Я работаю учителем-дефектологом в ГОУ ОСО школе № 10 для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша школа – единственная в Санкт-Петербурге, которая принимает детей-инвалидов, имеющих нарушения слуха и речи. Они получают аттестат среднего полного общего образования на дневном и заочном отделении школы, то есть наши дети учатся и днем, и вечером (если при этом работают или учатся в профессиональных лицеях, колледжах).
Одной из главных коррекционных задач школы является формирование внятной, интонированной, грамматически правильной речи. Для этого требуется большая повседневная работа всех педагогов школы, семьи. В решении этих проблем основную направляющую роль играет слуховой кабинет.
Рассмотрим организацию обучения детей в слуховом кабинете. Основной формой работы является индивидуальное занятие продолжительностью в 20 минут. Содержание занятия определяется в соответствии с основными направлениями работы школы:
- развитие устной и письменной речи учащихся, имеющих нарушения речи;
- словарная работа;
- развитие слухового восприятия;
- формирование произношения;
- развитие навыка чтения с губ.
Возраст наших учащихся варьируется от 15 до 35 лет. Это средняя и основная школа. Ребята к нам поступают уже со сформированными речевыми навыками. Особенность нашей слухоречевой работы состоит в том, чтобы сохранить эти навыки, а также по возможности и улучшить.
Рассмотрим поподробнее именно те направления, которые являются приоритетными в работе учителя-дефектолога. Это словарная работа, развитие устной и письменной речи учащихся, имеющих нарушения речи, и развитие навыка чтения с губ у глухих и слабослышащих.
Словарная работа.
Данное направление работы предполагает формирование у учащихся словесной речи в различных видах (устная, письменная).
Одной из главных задач словарной работы считается задача обогащения, пополнения, расширения словарного запаса учащихся.
В процессе работы над словом дети усваивают не только его лексическое и грамматическое значение, но и учатся сознательно выбирать из словарного запаса те языковые средства, которые наиболее точно отражают замысел говорящего и делают высказывание не только грамматически правильным, но и выразительным. Идет работа с такими темами: “Синонимы”, “Антонимы”, “Однозначные и многозначные слова”, “Прямое и переносное значение слов”, “Пословицы и поговорки”, “Фразеологический оборот” и другие (Приложение 1, Приложение 2)
Словарная работа органически связана со всеми видами работы по развитию связной речи.
Проводятся следующие виды работ:
- нахождение ошибок в тексте;
- работа с деформированным текстом;
- задания, направленные на установку лексического значения слова;
- подбор подходящих по смыслу слов из двух представленных вариантов;
- выразить смысл одним словом;
- “составь из букв одного слова как можно больше слов”;
- “четвертый лишний”;
- отгадывание загадок и другие.
На индивидуальных занятиях отрабатываются слова и фразы, связанные с изучением программ по различным общеобразовательным учебным предметам.
Развитие устной и письменной речи учащихся, имеющих нарушения речи.
Наряду с расширением словарного запаса большое внимание уделяется усвоению орфографических знаний, умений и навыков; коррекции дисграфии, дислексии. На занятиях используются такие виды работ:
- орфографический диктант;
- чтение стихотворений, текстов, пословиц, чистоговорок;
- нахождение ошибок в тексте;
- работа с деформированным текстом;
- упражнения “Вставь пропущенные буквы” и другие.
Данные виды работ проводятся не только с учащимися, имеющими нарушения речи, но и с глухими и слабослышащими. (Приложение 4)
Развитие навыка чтения с губ.
Чтение с губ – это зрительное восприятие устной речи.
Определяющую роль при обучении чтению с губ имеет состояние речи глухого, его словарный запас, владение грамматическим строем и произносительными навыками. При этом следует учитывать индивидуальные особенности обучаемого (состояние зрительного анализатора, внимания, комбинаторные способности – догадка).
Обучение неслышащих чтению с губ проводится параллельно с овладением произношением. На занятиях по коррекции неправильно произносимых звуков уточняется и их оральный образ, закрепляются уже сложившиеся ранее связи между зрительными и кинестетическими образами фонем.
В общем учебном процессе используется слухозрительное восприятие. Но на уроках по чтению с губ преимущество отдается зрительному восприятию.
