Роль логопедической ритмики и музыкотерапии в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

Разделы: Логопедия


В нашем дошкольном учреждении функционирует группа для детей с заиканием. Эти дети требуют особой заботы и внимания. Они отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением сна. Для психического здоровья таких дошкольников важна благоприятная среда, в которой его любят и понимают, не позволяют грубого обращения с ним, где не жалеют бездумно, проявляя всяческое снисхождение, а уважают и помогают поверить в себя и свои силы. Поддержка личности заикающегося ребенка выступает в коррекционной работе на первый план.

Для преодоления заикания мы применяем комплексный метод, включающий в себя различные медико-педагогические мероприятия:

  • Коррекционные логопедические занятия с учителем – логопедом.
  • Фармакотерапия.
  • Музыкотерапия– использование музыки в оздоровительных целях.
  • Ритмотерапия – специфические упражнения под музыку с использованием движений.
  • Динамотерапия – двигательные упражнения, направленные на общее и физическое оздоровление и коррекцию в двигательной сфере.
  • Логоритмотерапия – система упражнений и игр, в которых речь соединяется с движением.
  • Физиотерапия.
  • Сказкотерапия – постановка лечебных спектаклей.
  • Куклотерапия – использование различных видов театра для коррекции речи, снятия болезненной фиксации на дефекте.
  • Психотерапия – оздоровление психики заикающегося ребенка косвенным и прямым способами.

Необходимость именно комплексного воздействия объясняется тем, что данный недуг представляет собой не какой-то частный, “изолированный” дефект речи, а сложное расстройство, тесно связанное со всей личностью ребенка, с состоянием его нервно-психической сферы, с нарушением коммуникативной функции.

Получение позитивных результатов – следствие партнерского продуктивного контакта и принципа межпрофессиональной деятельности специалистов и педагогов, осуществляющих реабилитационную работу. С каждым из этих специалистов имеется перспективный план по взаимодействию.

Наиболее четкое взаимодействие такой деятельности, прослеживается в работе учителя – логопеда и музыкального руководителя.

Приложение 1

Учитель – логопед участвует в музыкально– коррекционных занятиях, проводит работу над артикуляцией, дыханием, просодическими компонентами речи.

Музыкальный руководитель проводит музыкально – коррекционные занятия с соблюдением всех речевых периодов коррекции заикания: период ограничения речи, сопряженной и отраженной речи, вопросно-ответной и самостоятельной речи. Наряду с традиционными музыкально – коррекционными занятиями для детей с заиканием совместно во взаимодействии двух специалистов проводятся логоритмические и комбинированные занятия по развитию личности и речи с использованием вокалотерапии и коррекционной ритмики.

В данном коррекционно-развивающем маршруте, языком искусства: музыкотерапии, логоритмики, куклотерапии, идет интегрирование методик коррекционного, терапевтического и эстетического цикла.

Логопедическая ритмика – одна из форм терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения.

Основными составляющими логопедической ритмики являются:

  • Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.
  • Дыхательные упражнения.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Работа над просодическими компонентами речи.
  • Мелодекламации.
  • Пение.
  • Элементарное музицирование.
  • Музыкорисование.

В заключение занятия обязательно проводится глубокая релаксация.

В ходе занятия двигательно-речевые логоритмические упражнения помогают легко и непринужденно компенсировать не только недостатки речи, психические функции, но и открывают новые способности ребенка, повышают его самооценку.

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают, данный метод позволяет использовать музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов двигательных и речевых расстройств. Занятия с музыкальным руководителем и учителем – логопедом позволяют ощутить радужный мир детства, и “ настроить” на мажорный лад иммунную систему, улучшить мозговую деятельность ребенка и научиться управлять своим настроением.

На занятиях мы используем различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах, музыкорисование и обязательно элементы театрализации. При этом большое значение придается музыкально– психологическим формулам преодоления стрессовых ситуаций и музыкально-филосовскому тренингу, формирующему личность.

Куклотерапия – позволяет ребенку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребенку и лечит от заикания. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к своей собственной речи. Кукла служит для ребенка своего рода защитой, психологической опорой в его публичном выступлении.

Желательно, чтобы музыка сопровождала детей с заиканием в течение всего дня. В режиме группы она используется как музыкальный фон. Спокойная, тихая музыка оказывает успокаивающее и гармонизирующее воздействие на ребенка, а музыка динамичного и ритмичного характера способствует выбросу негативных эмоций, переживаний.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей “вторым планом”, без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Музыкальным руководителем собрана обширная фонотека по музыкотерапии.

Приложение 2

Важным в воспитании детей с ОВЗ является принцип толерантности. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к детям исключительную чуткость, постоянную заботу и каждодневно вселять уверенность в успехе. Это очень важно, ведь процесс коррекционной работы очень длительный.