Внеклассное чтение. 4-й класс. "Что мы знаем о пингвинах"; " Самая крупная кошка"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


«Что мы знаем о пингвинах?»

Цель: формирование техники чтения и понимание прочитанного.

Задачи:

  • формировать умение осознанно читать;

  • формировать умение вычитывать из текста информацию;

  • формировать умение объяснять и оценивать прочитанное;

  • развивать речь учащихся; воспитывать интерес к чтению;

  • учить выделять существенные признаки природных объектов.

Оборудование: иллюстрации птиц, карточки с текстом, сигнальные карточки для теста.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент:

– Ребята, настройтесь на серьёзную работу, будьте внимательны и всё у вас получится.

2. Сообщение цели урока:










У. На уроке мы поговорим с вами о необычном животном. Познакомимся с существенными признаками природных объектов. Кого считают птицами? Что умеют делать птицы?
Д. Птицы умеют летать.
У. А кто еще умеет летать?
Д. Насекомые, белки-летяги, летучие мыши.
У. В нашем воображении птицы всегда связаны с полетом, но, например, страусы, не могут летать. Можем ли мы утверждать, что умение летать – главное у птиц?
Д. Нет, умение летать не главная особенность птиц.
У. Значит, мы пока не нашли ответ.
– Согласны ли вы с тем, что птицы поют?
Д. Мы слышим звучание птичьих голосов, его называют – пение. Но «поют» также дельфины, касатки, и насекомые, значит, и это не главное.
У. Что скажете? Согласны ли вы с тем, что птицы вьют гнезда?
Д. Да, птицы вьют гнезда.
У. Но есть такие птицы, которые просто кладут яйца на камни, на землю. «Вьют гнезда» некоторые рыбы, делает гнездо оса. Какой вывод можно сделать?
Д. То, что птицы вьют гнезда, – тоже не главное.
У. Что ещё можно сказать о птицах?
Д. Птицы несут яйца.
У. Да, птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи. Давайте сделаем вывод о том, что умеют делать птицы.
Д. Птицы летают, поют, несут яйца, вьют гнезда.
У. Можно ли утверждать, что это не главные отличия птиц?
Д. Да, можно
У. Перед вами белка-летяга, бабочка, курица. Кто является птицей?
Д. Курица
У. А разве куры летают?
Д. Летают, но плохо.
У. Почему же вы отнесли ее к птицам?
Д. Тело ее покрыто перьями, несёт яйца
У. Ребята, а давайте узнаем, является ли пингвин птицей или нет?

3. Самостоятельное чтение текста

– Ребята, внимательно прочитайте текст, после прочтения я задам вам несколько вопросов.

Пингвины

Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков.
Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев – передвигаются с помощью лап-ласт, которые помогают им плавать. Рост пингвинов около метра. Голова и спинка, чёрные с синим и зелёным отливом, а на брюшке перья ослепительно белые. Когда пингвины выходят на берег, на прогулку, кажется, что это люди неторопливо гуляют парами и поодиночке в нарядных чёрных фраках. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает от сильных ветров и морозов.
В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно: летом не больше одного градуса тепла, а зимой бывает шестьдесят градусов мороза. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов. В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец пингвин берёт яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его на лапах-ластах два месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Всё это время пингвин ничего не ест и живёт только за счёт жира, который он накопил летом. А мама-пингвиниха в это время плавает и ныряет в море и нагуливает жир.
Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвинёнок встанет на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов. А родители тем временем будут ходить в море за пищей для малышей.

Вопросы по тексту:

  • Где живут пингвины?
  • Что пингвины умеют хорошо делать?
  • При помощи чего они передвигаются?
  • Чем покрыто тело пингвина?
  • Что спасает пингвинов от сильных морозов?
  • Как пингвины приносят потомство?
  • Как будущие родители реагируют на появление яйца?
  • Кто высиживает яйца?
  • Чем в это время занимается мама?
  • Где будет воспитываться пингвинёнок, когда немного подрастёт?

Чтение текста по цепочке, по одному предложению.

4. Тест по тексту

Сигнальные карточки:

А Б В

1. Какие пингвины птицы?

