Цели:
1. Образовательные:
- формировать представление о специфике лесной зоны, об особенностях сезонного климата, об отличиях хвойных и лиственных лесов;
- помочь понять значение связей между членами лесного сообщества;
- организовать групповую работу по моделированию лесного сообщества;
- мотивировать учащихся к УД через создание доброжелательной атмосферы в классе.
2. Развивающие:
- способствовать развитию коммуникативных навыков в ходе групповой работы;
- способствовать развитию ОУУН – анализа, сравнения, обобщения, логического мышления.
3. Воспитательные:
- содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе;
- содействовать воспитанию умения работать дружно в коллективе.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
– На добрый путь всегда готовым будь!
– Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
– Пожелайте друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Цель:
– активизировать мыслительные операции;
– актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой
темы;
– создать проблемную ситуацию – мотив для изучения нового материала.
Учитель. – Много на нашей земле разных чудес. Но, пожалуй, самое большое чудо нас ждет впереди… Приложение 1 Слайд 1.
Мы сегодня входим в лес,
Кто в глуши его таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все узнаем без утайки!
Разгадаем леса тайны!
Учитель. – Вам нравится узнавать тайны?
– Какие могут быть тайны у леса?
– Хотите узнать эти тайны?
– Мы с вами живем рядом с лесом, бывали в лесу, какие могу быть тайны?
– Много ли знаете о лесе?
– Сейчас есть возможность проверить свои знания. Рассмотрите фотографии (слайды 2 -4). Какое задание можете предложить для работы с этими фотографиями? (Распределить в три столбика лесных обитателей – животные, растения, грибы).
Загадки:
1.Убедитесь сами!
Они бывают разные:
С хвостами, с усами,
Бегать умеют они
И летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать…
Добрые, злые, наземные, водные –
Кто же они? Догадались? (Животные)2.Их весной и летом мы видели одетыми.
А осенью бедняжки сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха их одели. (Дерево)3.И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой.
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
Животные(1 ряд) белка заяц белый медведь бурый медведь волк |
Растения(2 ряд) сосна карликовая береза черника береза лиственница |
Грибы(3 ряд) белый гриб подберезовик лисички сыроежки мухомор |
Проверка. Все ли данные животные живут в лесу? (Слова-ловушки)
– Все данные растения (грибы) растут в лесу?
– Если мы живем в лесу, все ли мы о нем знаем? Достаточно ли вам этих знаний? Нужны ли вам эти знания?
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Цель:
– выявить и зафиксировать место и причину затруднения;
– согласовать (сформулировать) тему и цель урока;
– уточнить индивидуальные задачи урока.
– Попробуйте сформулировать тему урока. (Лес.)
– Мы будем говорить про лес.
Тема: “Леса …………?………….пояса”.
Значима для вас эта тема?
– Почему мы с лесом дружим?
Для чего он людям нужен?
– Что на уроке предстоит выяснить, понять:
Узнать:
- в каком поясе
- место на карте
- климат
- … это природное сообщество?
- польза леса
– На эти вопросы и постараемся ответить на уроке.
4. Совместное “открытие” знаний.
Цель:
– сформировать способность находить отличия умеренного пояса от других
природных зон;
– как можно применять полученные знания.
– Как вы думаете, как на карте природных зон найти лес? Какой будет основной цвет? Найдите. (Работа по карте)
– В каком поясе? (Умеренный теплый пояс)
Слайд № 5:
– Уточним тему урока: “Леса умеренного пояса”.
– Когда работали по карте, на что обратили внимание? (Самая широкая – лесная зона)
– Назовите отличия лесной зоны от ледяной зоны (зоны холодного пояса)? (Лесами, наличие деревьев).
– Главная особенность умеренного климата – смена времен года (холодная зима, жаркое лето и т.п.). Резко выражена сезонность климата.
Работа по учебнику:
– Где можно проверить правильность наших предположений? (Учебник в 4-х ч., “Окружающий мир” А.А.Вахрушев, с. 49).
