Цели урока:
- Обобщить знания детей о русской народной сказке, о признаках этого жанра;
- Развивать познавательную активность детей; образное мышление, речь, память;
- Воспитывать интерес к народному творчеству, русской словесности, к литературе в целом.
Оборудование:
- Выставка книг с русскими народными сказками;
- Диск с иллюстрациями к русским народным сказкам;
- Телеэкран;
- Карточки со словами из сказок;
- Печатный текст сказки «Арысь-поле» на каждого ученика;
- Ларец со сказками.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Постановка цели.
Учитель читает стихотворение Ф.Кривина «О чём-то скрипит половица».
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки,
И сразу меняются лица
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица
По комнате ходит сказка…
Задание 1 (на доске)
Прочитайте волшебные записи:
- внекоторомцарствевнекоторомгосударстве
- жилибылидедибаба
Что получилось? ( слова из сказок. Это начало или зачин сказок)
III. Актуализация знаний.
- Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки. И в далёком прошлом, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими, им тоже рассказывали сказки.
- А когда же появились сказки?
- Кто их создал?
Посмотрите на выставку книг. Кто же автор этих сказок? (Это русские народные сказки)
Под названием сказок написано: …В обработке, в пересказе А.Толстого, К. Ушинского, А. Афанасьева и других. Несколько авторов могут пересказать одну и ту же сказку.
Вспомните сказку « Курочка ряба». Расскажите её. Теперь я прочитаю сказку «Курочка ряба». (в обр. А.Толстого)
- Чем эта сказка отличается от той, которую рассказали вы?
Вывод: особенность народных сказок – существование одной сказки в нескольких вариантах.
- Какие виды русских народных сказок вы знаете?
Задание 2
На экране телевизора показываются фрагменты сказок. Необходимо вспомнить название сказки и определить вид сказки. («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
Задание 3 (на доске)
Даны два столбика слов. В левом устаревшие слова, встречающиеся в русских народных сказках, в правом их современное толкование. Найдите соответствие между ними.
сусек
лубяной пуще смекнуть колода улучить |
короткое толстое бревно
догадаться сильнее выбрать ларь для муки из коры липы |
- В каких сказках встречались эти слова?
IV. Изучение нового.
Знакомство с новой сказкой «Арысь-поле».
- Как вы думаете, о ком может быть эта сказка?
Дети читают сказку по цепочке.
- К какому виду сказок можно её отнести? (волшебная) Почему?
Повторное чтение сказки по цепочке.
- Какие моменты в этой сказке похожи на другие русские народные сказки? («Морозко» - падчерицу отвезли в лес; «Царевна-лягушка» - сбросила шкурку.)
- Кто такой был в сказке «Арысь-поле»?
- Арысь-поле добрый или злой персонаж? Почему?
- О чём эта сказка?
Найти в тексте слова, которые встречаются только в сказках (дочь – красавица, Арысь-поле, пить-есть).
Сейчас мы попробуем превратить простые слова в сказочные и прочитаем зашифрованное слово.
Задание 4 (на доске)
На доске записан столбик слов. Как в сказке называли этих персонажей?
Сивка – ……….. (Бурка)
Крошечка –……. (Хаврошечка)
Алёнушка –……. (Сестрица)
Змей –………….. (Горыныч)
Конь – ………….(Златогривый)
Иван –…………...(Царевич или Дурак)
- В каких сказках вам встречались эти персонажи?
По вертикали получилось слово С К А З К И.
Задание 5
В волшебном ларце лежат отрывки из сказок. Определить название сказки.( дети по одному берут из ларца карточки с текстом и говорят название сказки).
Козлятушки, ребятушки
Отопритеся, отворитеся
Ваша мать пришла,
Молока принесла.Ищите меня за тридевять земель,
В тридесятом царстве,
В тридесятом государстве.Дед слез с воза, подошёл,
А лисичка не ворохнётся,
Лежит, как мёртвая.Влезь ко мне в одно ушко,
А в другое вылезь.
Всё будет сработано.
- Как чаще всего заканчиваются русские народные сказки?
(Вот и сказкам конец, а кто слушал молодец). (Концовка сказок).
V. Подведение итогов урока.
- О каких сказках мы говорили на уроке?
- Каковы же особенности русских народных сказок?
Дети говорят, а в подтверждении на экране телевизора появляется:
- Автор – народ
- Несколько вариантов одной сказки
- Время создания определить невозможно
- Бывают: волшебные, бытовые, о животных.
Итоги урока: Выставление оценок.