А) перелётные
Б) морские
В) водоплавающие

2. Чем питаются пингвины?

А) насекомыми
Б) водорослями
В) рыбой

3. Какими цветами отливает спинка и крылья пингвина?

А) чёрным и белым
Б) синим и зелёным
В) ослепительными

4. В какое время года пингвины выводят птенцов?

А) зимой
Б) весной
В) летом

5. Где «хранится» яйцо, пока не появится птенец?

А) в жировой складке на брюшке
Б) в гнезде
В) в воде

6. Почему мама-пингвиниха не высиживает яйцо, а плавает в море?

А) отдыхает
Б) развлекается
В) нагуливает жир

7. Кто «работает» в детских садах с пингвинятами?

А) папы
Б) мамы
В) взрослые пингвины

5. Устное коллективное выполнение заданий

Задания по русскому языку:

  1. Сколько частей в этом тексте? (4 части)
  2. Назовите в тексте словарные слова. (Берег, чёрный, мороз, холодно, месяц, теперь)
  3. Назовите слова с парной согласной. Подберите к ним проверочные слова. (Брюшко – брюшечко; берег – берега; друг – друга; складка – складочка; ножки – ноженьки; сад – садик)
  4. Назовите слова с приставками. (Передвигаются, отлив, выходят, прогулка, нарядные, выводят, откладывает, появление, накопил, отправляют, присмотр)
  5. Назовите имя собственное. (Антарктида)
  6. Назовите слова с непроизносимой согласной.(Радостный, шестьдесят)
  7. Назовите слова, состоящее из двух корней. (Благодарят, шестьдесят)

Задания по математике:

  1. Рост пингвина выше 100 см или ниже?
  2. В предложении о том, как гуляют пингвины, назовите числительные.
  3. Уменьшите зимнюю температуру Антарктиды в 10 раз.
  4. Увеличьте летнюю температуру Антарктиды в 100 раз
  5. Определите, сколько суток не ест и не двигается папа-пингвин, пока высиживает яйцо.

6. Итог урока

  • Как вы думаете, так птица пингвин или нет?
  • Назовите существенные отличия птиц от других животных
  • Ребята, что нового вы узнали на этом уроке?
  • Какие задания вам показались интересными?
  • Что было трудным?
  • Что бы вы ещё хотели узнать о пингвинах?

«Самая крупная кошка»

Цель: формирование техники чтения и понимание прочитанного.

Задачи: развитие систематичности мышления, умение классифицировать поступающую информацию и способность запоминать новое.

Оборудование: иллюстрации различных видов кошек, карточки с текстом, таблицы для заполнения сведений.

ХОД УРОКА

1. Сообщение цели урока

На уроке мы поговорим с вами о кошках. Познакомимся с их представителями, узнаем об их особенностях.

У. По данным археологии, кошки поселились рядом с человеком с тех пор, как он стал вести оседлый образ жизни. В разные времена и в разных странах к кошке относились по-разному. В Древнем Египте её боготворили, оказывали всяческие почести. Смертная казнь карала того, кто преднамеренно убьёт хотя бы одного из стражей хлебных амбаров. Если кошка умирала своей смертью, её оплакивали, осыпали дарами в виде высушенных мышей.
В Европе в средние века кошку преследовали, так как считали, что в ней поселился дьявол. Особенно не везло чёрным котам, считалось, что они приносят в дом несчастье.
Кошки это не только те любимцы, которые теперь живут у нас дома, но и дикие кошки: рыси, пумы, леопарды, львы и тигры. Как вы думаете, кого называют «Царём зверей»? (Льва) Кто такой горный лев? (Пума) Найдите его фотографию на доске. Кто знает самую хитрую дикую кошку? (Леопард) А кто среди этих кошек является самой ловкой и быстрой? (Гепард) У какой кошки есть на ушах кисточки? (Рысь) А какая, имеет непомерно большие уши? (Сервал) Какую кошку называют ещё «ирбисом»? (Снежного барса) Его сородичи бывают чёрного цвета, в честь которых названы английские автомобили. (Ягуар) Наступивший год носит название одной из самых крупных кошек: тигра. Вы, конечно, видели этого зверя в зоопарке, по телевидению, в книгах, а сейчас давайте узнаем о тигре немного больше.