В течение четырех лет я работаю над темой: “Словарная работа с учащимися средних и старших классов, имеющими нарушения слуха и речи”. Данная тема считается актуальной, так как знание значений слов, умение использовать в речи те или иные лексические средства способствует успешной социализации учащихся с недостатками слуха и речи в обществе.
Словарная работа является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Она направлена на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка. Работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся коррекционные занятия, а также занятия по русскому языку и развитию речи, овладение словарным составом литературного языка. Вот почему работа над словом заслуживает не меньшего к себе внимания, чем чисто грамматическая; она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений.
Горький А.М. писал в одной из своих статей: "Никогда еще дети не нуждались так в обогащении языком, как нуждаются они в эти годы, в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создается множество нового и все требует новых словесных форм". Эти замечательные слова полностью сохраняют свое значение и в настоящее время.
Словарная работа предполагает формирование у учащихся словесной речи в различных видах (устная, письменная).
Одной из главных задач словарной работы считается задача обогащения, пополнения, расширения словарного запаса учащихся.
Основа расширения словаря – введение рядов отбора лексических элементов – языковых словарных объединений (тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар).
Условно в системе словарной работы мы выделяем несколько разделов:
- объяснение нового словаря,
- закрепление словаря, включение его в речевую практику,
- лексические упражнения.
В практике обучения все части словарной работы взаимосвязаны и применяются на занятиях в теснейшей зависимости друг от друга, переплетаются, дополняя одно другим.
Объяснение лексики способствует лучшему пониманию текста и развитию речи детей с недостатками слуха.
Приемов объяснения слов много и применять их надо творчески. Одним из наиболее часто используемых приемов является применение наглядности, для чего мы используем показ предмета или его изображение на картине. О значении рисунка для объяснения непонятных слов Ушинский К.Д. писал следующее: “Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь неизвестным словам. И он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету”.
Иногда вместо показа рисунка используем меловой рисунок.
Другим приемом является описание предмета словом. Например, слово поземка объясняется как ветер со снегом: ветер дует, метет снег по земле.
Драматизация действия примыкает к ранее описанным приемам.
При организации словарной работы мы постоянно ориентируемся на уровень развития речи каждого учащегося.
Причины речевых ошибок учащихся обычно связывают с отсутствием конкретных знаний о предмете речи, с недостатком жизненного опыта, уровнем культуры, влиянием лексикона взрослых; с нарушением слуха, на основе которого невозможно полноценное самостоятельное развитие речи. Все это, несомненно, имеет значение. Вместе с тем есть и другая объективная причина словарных затруднений – возрастные особенности языкового мышления, характеризующееся особой тенденцией отбора языковых элементов, объемом системных словарных объединений, особым осмыслением значений слов и выражений.
Отсюда необходимость специальной словарной работы на индивидуальных занятиях.
На коррекционных занятиях мы используем следующие виды словарной работы, это:
- Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
- Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
- Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
- Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).
- Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
- Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
- Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
- Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
- Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей – птицы).
- Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
- Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
- Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
- Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
- Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу – побеждать).
- Самодиктант и взаимопроверка.
- Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
- Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
- Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
- От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.
Словарная работа органически связана со всеми видами работы по развитию связной речи. Кроме лексических упражнений мы даем и задания по культуре речи. Речевая коммуникативная культура необходима: чем точнее и правильнее учащийся оформит свои мысли, тем лучше поймет их собеседник или читатель.
На индивидуальных занятиях отрабатываются слова и фразы, связанные с изучением программ по различным общеобразовательным учебным предметам. Можно предложить такого рода задание:
Прочитайте следующие списки слов и определите какие из них относятся:
- к теме “Литература”: гарнитура, эпистолярный, тропик, метонимия, пуанты, беллетристика, багет, драма;
- к теме “Математика”: аудит, интеграл, новелла, ремонтный, медиана, биссектриса, периметр и др.
