1. Вводная часть
В последние годы личностно-ориентированные
технологии стремительно завоевывают
образовательное пространство России.
Развитие способностей ученика — основная задача
личностно-ориентированной педагогики. Решить
эту задачу невозможно без учета совокупности
черт и свойств психики учащегося.
Учитывать и развивать индивидуальные
особенности познавательного процесса учащегося
– одна из задач педагога.
Внимание и восприятие является основными
ресурсами учебного процесса.
Если мозг получает неполные, противоречивые
данные, то он перерабатывает их неправильно и
выдает неправильный результат.
Мы извлекаем информацию из окружающего мира
через несколько каналов восприятия: глазами —
визуальный канал приема информации, ушами —
аудиальный канал, и через прикосновение к
объекту, несущему интересующую нас информацию
— кинестетический канал (запах — это тоже
прикосновение молекул к рецепторам носа).
Некоторые исследователи считают, что есть еще
один канал восприятия — когда мозг не использует
«периферию», а воспринимает информацию полевого
свойства, «читая» информационное поле
окружающего пространства — знаменитое шестое
чувство.
Каждый человек обладает способностью принимать
и анализировать информацию через все
перечисленные каналы, но, как правило, отдает
предпочтение одному или двум.
Задача учителя:
- выявить каналы приема информации учеников,
- определить функциональную асимметрию мозга,
- организовать работу на уроке с учетом особенности организации работы учащихся с явно доминирующим полушарием и ведущей модальностью восприятия.
Почему этим занимается педагог, а не психолог?
Часто школа большая, а психолог один. Провести
диагностику и обработать её в существующих
условиях и объёмах просто невозможно. Поэтому
современный учитель должен решать возникшие
проблемы сам. Моя цель помочь такому учителю,
сократить время поиска нужной ему информации
и поделиться своим опытом.
2. Методика использования материалов
1. Предложенные материалы предоставляют
возможность провести определение каналов
восприятия методом наблюдения, опроса и
диагностикой.
Также представлены тесты для самодиагностики
учащимися асимметрии полушарий.
2. Для учителей предлагаю формы и виды учебной
работы, развивающей разные полушария мозга, а
также методы работы учителя с учащимися разных
модальностей.
3. Предложенный список литературы позволяет
учителю более глубоко познакомиться с методами
обучения детей с различными типами
обучаемости, организовать профилактику
школьных трудностей (Приложение
6)
3. Описание опыта
При знакомстве с учениками нового класса я
сначала выявляю индивидуальные особенности
познавательного процесса учащихся. Для
определения модальностей учащихся использую
наблюдение, опрос, диагностику. Для
определения ведущей модальности входа использую
педагогическое наблюдение (Приложение
1), а также несложную диагностику по
определению учащихся со слуховым
восприятием. После двух – трёхкратного
употребления слов на этапе введения лексики
на иностранном языке дать перевод этой
лексики могут только учащиеся с аудиальным
восприятием. В начальной школе я ввожу 5-6 новых
слов на уроке. Проговариваем эти слова хором и
индивидуально, читаем (если уже умеем читать эти
слова) Потом слова записываем в тетрадь на
английском языке, и я прошу учащихся помочь
мне перевести их. Только учащиеся со слуховым
восприятием могут помочь. Для определения
модальности выхода информации спрашиваю ребят,
кто любит писать «шпаргалки», чтобы запомнить
текст, параграф, а кому нужно рассказать « в уме»
или вслух. Кому помогает прописывание текста, тот
– кинестетик по каналу выхода информации,
а кто рассказывает, тот –аудиал.
Для определения функциональной ассиметрии
полушарий мозга использую самодиагностику
учащихся (Приложение 2).
Тест беру простой, так как мне необходимо
определить особенности познавательного
процесса у младших школьников, что более
трудно, чем у старших Диагностику я провожу на
русском языке, так как процесс мышления
осуществляется всегда на родном языке. По этой
диагностике трудно определить учащихся с
«равнополушарным» способом мышления. Для
учащихся старших классов используются
диагностики с большим количеством вопросов и
поэтому они более точные.
В своей работе учитываю методы, которые
предоставляют возможность учащимся работать в
разных модальностях (Приложение
3).
На уроках информация презентуется устно,
проговаривается, рассматривается и
прочитывается, обязательно закрепляется в
письменных упражнениях.
Знание форм и видов учебной работы,
развивающих разные полушария мозга и
межполушарное взаимодействие (Приложение
4), а также технологий обучения
иностранному языку, предпочитаемых учащимися с
ярко выраженным доминированием полушарий (Приложение 5)
помогает мне в работе.