Лев


Леопард


Белый тигр


Рысь


Амурский тигр


Пума


Гепард


Ягуар


Снежный барс


Сервал

2. Самостоятельное чтение текста

– Ребята, внимательно прочитайте текст и на полях делайте отметки: если вы знали эти факты – поставьте «+», если не знали – «–», если думали иначе, то «?»

ТИГР — вид хищного зверя рода больших кошек семейства кошачьих; включает семь подвидов. Длина тела 180–280 см, хвоста 1,1 м; масса до 270 кг; наиболее крупным подвидом является амурский тигр), длина которого достигает 3 м, а вес — 390 кг. Тело тигра вытянутое, гибкое, голова округлая, ноги недлинные, хвост длинный. Поперечно-полосатый рисунок меха сильно изменяется в различных географических районах. Может кочевать на расстояние до 1000 км. В настоящее время число живущих в естественных условиях амурских тигров составляет около 400 особей, основная часть которых сосредоточена в России. Браконьерская охота ежегодно сокращает количество амурских тигров на 50-70 особей, а размножаются тигры не чаще одного раза в 2-3 года, принося от одного до четырех котят, далеко не все из которых доживают до взрослого состояния. Они родятся в логове или в другом защищенном убежище, растут под присмотром самки, которая не подпускает самца к потомству. Правда, значительное число амурских тигров содержится в зоопарках, где они хорошо размножаются. Однако это не решает проблемы, так как возобновить природную популяцию за счет зверей, рожденных в неволе, практически невозможно.

Тигр распространен в Юго-Восточной Азии, Индостане. До 1930-х годов тигр встречался в Закавказье, до 1950-х годов — в низовьях Амударьи и Южном Таджикистане. Этот хищник сохранился главным образом в заповедниках. Тигр отличается большой подвижностью и забредает далеко за пределы постоянных мест обитания. Он деятелен в основном в темное время суток.

Тигр кочует по своему участку, зимой протаптывая тропы, которые облегчают его передвижение. Охотится осторожно, маскируется, бесшумно крадётся, ловко взбирается на деревья. Идёт всегда против ветра , чтобы его нельзя было обнаружить по запаху. При этом сам почти не различает запахов. Но этот недостаток восполняется слухом и зрением которые у него отлично развиты. Добычей хищнику служат копытные, в первую очередь кабаны, олени и косули. Обладая огромной силой, тигр способен сломать или перекусить позвонки даже крупным животным. Свою добычу он может утащить за несколько километров. Тигр никогда не нападает со спины, и даже более – всегда предупреждает свою жертву рыком, в отличие от многих других кошачьих, молча прыгающих сзади на свою добычу. Для каждого животного у него своя тактика охоты. Оленя он подзывает, подражая оленьим крикам, а вот на обезьян охотится громко рыча. В панике обезьяны мечутся, и становятся лёгкой добычей. Рассвирепевший зверь очень силён, один тигр протащил большого быка около 20 метров, а оставшуюся после пира недоеденную тушу не могли поднять с места даже 10 мужчин. При недостатке диких копытных тигры могут уничтожать домашний скот и собак. Порой среди тигров появляются людоеды, главным образом старые, больные или раненые животные. Тигр, если совсем оголодает, может позавтракать и своим сородичем (слабым или больным тигром)
Большинство кошек не любят воду. Но это не относится к тиграм. Они просто обожают поплавать. Особенно бенгальские тигры, которые живут в тропиках.
Вот какое прекрасное, сильное, смелое, а, благодаря человеку и редкое животное будет помогать нам во всём в 2010 году.

Раздаются индивидуальные таблицы для краткого заполнения

Я знал(а) этот факт

Я не знал(а) этот факт

Я думал(а) иначе

     

У. Заполнив таблицу, вы будете иметь небольшой конспект. Зачитайте, пожалуйста, сведения из своих таблиц.

3. Итог урока

  • Ребята, что нового вы узнали на этом уроке?
  • Какие задания вам показались интересными?
  • Что было трудным?
  • Что бы вы ещё хотели узнать о кошках?