Развивающие стихи как средство формирования творческих способностей учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа


Сборник развивающих стихов для младших классов – результат поисков и размышлений о том, как можно заинтересовать учеников начальной школы слушать на уроке, какими средствами и методами зажечь огонек жажды знаний. Учение – это большой труд. Поэтому главной целью использования этих стихотворений является попытка научить светло, радостно, без принуждения. Изменив стиль общения на уроке с младшими школьниками, можно найти способ привлечь их внимание лаской, уместной шуткой, сказкой, игрой.

Внимание и запоминание обучающихся начальных классов находятся на недостаточно высоком уровне, тем более, если учение не захватывает. Поэтому желательно вводить в процесс обучения игры и игровые ситуации. Легче запоминается то, что интересно. Игра необходима для снижения психических и физических нагрузок, снятия тревожности, нивелировки хронического напряжения у не слишком успешных учеников.

Дети очень чутки к слову, к образу, им все интересно. Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и т. д.) благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, незаметно развивая интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку.

Рифмованные упражнения помогают лучше усвоить грамматические правила. Мнемонимика – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет искусственных ассоциаций.

Орфографически насыщенные рифмованные упражнения в 3–4-х классах могут служить фоном для более сложной работы (выписать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, найти глаголы первого и второго спряжения, подобрать пословицы к глаголам, написать письмо по памяти и т. д.). Для прочности навыков правописания орфографически трудные слова должны включаться в практику учащихся на уроках не менее 7 – 8 раз, что позволяет, по мере совершенствования навыка, неоднократно возвращаться к упражнениям, меняя вопросы и задания. Психологи доказали, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не будут полезными.

Пассивное восприятие и усвоение не будут опорой прочных знаний. Нужно найти что-то интересное и увлекательное, преподнести детям, заинтересовать и заставить их самих прийти к подобным находкам и открытиям. Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой вопроса, создания проблемной ситуации, необычной формой ведения урока.

Необходимо вызвать у ребенка желание “играть в упражнение”. Положительные эмоции – стимул для дальнейшей работы.

Считаю, что предлагаемый материал пробудит интерес к живому слову, бережному отношению к природе у учащихся, а учителям поможет в работе по подбору интересного, занимательного материала по развитию памяти, мышления и внимания.

Фруктовый рай

Мухи фруктов захотели,
Утром к югу полетели.
Штурман дал приказ: Вперед!
Выбираем самолет!
Полетим мы "бизнес классом"
Целой стаею – все разом.
Надо выбрать тот курорт,
Где почувствуем комфорт.
Чтобы утром, на рассвете,
Не будили рано дети!
Чтоб на ужин и обед
Подавали винегрет.
Ну, а главное, чтоб всюду
Были выставлены блюда.
В них бананы, апельсины,
Маракуйя, мандарины,
Груши, персики и сливы.
Ох, как станем мы ленивы!
Было б лето круглый год,
Мы не знали бы забот!

Вопросы и задания:

  1. Перечислите все фрукты, о которых идет речь в стихотворении.
  2. Назовите овощи, которые входят в состав винегрета.
  3. Куда полетели мухи (сторона света)? Какие еще стороны света вы знаете?
  4. Выпишите в два столбика глаголы и имена существительные.
  5. Выпишите имена существительные сначала в ед.числе, затем во мн.числе.
  6. Выпишите глаголы прошедшего времени.
  7. Найдите в тексте имена существительные 1 скл. и 2 скл.

Ох, уж эти малыши!

Головастики спешат
Превратиться в лягушат,
Чтобы петь и веселиться,
В чехарду играть, резвиться.
Им в пруду зеленом тесно,
Много их, но мало места.
Разбегутся кто куда,
Бр-р-р, холодная вода
Выгоняет их на сушу
Спинки греть, покушать мушек.
Ведь они еще растут,
"Ква" да "ква" себе поют.
В камышах от них тайком
Бродят цапли ясным днем.
Головастики спешат
Превратиться в лягушат,
Но не знают глупыши,
Что скрывают камыши.

