» – и это моя конечная цель.
В целом же, цели подобной работы весьма созвучны с целями образования вообще.

Цели работы:

  • Научить учащихся организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.
  • Научить учащихся объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, то есть выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость.
  • Научить учащихся ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – научить их различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, научить учащихся формулировать собственную позицию и развить у них способность обосновывать эту позицию.
  • Научить учащихся решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и др.) – сформировать у них способность анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям.
  • Сформировать у учащихся ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, – навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества.
  • Подготовить учащихся к профессиональному выбору, то есть научить их ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать у учащихся знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.

Исходя из вышесказанного, хочу предложить разработанную мной классификацию географических моделей, применяемых мной на уроках, и коротко охарактеризовать каждый из его видов. Понятно, что не все модели описаны в этой работе, многие остались за рамками Вашего, читатель, внимания. Но хочу сказать, что готова делиться с заинтересованными коллегами всеми своими наработками.

Организационная диаграмма

1. Объемные действующие модели из подручных материалов

  • Вулкан (Вулканы Земли) – 6 класс
  • Движение литосферных плит (Движение литосферных плит) – 7 класс
  • Плавание айсбергов (Лед в океане) – 6 класс
  • Круговорот воды в кастрюле (Круговорот воды в природе) – 6 класс
  • Преобразование водной, ветровой и солнечной энергии в электрическую (модели электростанций) (Альтернативные источники энергии) – 9, 10 класс
  • Сбор нефти с поверхности океана (География природопользования в современном мире) – 10 класс

Работа с моделями начинается в 6 классе при демонстрации явлений природы и ребята быстро включаются в подобную деятельность. Так, после демонстрации перехода воды из одного состояния в другое и плавания айсбергов домашним заданием для желающих было провести в домашних условиях опыт «Круговорот воды в кастрюле». Шестиклассникам очень нравится такой вид деятельности, они придумывают все новые и новые модели. И чем неожиданнее будут используемые подручные продукты, тем интереснее. Например, многие родители на собрании делились информацией о том, что дети дома продемонстрировали движение литосферных плит с помощью сгущенки и печенья, которое двигалось по ее поверхности, как литосферные плиты по верхней части мантии. Результатом этой работы в прошлом году стало выступление ученицы 7 класса Оли Чураевой на городском конкурсе «Тропа открытий», проводимом ДНТТМ, где, представив стендовый доклад, она заняла 1 место. Модель вулкана, созданную шестиклассницей Настей Хичевой, я использую на уроках уже не первый год.

Работа с объемными действующими моделями интересна и в старших классах. Так, действующие модели солнечной, ветровой и водной электростанций, созданные учениками 8 класса Мишей Гусевым, Никитой Соколовым и Сашей Леоновым под руководством учителя физики Комаровой И.Ю., были представлены на уроках по теме «Энергетика» в 9 и 10 классах. Я преследовала цель, чтобы преобразование энергии текущей воды, ветра и солнца в электрическую,  перестало быть для детей чем-то непонятным. И цели этой добилась. К тому же у восьмиклассников вызывает гордость тот факт, что они «обучают» старшеклассников.

А в 10 классе, при изучении темы «Нефтяная промышленность мира» действующая модель была представлена как поверхность океана с разлившейся из танкера нефтью, которую ребятам предстояло собрать, предотвратив, таким образом, экологическую катастрофу. Ведь сколько ни рассказываешь о загрязнении Мирового океана, сколько ни показываешь слайдов (кстати, в работу по созданию презентаций ребята охотно включаются уже с 6-7 класса), такой наглядности, как с моделью, достигнуть не удается. Этот урок, проведенный совместно с учителем химии Калининой О.Н., заставил десятиклассников реально задуматься об угрозе экологическому состоянию океана и всей планеты.

