Урок чтения во 2-м классе по теме: "Русские народные сказки"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщить знания детей о русской народной сказке, о признаках этого жанра;
  2. Развивать познавательную активность детей; образное мышление, речь, память;
  3. Воспитывать интерес к народному творчеству, русской словесности, к литературе в целом.

Оборудование:

  1. Выставка книг с русскими народными сказками;
  2. Диск с иллюстрациями к русским народным сказкам;
  3. Телеэкран;
  4. Карточки со словами из сказок;
  5. Печатный текст сказки «Арысь-поле» на каждого ученика;
  6. Ларец со сказками.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Постановка цели.

Учитель читает стихотворение Ф.Кривина «О чём-то скрипит половица».

О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки,
И сразу меняются лица
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица
По комнате ходит сказка…

Задание 1 (на доске)

Прочитайте волшебные записи:

  • внекоторомцарствевнекоторомгосударстве
  • жилибылидедибаба

Что получилось? ( слова из сказок. Это начало или зачин сказок)

III. Актуализация знаний.

  1. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки. И в далёком прошлом, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими, им тоже рассказывали сказки.
  2. А когда же появились сказки?
  3. Кто их создал?

Посмотрите на выставку книг. Кто же автор этих сказок? (Это русские народные сказки)

Под названием сказок написано: …В обработке, в пересказе А.Толстого, К. Ушинского, А. Афанасьева и других. Несколько авторов могут пересказать одну и ту же сказку.

Вспомните сказку « Курочка ряба». Расскажите её. Теперь я прочитаю сказку «Курочка ряба». (в обр. А.Толстого)

  1. Чем эта сказка отличается от той, которую рассказали вы?

Вывод: особенность народных сказок – существование одной сказки в нескольких вариантах.

  1. Какие виды русских народных сказок вы знаете?

Задание 2

На экране телевизора показываются фрагменты сказок. Необходимо вспомнить название сказки и определить вид сказки. («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

Задание 3 (на доске)

Даны два столбика слов. В левом устаревшие слова, встречающиеся в русских народных сказках, в правом их современное толкование. Найдите соответствие между ними.

сусек

лубяной

пуще

смекнуть

колода

улучить

   короткое толстое бревно

догадаться

сильнее

выбрать

ларь для муки

из коры липы

  • В каких сказках встречались эти слова?

IV. Изучение нового.

Знакомство с новой сказкой «Арысь-поле».

  • Как вы думаете, о ком может быть эта сказка?

Дети читают сказку по цепочке.

  • К какому виду сказок можно её отнести? (волшебная) Почему?

Повторное чтение сказки по цепочке.

  • Какие моменты в этой сказке похожи на другие русские народные сказки? («Морозко» - падчерицу отвезли в лес; «Царевна-лягушка» - сбросила шкурку.)
  • Кто такой был в сказке «Арысь-поле»?
  • Арысь-поле добрый или злой персонаж? Почему?
  • О чём эта сказка?

Найти в тексте слова, которые встречаются только в сказках (дочь – красавица, Арысь-поле, пить-есть).

Сейчас мы попробуем превратить простые слова в сказочные и прочитаем зашифрованное слово.

Задание 4 (на доске)

На доске записан столбик слов. Как в сказке называли этих персонажей?

Сивка – ……….. (Бурка)

Крошечка –……. (Хаврошечка)

Алёнушка –……. (Сестрица)

Змей –………….. (Горыныч)

Конь – ………….(Златогривый)

Иван –…………...(Царевич или Дурак)

  • В каких сказках вам встречались эти персонажи?

По вертикали получилось слово С К А З К И.

Задание 5

В волшебном ларце лежат отрывки из сказок. Определить название сказки.( дети по одному берут из ларца карточки с текстом и говорят название сказки).

Козлятушки, ребятушки
Отопритеся, отворитеся
Ваша мать пришла,
Молока принесла.

Ищите меня за тридевять земель,
В тридесятом царстве,
В тридесятом государстве.

Дед слез с воза, подошёл,
А лисичка не ворохнётся,
Лежит, как мёртвая.

Влезь ко мне в одно ушко,
А в другое вылезь.
Всё будет сработано.

  • Как чаще всего заканчиваются русские народные сказки?

(Вот и сказкам конец, а кто слушал молодец). (Концовка сказок).

V. Подведение итогов урока.

  • О каких сказках мы говорили на уроке?
  • Каковы же особенности русских народных сказок?

Дети говорят, а в подтверждении на экране телевизора появляется:

    1. Автор – народ
    2. Несколько вариантов одной сказки
    3. Время создания определить невозможно
    4. Бывают: волшебные, бытовые, о животных.

Итоги урока: Выставление оценок.