Сборник развивающих стихов для младших классов – результат поисков и размышлений о том, как можно заинтересовать учеников начальной школы слушать на уроке, какими средствами и методами зажечь огонек жажды знаний. Учение – это большой труд. Поэтому главной целью использования этих стихотворений является попытка научить светло, радостно, без принуждения. Изменив стиль общения на уроке с младшими школьниками, можно найти способ привлечь их внимание лаской, уместной шуткой, сказкой, игрой.
Внимание и запоминание обучающихся начальных классов находятся на недостаточно высоком уровне, тем более, если учение не захватывает. Поэтому желательно вводить в процесс обучения игры и игровые ситуации. Легче запоминается то, что интересно. Игра необходима для снижения психических и физических нагрузок, снятия тревожности, нивелировки хронического напряжения у не слишком успешных учеников.
Дети очень чутки к слову, к образу, им все интересно. Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и т. д.) благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, незаметно развивая интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку.
Рифмованные упражнения помогают лучше усвоить грамматические правила. Мнемонимика – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет искусственных ассоциаций.
Орфографически насыщенные рифмованные упражнения в 3–4-х классах могут служить фоном для более сложной работы (выписать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, найти глаголы первого и второго спряжения, подобрать пословицы к глаголам, написать письмо по памяти и т. д.). Для прочности навыков правописания орфографически трудные слова должны включаться в практику учащихся на уроках не менее 7 – 8 раз, что позволяет, по мере совершенствования навыка, неоднократно возвращаться к упражнениям, меняя вопросы и задания. Психологи доказали, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не будут полезными.
Пассивное восприятие и усвоение не будут опорой прочных знаний. Нужно найти что-то интересное и увлекательное, преподнести детям, заинтересовать и заставить их самих прийти к подобным находкам и открытиям. Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой вопроса, создания проблемной ситуации, необычной формой ведения урока.
Необходимо вызвать у ребенка желание “играть в упражнение”. Положительные эмоции – стимул для дальнейшей работы.
Считаю, что предлагаемый материал пробудит интерес к живому слову, бережному отношению к природе у учащихся, а учителям поможет в работе по подбору интересного, занимательного материала по развитию памяти, мышления и внимания.
Фруктовый рай
Мухи фруктов захотели,
Утром к югу полетели.
Штурман дал приказ: Вперед!
Выбираем самолет!
Полетим мы "бизнес классом"
Целой стаею – все разом.
Надо выбрать тот курорт,
Где почувствуем комфорт.
Чтобы утром, на рассвете,
Не будили рано дети!
Чтоб на ужин и обед
Подавали винегрет.
Ну, а главное, чтоб всюду
Были выставлены блюда.
В них бананы, апельсины,
Маракуйя, мандарины,
Груши, персики и сливы.
Ох, как станем мы ленивы!
Было б лето круглый год,
Мы не знали бы забот!
Вопросы и задания:
- Перечислите все фрукты, о которых идет речь в стихотворении.
- Назовите овощи, которые входят в состав винегрета.
- Куда полетели мухи (сторона света)? Какие еще стороны света вы знаете?
- Выпишите в два столбика глаголы и имена существительные.
- Выпишите имена существительные сначала в ед.числе, затем во мн.числе.
- Выпишите глаголы прошедшего времени.
- Найдите в тексте имена существительные 1 скл. и 2 скл.
Ох, уж эти малыши!
Головастики спешат
Превратиться в лягушат,
Чтобы петь и веселиться,
В чехарду играть, резвиться.
Им в пруду зеленом тесно,
Много их, но мало места.
Разбегутся кто куда,
Бр-р-р, холодная вода
Выгоняет их на сушу
Спинки греть, покушать мушек.
Ведь они еще растут,
"Ква" да "ква" себе поют.
В камышах от них тайком
Бродят цапли ясным днем.
Головастики спешат
Превратиться в лягушат,
Но не знают глупыши,
Что скрывают камыши.
Вопросы и задания:
- Почему головастикам тесно в пруду?
- Что "выгоняет" головастиков на сушу?
- Что скрывают от лягушат камыши?
- Почему стоит опасаться цапель?
- Найдите глаголы в неопределенной форме.
- Найдите слова с проверяемой безударной гласной в корне.
- Выпишите глаголы в два столбика (1 спр. и 2 спр.).
Мой любимец
Рассказать я вам хочу,
Больше всех кого люблю.
Хоть и нет его давно,
Он мне дорог все равно.
Кот Василий жил у нас,
Он вставал с лежанки в час.
В два на кухне крал сосиски,
В три сметану ел из миски.
Он в четыре умывался,
В пять по коврику катался.
В шесть он шел к лежанке спать,
Потому что в час вставать.
Без животных плохо жить,
Мы должны их всех любить.
Это верные друзья –
Вот что точно знаю я!
Вопросы и задания:
- Составьте режим дня кота Василия.
- Расскажите о вашем отношении к домашним животным.
- Выпишите глаголы совершенного и несовершенного вида в два столбика.
- Найдите в тексте наречия и подберите к ним антонимы.
Тревожная жизнь
Песня мышкина звучит,
День и ночь она пищит.
Ой! Как трудно мне одной
Урожай собрать порой.
Да к зиме приноровиться,
Норку вырыть, утеплиться.
Ведь врагов кругом так много…
Я боюсь, в душе тревога.
Вопросы и задания:
- Как вы думаете, кому еще трудно живется зимой в лесу?
- Подготовьтесь к письму по памяти.
- Подберите антонимы к выделенным словам.
- Выпишите глаголы в неопределенной форме и образуйте от них форму второго лица ед.числа.
Станция "глагольная"
Поезд долго-долго шел,
Шел до станции "Глагол".
Там стояли на перроне
Две синицы, три вороны.
ИсключениЯ из правил –
Их учитель к нам направил.
Вышли поезд тот встречать
Семь на – еть, четыре с – ать.
Все глаголы молодцы,
Удальцы и храбрецы.
Повторять их не ленись
И запомнить торопись:
Гнать, держать, дышать и слышать,
Зависеть, видеть, ненавидеть,
А еще смотреть, вертеть
И обидеть, и терпеть.
Вопросы и задания:
- О какой части речи идет повествование в стихотворении?
- Кто встречал поезд на перроне?
- Повторите и выучите глаголы-исключения.
Что сниться коту?
Снится коту удивительный сон:
Будто послали его в гастроном,
Чтобы купил он вязанку сосисок,
Для молока и сметаны пять мисок.
Кильку, сардины и мойву в придачу
Он приобрел в магазине на сдачу.
Целую ночь кот во сне пировал…
Сколько мышей в эту ночь он поймал?
Вопросы и задания:
- Сколько мышей за ночь поймал кот? Если ни одной, то почему?
- За какими товарами послали кота в гастроном? Перечислите все приобретенные товары.
- Что купил кот в магазине на сдачу?
- Выпишите все имена существительные и определите их склонение.
Поэтический лес
Лес от ночи не проснулся.
Иней в капельку свернулся.
Тень шла гулять в макушках –
Ели ссорятся, подружки.
Рыжий лист слетел с осины,
А в кустах.. В кустах малины
Толстый мишка крепко спит:
Улей снится. Он храпит.
Родина вокруг моя.
Ах, какая красота!
Вопросы и задания:
- Прочитайте слово, зашифрованное в стихотворении.
- Кто спал в кустах малины? Что ему снилось?
- О каких деревьях идет речь в стихотворении? Какие еще деревья можно встретить в лесу? (перечислите).
- Найдите в тексте имена существительные с непроверяемой безударной гласной.
- Найдите в толковом словаре значение слова акростих.