2. Модели-аппликации

  • «Строим город» (Климат) – 8 класс
  • Теория Вегенера (Движение литосферных плит) – 7 класс
  • Кто кормит москвичей (Пищевая промышленность) – 9 класс
  • Проект купюры (Города) – 8 класс

Модели-аппликации я применяю на уроках и в проектной деятельности старшеклассников довольно часто. Это может быть коллективная практическая работа, как в примере с «Положением материков на поверхности Земли в различное геологическое время», индивидуальная домашняя практическая работа, как «Создание макета новой денежной купюры» или проектная работа «Кто кормит москвичей». Идею создания купюры я вычитала в любимом мной журнале «География». Спасибо учителю, поделившемуся такой замечательной идеей.  С пищевой промышленностью получилось так, что ребятам не хватило отведенного на уроке время, чтобы разобраться во всех тех вопросах, которые возникли у них. Два класса (примерно 60 учеников!) собрали этикетки с продуктов питания, которые их семьи используют в повседневной жизни, группа из 6 ребят систематизировала всю эту информацию и свои выводы представила на окружных конференциях «Диалог культур», «Экономическая мастерская» и «Дети – творцы 21 века», где была отмечена призовыми местами как лучшая проектная работа школьников. Представляли модель зрителям ученицы 9 класса Ильина Александра и Чечкова Дарья Теперь данная модель служит наглядным пособием при изучении темы «Пищевая промышленность». Не удивлюсь, если у следующих девятиклассников возникнет желание выполнить модель, касающуюся химической или какой-либо другой отрасли промышленности. К таким идеям я всегда готова, кабинет открыт до вечера для тех, кто  любознателен. Для успешной познавательной деятельности учащихся, на мой взгляд, необходимо их естественный первоначальный интерес к окружающему миру преобразовать в личную убежденность его активного познания. Принцип “малых географических открытий”, открытий не ради оценки, а “для себя”, должен стать основополагающим в новой концепции школьного географического образования.

Еще одна модель – аппликация из года в год изменяется и первоначальное задание обрастает подробностями, придуманными ребятами. Это заключительный урок по теме «Климат» в 8 классе. Задание – спроектировать город на конкретном участке местности с учетом климатических факторов. Казалось бы, учитывая преобладающее направление ветра, разместить промышленные предприятия таким образом, чтобы дым из труб заводов и фабрик не шел на жилые кварталы… Но у наших городов по инициативе ребят появляются названия, функции, и особенные черты, сообразные этим функциям. Так, в городе-курорте ученики проектируют фонтаны, прогулочные аллеи, летние театры… Уточняют продукцию, выпускаемую на заводах, продумывают способы поставки сырья и вывоза готовой продукции, хотя это темы 9 класса. Неоднократно были попытки вынести промышленную зону за пределы города, и тогда разгорается настоящий спор о том, как люди будут добираться на работу и сколько это займет времени, и т.д. Как правило, времени урока не хватает на защиту моделей, но никто из ребят не стремится убежать на переменку и «построенные» города еще долго обсуждаются восьмиклассниками…

3. Ситуационные (ролевые) игры

  • Трудоустройство (Рынок труда) – 8 класс
  • Турбюро (Страноведение) – 7, 10 класс
  • Приглашение в Африку (комплексная характеристика одной из стран на основе использования различных источников информации) – 7 класс

Модели-ситуации я использую на уроках очень по-разному. Иногда это несколько минут, например, ролевая игра «Трудоустройство» Всего 2 действующих лица – работодатель (владелец фирмы) и молодой человек, ищущий в этой фирме работу. Диалог идет 3-4 минуты, затем, после обсуждения плюсов и минусов, игра повторяется с немного измененными условиями. Конечно, в 8 классе, при прохождении темы «Рынок труда» у ребят нет еще опыта трудоустройства и фантазия иногда их заводит в диалогах очень далеко… И все же, я считаю, опыт этот весьма полезен и пригодится им в дальнейшей жизни.

