Тема урока "Музыка и кинематограф"

Разделы: Музыка


Оборудование: картина местного художника М. Азизова “Зимняя дорога”, портрет композитора Г.Свиридова, сетка кроссворда, музыкальный центр, на доске изображения видов кинематографа с надписями (они открываются походу урока).

Цели и задачи:

  • Показать роль музыки в кинематографе, в различных видах ее применениях: в рекламе, мультфильмах, кино.
  • Познакомить с творчеством советского композитора Г. Свиридова, с музыкальным произведением “Тройка” к к/ф “Метель”.
  • Развивать у учащихся интеллектуальную культуру, познавательный интерес.
  • Развивать у учащихся эмоционально– певческие способности путем исполнения песен “До чего дошел прогресс”, “Кабы не было зимы”, “Ты человек”.
  • Проверить уровень знаний учащихся об использовании музыки на телевидении с помощью викторин, кроссвордов.

Ход урока

I. Организационный момент.

В самом начале урока учитель предлагает учащимся вытащить жетон, цвет которого будет указывать какой сектор должен занять учащийся (два сектора – два цвета ) , таким образом класс будет разделен на две группы.

II. Звучит музыка Л.В.Бетховена Allegretto.

– Ребята, начать наш урок я хочу словами Арама Хачатуряна, а вы попробуйте сформулировать тему нашего урока: “Эмоциональное воздействие музыки возрастает в ее огромной степени при ее совпадении со зрительным восприятием”, (уч-ся предлагают свои варианты ответов.)

– Итак, тема сегодняшнего урока: “Музыка и кинематограф”.

Беседа “Музыка великая сила”.

  • Кино – искусство ХХ века.
  • Знакомство с понятием “тапер”.
  • Роль музыки в кинофильмах.

Кино – является искусством XX века. С самого своего начала зарождения оно непрерывно связано с музыкой. Великим немым называли кино, когда оно было еще без звука. Зрители не слышали с экрана ни одного звука, но воспринимать увиденное им помогала музыка. В кинотеатре служил тапер (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ кинофильма). Музыка помогала понять и пережить события фильма, грустила, радовалась, пугала и удивляла зрителя, вместе с артистами на экране она была нежной и грациозной, серьезной и смешной. Даже сегодня мы с великим удовольствием смотрим фильмы Чарли Чаплина с их разнообразной музыкой – сердечной и веселой.

Но прошло время, и герои на экране заговорили. Звуковому кино еще больше стала нужна музыка – замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия фильма.

Ребята, а вы обратили внимание, что в начале каждого фильма всегда звучит музыка? На экране еще только название картины, фамилии актеров и создателей фильма, а музыка уже звучит. Как, вы, думаете, для чего она нужна? (учащиеся отвечают ). Правильно, музыка вводит нас в главное настроение картины, время происходящих событий на экране. Она помогает нам сопереживать героям фильма.

Во многих фильмах герои поют замечательные песни, которые потом становятся любимыми телезрителями. Кажется, что песня “ слетает” с экрана и становится песней целого поколения, своего времени. Так произошло с песней Б. Блантера “ С чего начинается Родина”, “ Песней о тревожной молодости” А.Пахмутовой и многими другими.

– Назовите мне песни из ваших любимых фильмов, (учащиеся перечисляют песни).

А сейчас мы с вами поиграем. Я проверю, насколько хорошо вы знаете фильмы, из которых прозвучат песни.

– Проводится музыкальная игра “Назови фильм, из которого звучит данная песня”.

(Звучат отрывки песен из кинофильмов).

  • “Приключения электроника”.
  • “Чародеи”
  • “Дартаньян и три мушкетера”.
  • “Мери Поппинс, до свиданья”
  • “Приключения электроника”.
  • “Гостья из будущего”.

– Завершить нашу беседу о песнях в кино, я предлагаю вам исполнением песни из к/ф “Приключения электроника”.

“До чего дошел прогресс”.

III. Музыка в кинофильмах.

Песня не только характеризует героя фильма, она помогает зрителям лучше понять его, создает настроение картины, насыщает ее красотой. Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым.

Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с музыкальным произведением, написанным специально к кинофильму.

Очень не просто во второй половине ХХ века создать кинофильм по повести А.С.Пушкина “Метель”, об интересной, загадочной судьбе главных героев, об их чувствах, переживаниях, которые трудно выразить словами. Эту задачу не решить без помощи музыки. Долгое время режиссер картины не мог подобрать подходящую музыку, все, что приносили, не подходило. Но все-таки, такую музыку подобрали. Ее написал Г.Свиридов. Музыка звучит с первых кадров кинофильма, она словно волшебной силой переносит нас в пушкинское время. Вслушайтесь, какими словами начинает свою повесть А.С.Пушкин:

– Кони мчатся по сугробам
Топчут снег убогий.
Вот в сторонке старый храм
Виден одинокий…
Вдруг метелица кругом,
Снег валит клоками.
Черный вран свистя крылом ,
Вьется над санями.
Вещий стон гласит печаль,
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль ,
Воздымая гривы.