Физминутка:
Назвать птиц – взмахи руками, деревья – руки вверх подняться на носочки, животных – прыжки.
Кукушка, волк, сова, осина, лиса, клест, рябина.
5. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
Цель: – создать условия для групповой формы работы.
– Один американский ученый Барри Коммонер утверждает: “Все связано во всем”.
– Как понимаете эти слова?
– Заяц, лиса, дятел, …– почему эти и многие другие животные живут именно в лесу?
– На какие группы можно разделить все деревья?
– Как предлагаете поработать дальше, чтобы найти ответы на эти вопросы? (В группе)
– Почему? (Легче, быстрее проработать большой по объему материал).
– Правила работы в группе:
- Понять задание.
- Выслушать мнение каждого.
- Найти решение.
- Выбрать выступающего.
Распределитесь по группам. (По цветовому фону карточек)
– Давайте сформулируем вопросы, которые вы будете разбирать в группах:
Слайд № 6:
- Лес природное сообщество?
- Группы деревьев.
- Польза леса.
– Каждой группе предоставлен материал для наблюдений, для доказательства.
– Как можно оформить этот материал? (Наклеить карточки на листы и провести линии-связи, лесные цепочки). Сделайте вывод. Оформите.
– Если будут затруднения, можно к кому обратиться? (К товарищам, к учебнику, к учителю).
– Рассмотрите гербарии. Оформите вывод. (Лиственные и хвойные)
– Время работы ______ мин.
Проверка. Выступление групп.
– Существует такое утверждение: “Лес – это прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет, никто и ничто не может уничтожить лес...” Так ли это? (Человек способен все уничтожить).
– Как человек должен вести себя, чтобы не навредить природе?
– Какие правила поведения в лесу знаете вы?
– Попробуйте сформулировать эти правила в группах. (По карточкам-плакатам)
Проверка. Каждая группа представляет по 2 правила.
– Знают ли эти правила поведения в лесу первоклассники нашей школы?
– Какое задание можете предложить? (Оформить памятки для первоклассников)
Памятка:
Правила поведения в лесу:
1. Не сбивай ногой даже несъедобные ________________. Они не только являются лекарством для некоторых животных, но и участвуют в разложении остатков. Иначе их называют “______________________”. Грибы срастаются с ________________ деревьев и помогают им в питании.
2. Не лови и не уноси домой _______________.
3. Не разоряй _________________________.
4. Самый страшный враг леса _____________________. После ___________________ лес будет медленно вымирать. Не уходите из леса, не затушив ______________.
5. Береги ________________!
Проверка: все показать, одну зачитать.
6. Д/З. Попробуйте решить кроссворд. Если не знаете каких-то названий, где можно найти ответ? (Справочники, энциклопедии, родители).
7. Итог. Рефлексия.
– Какая тема урока?
– Какие тайны раскрыл нам лес?
Слайд № 7:
1.Лес – это природное сообщество.
2. Лес: хвойный (тайга), лиственный.
3. В умеренном климате – Времена года: зима весна лето осень.
– Всем людям Земли надо помнить:
Лес – это зеленый наряд нашей планеты.
Лес – это дом для всех лесных обитателей.
Лес – это наше богатство.
Лес – это богатая кладовая.
– Что было для вас интересным?
– Кто доволен своей работой?
– Для чего нужны вам знания сегодняшнего урока? Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке в дальнейшей жизни?
Сигналы (обратная связь):
красный – кто понял материал урока и может рассказать дома, друзьям;
зеленый – кто понял, но еще затрудняется рассказать;
синий – кто не понял.
Слайд № 8:
– Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, а зверю – лес и горы”.
– А для тех, кто пожелает пополнить свои знания о лесных тайнах, может воспользоваться выставкой книг.
– Спасибо всем за плодотворную работу! Настроение после урока….(солнечное, хорошее)!