Некоторые модели – ситуации требуют длительной подготовки, и тогда класс разбивается на команды, каждая из которых получает задание и делит его между членами группы. В течение отведенного времени (неделя, иногда 2), я работаю с каждой группой индивидуально, чтобы для остальных учеников класса был элемент сюрприза в выступлении каждой группы. Важно сразу оговорить время выступления, иначе урок может не принести должных результатов, а превратиться в увеселительное мероприятие. Так проходит урок страноведения в 7 классе «Приглашение в Африку» «Путешествие по Антарктиде» и некоторые другие. Здесь допустимы костюмы, сценки, вещи и сувениры, привезенные из стран региона, музыкальные заставки национальных песен, «подарки с полей» и т.д. Такие уроки ребятам нравятся, они и на уроки-то не похожи, а какую смысловую нагрузку несут! Конечно, все эти «превращения» строго оговорены правилами. Резонанс таких уроков огромен – семиклассники написали статью в школьной газете, спрашивают, когда еще будет подобное задание, старшеклассники возмущаются «А почему не у нас» и т.д. Кстати, подобная деятельность легко из урочной превращается во внеклассную. Пример тому – урок в 7 классе «По следам Магеллана» (тема «Великие географические открытия») перерос не без помощи детей в КВН между 7 классами «Морской бой», где фантазия ребят вышла за рамки урока.

4. Полевые практики

  • Экологическая тропа (Определение направлений, местоположения географических объектов на плане местности. измерение расстояний,  Ориентирование на местности при помощи компаса, карты и местных признаков. Определение расстояний и направлений на местности. Составление простейшего плана либо схемы расположения объектов на местности, проведение простейшей съемки местности. Описание географического объекта (реки) по типовому плану. Проведение простейших метеонаблюдений. Наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса.) – 6 класс

Ну, и, наконец, полевые практики. О проведении «Экологической тропы» я подробно говорила на защите Гранта в 2007 году, выступала на августовской конференции перед учителями округа, проводила учебу молодых специалистов округа, делилась опытом на «круглом столе» в рамках 13 Всероссийской конференции учителей географии и везде получала положительный отзыв. Не буду подробно останавливаться на этом виде географической модели, скажу только, что проведение таких практик учит детей понимать природу, вызывает желание ее сохранить для следующих поколений.  В любое время года «Экологическая тропа» и фантазия учителя предлагают ребятам разнообразные виды деятельности от простейших (измерение температуры) до связанных с определенным риском (измерение толщины льда на замерзшем пруду), от обычных (измерение степени вытоптанности территории) до экстремальных (измерение глубины снежного покрова), от индивидуальных (измерение скорости течения речки) до коммуникабельных (социологический опрос людей, гуляющих в парке). И конечно, здесь раздолье для того, чтобы проанализировать полученные данные, построить таблицы, графики, диаграммы, войти в науку не гостем, а полноправным географом!

В моих дальнейших планах – освоить компьютерное моделирование. Думаю, большую помощь в этом могут оказать учителя информатики и ИКТ. Некоторые темы для подобных моделей уже в работе.

Итак, работа с географическими моделями приносит следующие результаты:

  • Интеграция предметов естественного цикла
  • Преемственность поколений учеников
  • Повышение интереса к географии, как науке
  • Возникновение у детей желания разобраться в сути явлений, сделать понятным непонятное
  • Толчок к проектной деятельности
  • Внеклассная работа по предмету

Работа с моделями очень интересна. Я уже несколько лет занимаюсь этой темой. Что-то не получается, что-то отбрасываю, многие уроки с использованием географических моделей «вынашиваю» и продумываю очень долго, многие идеи подсказывают ребята. Я очень хочу, чтобы из «падчерицы» учебного процесса география превратилась в любимый и необходимый предмет школьной программы, и всячески пытаюсь это сделать хотя бы в масштабах своей школы. Радует, что таких «неуспокоенных фанатов» много у нас в стране и обмен опытом на конференциях различного уровня – от районной до всероссийской – дает толчок к новым виткам творчества.