По плану методического объединения “Валеологии” ежегодно проводится неделя дефектолога. В начале и конце каждого учебного года оформляем стенд “Информация слухового кабинета” (Рисунок 4). Учащиеся могут сами увидеть свои результаты речевого обследования, которое проводится в начале и конце учебного года. Также готовим тематические стенды, такие как: 1 апреля – день смеха, Сладкое слово детства – мама! и т.д. (Рисунки 5,6,7,8). Мы готовим речевые праздники для детей, конкурсы чтецов. В 2007 году провели два – в мае это игра для 9-ти классников “К доске!” и “Открытый урок по русскому языку”, посвященный Году русского языка (1 сентября), в 2008 году – для 11-х классов “Русский язык на отлично!”, в 2009 году – конкурс чтецов, посвященный дню 65-летия победы в ВОв “Стихи, опаленные войной...” (Рисунки 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Приложение 3). На этих викторинах-играх тоже происходит расширение словарного запаса.
Также словарная работа проводится и при подготовке к внеклассным мероприятиям, таким как: “День учителя”, “Осенний бал”, “Новогодний бал”, “8 марта” и другие. Наши ученики всегда на каждом празднике читают стихи. На коррекционных занятиях не только учим стихи, но и анализируем их: определяем основную мысль стихотворения; озаглавливаем, если нет названия; разбираем незнакомые слова.
У нас в школе ежегодно проводится “Игра по станциям”. В этой игре есть станция, посвященная русскому языку и развитию речи. Там даются задания на пословицы и поговорки, фразеологические обороты, загадки, кроссворды и многое другое. (Приложение 5)
Таким образом, словарная работа проводится не только на коррекционных занятиях, но и на любом внеклассном мероприятии.
У значительной части детей уровень развития интеллектуальных способностей, памяти, внимания сформирован недостаточно. В связи с этим возникают трудности в процессе обучения: дети не уверены в себе, не всегда способны сконцентрировать внимание, длительное время сохранять нужный темп работы, не в полной мере усваивают учебный материал, даже если он подобран индивидуально. В преодолении этих трудностей может помочь включение в урок игровых и занимательных упражнений, которые значительно повышают умственную работоспособность, вызывают положительные эмоции и, самое главное, здесь продолжается словарная работа.
1. Игра “Треугольник”. Выбирается какая – либо буква алфавита. Составить треугольник из слов, начиная с искомой буквы и добавляя по одной букве к каждому новому слову.
Побеждает игрок, составивший самый большой треугольник.
2. Вставь только гласные.
Ф _ _ Ш _ _ Л _ К Л _ К Л _ К Л _ К |
ШВ _ _ П _ В _ П _ В _ Б _ _ Н Б _ _ Н П _ _ Н |
_ КР _ Н К _ _ Л _ КР _ С _ КР _ С _ ТР _ М _ _ РФ _ |
3. “Пополняем словарный запас”.Добавьте всего одну букву, но так, чтобы получилось новое слово.
ВЛАСТЬ КАСКА СЛОН ГОСТЬ ПОЛ |
ШАР РОК ПАР ЕДА РОЗА |
ТЕЛО КРАН БЕЛОК РУБКА ДАР |
4. “Собери слова”. Собери слова, в каждой из колонок могут быть и первые, и последние
половинки слов.
ОПТ ПАР ЛОН АГА АТА КОР ТАН АРА АДА СКА |
ПАЛ КУР КЕТ ИЦА ИКА БАЛ ХИС АРМ ПЛЯ КЕР |
5. “Математика по-русски”. Выполните математические действия и прочитайте слова.
- ПРИ + С – РИ + ЦЕ – П + НА =
- СОК + ИЛ – СО + ЬКУ – У + А =
- ПЕРО + СИ – РО + НО – И + Я – О =
Все приведенные выше занимательные упражнения имеют форму игры, но для ребят – это самая настоящая работа.
Одним из способов, повышающих мотивацию к учебной деятельности, считаю использование компьютера. Применение компьютера на уроках позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными, интересными. Предлагаю вам уроки-презентации. (Приложения 6, Приложение 7, Приложение 8)
Как мы можем проследить динамику результативности, узнать, усвоил ребенок то или иное понятие? Очень просто! Надо всегда повторять уже пройденные задания; давать новые задания на известные слова, и если ребенок выбрал из словарного запаса те понятия, которые наиболее точно отражают замысел говорящего и делают высказывание не только грамматически правильным, но и выразительным, то можно с уверенностью сказать – словарная работа не прошла впустую!
В заключение хочу сказать, что систематическая словарная работа позволяет сформировать у учащихся чувство стиля, воспитать языковой вкус, который по словам А.С.Пушкина, “состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности”.