Познавательные цели:
- Расширять лексический запас учащихся.
- Повышать грамотность учащихся.
- Показывать красоту русского языка.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к родному языку.
- Воспитывать культуру общения.
Оформление:
- Рисунки к ребусам, чайнворд.
- Таблицы с пословицами.
- Толковый словарь С.И. Ожегова.
I. Интеллектуальная разминка.
1. В предложении Бумага истлела “спрятано” слово аист. Какие слова “спрятаны” в следующих предложениях.
Впереди скала. (Редис)
Банка пуста. (Капуста)
Зима кончается. (Мак)
На полу кошка. (Лук)
На ковре паук. (Репа)
Какое слово является лишним? (Мак, так как остальные слова – названия овощей)
2. Заполнить чайнворд. В кружочках прочитать зашифрованное слово.
Рис. 1
Зашифрованное слово – труд.
3. Знакомство с пословицами.
Где труд – там и счастье.
Пчела мала, да и та работает.
Хорошая работа два века живет.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Объяснить смысл понравившейся пословицы.
В двух последних пословицах определить падежи имен существительных.
II. Повторение и углубление учебного (программного) материала.
1. В сельской учится всего 5 ребят, учитель должен записать их фамилии в алфавитном порядке. Как это сделать?
Иванов, Ивашов, Иващенко, Иванищев, Иванюк.
(Учитель запишет их в следующем порядке: Иванов, Иванищев, Иванюк, Ивашов,
Иващенко).
Где еще встречаемся с расположение слов в алфавитном порядке. (Библиотека, поликлиника, словари).
2. Работа со словарями.
Какое из этих слов близко по значению к слову журить?
а) искать
б) оценивать
в)обманывать
г)бранить
д)перебирать
Значение слова журить уточняется в словаре. (Журить – слегка бранить). Составить с этим словом предложение и определить в нем падежи имен существительных.
3. О падежах.
На занятии группы учащихся выступили с подготовленными сообщениями:
Зачем нам необходимы падежи.
Как произошли названия русских падежей.
Почему в русском языке шесть падежей.
Самый частый падеж.
Склонять по падежам.
Все, видимо, знают, что выражение склонять по падежам стало крылатым, а значит оно “часто упоминать, много говорить о ком – либо, обычно с неодобрением и осуждением”.
4. Вот десять устойчивых словосочетаний:
а) на воре шапка горит
б) шило на мыло
в) вор на воре
г) на ловца и зверь бежит
д) на дворе трава, на траве дрова
е) с часу на час
ж) на Маланьину свадьбу
з) на чем свет стоит
и) на все сто
к) меняется на глазах
Определить падежи имен существительных. С каким падежом предлог на
встречается чаще, чем с другими. (Название предложного падежа введено
М.В. Ломоносовым, поскольку этот падеж употребляется только с предлогами).
III. Занимательный материал.
1. Вместо звездочек вставить две одинаковые буквы, чтобы получились слова, оканчивающиеся одинаково.
Р**, пл**, ен**, б**.
(Рот, плот, енот, бот)
Сочинить четверостишье с этими словами.
2. Отгадать ребусы.
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
IV. Подведение итогов.