Цели урока:
- Познакомить с произведением К. Г. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”, норвежским композитором Э. Григом, его произведением “Утро”, развивать навыки сознательного и выразительного чтения, обогащать активный словарь.
- Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
- Воспитывать эстетический вкус, любовь к музыкальным и художественным произведениям.
Оборудование:
- Портреты К. Г. Паустовского и норвежского композитора Э. Грига.
- Выставка книг К. Г. Паустовского.
- Компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку.
- Географическая карта
- Толковые словари русского языка – у каждого ученика.
- Грамзаписи: а) заранее начитанный текст произведения “Корзина с еловыми
шишками”
б)Э. Григ “Утро”
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы начинаем работу над новым разделом, который называется “Наполним музыкой сердца”. Эту страничку открывает замечательный писатель Константин Дмитриевич Паустовский, настоящий мастер слова, великий певец российской природы. Какие произведения К. Г. Паустовского вы уже читали?(ответы детей).
3. Подготовка к восприятию нового. Подготовленный ученик выступает с сообщением : Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968), русский писатель. Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, "был неисправимым мечтателем и протестантом", из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством. По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет. Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии. После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. В течение года работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман Романтики (1916-1923, опубл. 1935). Февральскую и октябрьскую революции 1917 Паустовский встретил в Москве. После победы советской власти начал работать журналистом и "жил напряженной жизнью газетных редакций". Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду молодых писателей – И.Ильфа, И.Бабеля, Э.Багрицкого, Г.Шенгели и др. Прожив два года в Одессе, уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом – в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию. В 1923 Паустовский вернулся в Москву и начал работать редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 вышел первый сборник рассказов Паустовского Встречные корабли. В том же году был написан роман Блистающие облака. В этом произведении детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу. В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них Снег (1943) и Дождливый рассвет (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями. Паустовский умер в 1968 году в Москве и согласно его завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы. Место, где находится могила, – высокий холм, окруженный деревьями с просветом на реку Таруску, – было выбрано самим писателем. Могила располагается в зеленом квадрате, окруженном дорожками. В изголовье лежит камень неотшлифованного красного гранита, на котором с одной стороны помещена надпись "К.Г. Паустовский", а с другой "1892 – 1968".
4. Восприятие нового материала. Всю жизнь Паустовский мечтал написать большую книгу, посвященную замечательным людям, не только знаменитым, но и безвестным и забытым. С одним таким произведением мы познакомимся сегодня: (слушание грамзаписи с заранее начитанным текстом “Корзина с еловыми шишками”) Дети отслеживают по тексту синхронно голосу диктора.
5. Словарная работа. Давайте выясним смысл незнакомых слов.
а) Заранее подготовленный ученик: Эдвард Хагеруп Григ родился 15 июня 1843 – 4 сентября 1907. Норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижер. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.
Эдвард Григ родился и провел молодость в Бергене. В Бергене родился и долго жил Оле Булл, который первым заметил музыкальный дар Эдварда (сочинявшего музыку с 12 лет от роду) и посоветовал родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию, что и состоялось летом 1853 года. Одним из самых знаменитых произведений Грига и по сей день считается вторая сюита – “Пер Гюнт”, в которую вошли пьесы: “Жалоба Ингрид”, “Арабский танец”, “Возвращение Пера Гюнта на родину”, “Песня Сольвейг”. Драматическая пьеса – “Жалоба Ингрид”, одна из танцевальных мелодий, которая звучала на свадьбе Эдварда Грига и Нины Хагеруп, приходившейся композитору двоюродной сестрой. Брак Нины Хагеруп и Эдварда Грига подарил супругам дочь Александру, скончавшуюся от менингита после одного года жизни, из-за чего началось охлаждение отношений между супругами.
Григ опубликовал 637 песен и романсов. Посмертно издано еще около двадцати пьес Грига. Григ скончался в родном городе – Бергене – 4 сентября 1907 года в Норвегии. Композитор похоронен в одной могиле с женой Ниной Хагеруп.
б) Самостоятельная работа со словарями: город Берген-
Ботфорты –
Портьеры –
Дровосек –
Талант –
Аккорды-
6. Проверка первоначального текста. Индивидуальное тестирование на компьютере. (Приложение1)
7. Чтение учителем под музыку от слов: “Сначала она ничего не слышала” и до конца.
8. Слушание музыки. – А сейчас мы еще раз послушаем пьесу Эдварда Грига “Утро”, которая сейчас звучала. Мне бы хотелось, чтобы вы попытались услышать, как композитор рисует природу в музыке. Чтобы понять и прочувствовать музыку ее надо слушать в тишине.
9. Беседа с выборочным чтением. – Какая музыка по характеру?(певучая, протяжная, плавная)
Какими словами описывает музыку Паустовский? Найдите и прочитайте в тексте этот отрывок.
О чем думал Григ, когда писал музыку для Дагни? Прочитайте эти строки.
Что услышала Дагни в музыке? Прочитайте эти строки.
Какие музыкальные инструменты символизируют появление на небе ослепительного солнца? (скрипки)
За что Дагни была благодарна Эдварду Григу? Прочитайте эти строки.
Прочитайте последний абзац рассказа. Сбылась ли мечта композитора о том, что эта музыка принесет Дагни радость?
Музыка – это язык чувств. Музыка помогает человеку посмотреть на мир другими глазами, почувствовать и богатство красок природы. Музыка делает нас добрее, чище и лучше. И есть такие люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить другим радость и красоту. К таким людям относятся Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ.
10. Презентация к уроку.
11. Обобщающая беседа. Сегодня на уроке нам довелось прикоснуться к чудодейственному источнику доброты и щедрости. Мы познакомились с двумя удивительными людьми, талантливыми, мудрыми. Оба они – великие мастера: один словом, другой музыкой пробуждают в нас самые светлые и добрые чувства. И люди всех времен будут благодарны им за это.
12. Оценивание и домашняя работа.
Задания разноуровневые по группам:
1 гр. – прочитать рассказ и ответить на вопросы учебника.
2 гр. – пересказ от 1 лица.
3 гр.– выписать из текста сравнения и олицетворения, описание времен года и частей суток.
Для подготовки к уроку использовала:
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 год.
- Эдвард Григ. “Утро” Сюита.
- Статья Н. И. Куденко в журнале “Начальная школа” № 1, 1995 год.
- Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов и Н. Ю.Шведова