– Если повесть начинается словами, настраивая читателя на соответствующие переживания, то и фильм должен начинаться соответствующей музыкой. Давайте прослушаем произведение “Тройка” из к/ф “Метель”, а во время прослушивания музыки, рассмотрите иллюстрацию картины, которая закреплена на доске, и сравните данный рисунок с музыкой, что их объединяет?

Слушаем произведение Г. Свиридова “ Тройка”.

? – удалось ли композитору передать поэтическую интонацию повести А.С.Пушкина, каким образом.

?что преобладает в музыке – душевное состояние или показ тройки, которая мчится.

– Что было – бы, если бы музыка отсутствовала в кино и вообще нужна ли музыка кино?

(учащиеся отвечают на поставленные вопросы, сами делают выводы и подводят итог сказанному.)

IV. Музыка в рекламе.

В наше время невозможно представить телевидение без рекламы. Именно музыка, используемая в рекламе, привлекает внимание зрителя на рекламируемый товар. И порой находясь далеко от телевизора, но заслышав знакомую уже нам музыкальную заставку, мы знаем, что сейчас будет рекламироваться. Я предлагаю вам поиграть, проверяем вашу внимательность.

Звучит рекламный блок:

  1. Чай “Брук Бонд”.
  2. “Тема” детское питание.
  3. “Причуда” бисквит.
  4. “Фанта”.
  5. “Алфавит” витамины.
  6. “Вдохновение” шоколад.
  7. “Пепси” напиток.
  8. “Ферро Роше” конфеты.

– Вы прослушали рекламу, а теперь вопросы:

  • Какие витамины рекомендуют детям?
  • На что меняли боги свои конфеты у крестьян?
  • Какой чай вас освежит?
  • Напиток из тысячи пузырьков?

Я вижу, что в рекламе вы ориентируетесь прекрасно, ну а мы переходим к следующему разделу нашего урока.

V. Музыка в кинофильмах.

Ребята, скажите, а где больше всего используется музыки, в каких телевизионных передачах, для какой категории зрителей? (учащиеся отвечают) А как вы думаете, почему очень много музыки используется именно в передачах для детей? (учащиеся дают ответы). В детстве, да и сейчас вы смотрите много различных мультфильмов, вот я и проверю, насколько хорошо вы знаете героев мультфильмов, которые поют свои песни.

(Играем в игру “Назови поющих героев”.)

(звучат фрагменты из мультфильмов)

  • Обезьянки.
  • Разбойники.
  • Крокодил Гена.
  • Мышонок.
  • Мама Умки.
  • Бабки Ежки.
  • Винни – Пух.
  • Шарик и Барбос.
  • Кот Матроскин.

Подвожу итог игры.

– А я предлагаю вам исполнить веселую песню “Кабы не было зимы”.

(Учащиеся поют песню “Кабы не было зимы”.)

VI. Закрепление полученных знаний.

– А в заключении, как итог нашего сегодняшнего урока, я предлагаю разгадать вам кроссворд, который приготовил для вас ученик вашего класса.

(учащиеся разгадывают кроссворд)

1. (по вертикали) – верный друг дяди Федора, знает как приготовить правильный бутерброд. Не любит газированную воду. (Матроскин).

2. (по вертикали) – эта передача изменит и обустроит ваш садовый участок до неузнаваемости. (Фазенда).

3. (по горизонтали) – композитор, шагающий в ногу со временем, автор музыкальной заставки к программе “Время”. (Г.Свиридов).

4. (по горизонтали) – она двигатель торговли, а еще она присутствует во всех передачах, (реклама)

5. (по вертикали) – клуб веселых и находчивых. (КВН).

6. (по горизонтали) – она может сбить путника с пути, (метель).

5. (по горизонтали) – он играет на гармошке, а еще из его кожи делают сапоги и сумки, (крокодил).

7. (по горизонтали) – как звали мальчика по типу которого был сделан Электроник. У нас нет в классе мальчика с таким именем. (Сережа).

8 . (по вертикали) – этот человек сопровождал своей игрой показ кинофильма, (тапер).

– Итак, ребята, разгадав этот кроссворд, мы закрепили с вами полученные знания на этом уроке. Давайте посчитаем с вами заработанные жетоны, (команды считают жетоны, и по количеству выставляются оценки: 10 жетонов-5, 8 жетонов-4), так же можно отметить наиболее активных учеников, и поставить им соответствующие оценки.

VII. Рефлексия:

  • Понравился вам сегодняшний урок?
  • Чтобы вы пожелали друг другу?

И в заключение нашего урока я хочу, чтобы вы исполнили прекрасную песню из любимого вами к/ф “Приключения Электроника”

(учащиеся исполняют песню “Ты – человек”.)

Всем спасибо за урок. Урок закончен, до свидания.