Вопросы и задания:

  1. Почему головастикам тесно в пруду?
  2. Что "выгоняет" головастиков на сушу?
  3. Что скрывают от лягушат камыши?
  4. Почему стоит опасаться цапель?
  5. Найдите глаголы в неопределенной форме.
  6. Найдите слова с проверяемой безударной гласной в корне.
  7. Выпишите глаголы в два столбика (1 спр. и 2 спр.).

Мой любимец

Рассказать я вам хочу,
Больше всех кого люблю.
Хоть и нет его давно,
Он мне дорог все равно.
Кот Василий жил у нас,
Он вставал с лежанки в час.
В два на кухне крал сосиски,
В три сметану ел из миски.
Он в четыре умывался,
В пять по коврику катался.
В шесть он шел к лежанке спать,
Потому что в час вставать.
Без животных плохо жить,
Мы должны их всех любить.
Это верные друзья –
Вот что точно знаю я!

Вопросы и задания:

  1. Составьте режим дня кота Василия.
  2. Расскажите о вашем отношении к домашним животным.
  3. Выпишите глаголы совершенного и несовершенного вида в два столбика.
  4. Найдите в тексте наречия и подберите к ним антонимы.

Тревожная жизнь

Песня мышкина звучит,
День и ночь она пищит.
Ой! Как трудно мне одной
Урожай собрать порой.
Да к зиме приноровиться,
Норку вырыть, утеплиться.
Ведь врагов кругом так много…
Я боюсь, в душе тревога.

Вопросы и задания:

  1. Как вы думаете, кому еще трудно живется зимой в лесу?
  2. Подготовьтесь к письму по памяти.
  3. Подберите антонимы к выделенным словам.
  4. Выпишите глаголы в неопределенной форме и образуйте от них форму второго лица ед.числа.

Станция "глагольная"

Поезд долго-долго шел,
Шел до станции "Глагол".
Там стояли на перроне
Две синицы, три вороны.
ИсключениЯ из правил –
Их учитель к нам направил.
Вышли поезд тот встречать
Семь на – еть, четыре с – ать.
Все глаголы молодцы,
Удальцы и храбрецы.
Повторять их не ленись
И запомнить торопись:
Гнать, держать, дышать и слышать,
Зависеть, видеть, ненавидеть,
А еще смотреть, вертеть
И обидеть, и терпеть.

Вопросы и задания:

  1. О какой части речи идет повествование в стихотворении?
  2. Кто встречал поезд на перроне?
  3. Повторите и выучите глаголы-исключения.

Что сниться коту?

Снится коту удивительный сон:
Будто послали его в гастроном,
Чтобы купил он вязанку сосисок,
Для молока и сметаны пять мисок.
Кильку, сардины и мойву в придачу
Он приобрел в магазине на сдачу.
Целую ночь кот во сне пировал…
Сколько мышей в эту ночь он поймал?

Вопросы и задания:

  1. Сколько мышей за ночь поймал кот? Если ни одной, то почему?
  2. За какими товарами послали кота в гастроном? Перечислите все приобретенные товары.
  3. Что купил кот в магазине на сдачу?
  4. Выпишите все имена существительные и определите их склонение.

Поэтический лес

Лес от ночи не проснулся.
Иней в капельку свернулся.
Тень шла гулять в макушках –
Ели ссорятся, подружки.
Рыжий лист слетел с осины,
А в кустах.. В кустах малины
Толстый мишка крепко спит:
Улей снится. Он храпит.
Родина вокруг моя.
Ах, какая красота!

Вопросы и задания:

  1. Прочитайте слово, зашифрованное в стихотворении.
  2. Кто спал в кустах малины? Что ему снилось?
  3. О каких деревьях идет речь в стихотворении? Какие еще деревья можно встретить в лесу? (перечислите).
  4. Найдите в тексте имена существительные с непроверяемой безударной гласной.
  5. Найдите в толковом словаре значение слова акростих.