Театр пришел к нам из древности, во все времена он потрясал людей. Живое слово всегда доходило до души, сердца человека. Музыка воздействует на душу, эмоциональный мир человека, она проникает до глубины через эмоции. Так каково же влияние сочетания музыки и слова? Велико! Именно драматизация, где есть слово, пение, движение, именно она может оказать на ребенка огромное воздействие. Через театральную деятельность дети узнают очень много, велика важность в познавательном плане: они узнают о творчестве писателей и поэтов, обычаи, обряды народов, костюмы и многое другое.
Начинать работу по театрализованной деятельности с детьми необходимо с раннего возраста, обязательно с кукольного театра. Его персонажи для детей очень интересны, что активизирует их, они отвечают на вопросы персонажа, выполняют действия по его просьбе. Для малышей это веселая, интересная игра. В первой младшей группе дети уже могут изображать каких-либо персонажей – зайчиков, белок, мишек, снежинок, воробушков, как правило, это проявляется в играх и танцах, и выполняют ребята это группой или подгруппой. Дети второй младшей группы – это один из самых благодатных возрастов. Они гораздо активнее двухлеток и менее стеснительны, чем дети средней группы, а также очень эмоциональны, у них больше желания активно участвовать во всем. Насколько же легче работать в дальнейшем с детьми во всех отношениях, если во 2-ой младшей группе велась серьезная, продуманная работа. Именно с этим возрастом начинается полноценная работа по театрализованной деятельности – драматизации.
Именно в драматизации можно осуществить самые большие задачи. В драматизации делают все: говорят, поют, танцуют. Выразительности речи, жестам, движениям уделяется большое внимание. Начинается работа с этюдов.
Двигательные этюды. В каждом квартале включаются этюды с движениями персонажей сказок или соответствующие моментам времени года.
1-й квартал – это листочки, дождь, птички, козлята, петушки.
2-й квартал – снежинки, зайчики, елочки, мишки, белки.
3-й квартал – важный петушок, собачки, котята, куклы.
1-й квартал
п/н | Название этюда | Действия детей | Музыкальное сопровождение | Кол-во занятий |
1. | Осенние листочки | В одной или двух руках листья.
|
Нежная ласковая музыка, двухчастной формы. | 4-5 |
2. | Дождик | В руках султанчики из
целлофана.
|
Полечка, двухчастной формы. Музыка легкая, воздушная |
3 |
3. | Петушки |
|
Полька двухчастная. | 2-3 |
4. | Козлята |
|
Полька | 4 |
5. | Птички |
|
Легкая музыка, двухчастной формы. | 3 |
2-й квартал
п/н | Название этюда | Действия детей | Музыкальное сопровождение | Кол-во занятий |
1. | Снежин-ки |
|
Вальс, нежная музыка. | 5 |
2. | Зайчики | Руки-лапки” перед собой.
|
Полечка | 4 |
3. | Мишки | Ходьба, переваливаясь, руки чуть в стороны | Татарская народная, русская народная | 2 |
4. | Белки | “Руки-лапки” перед собой
|
Полечка | 2 |
5. | Елочки | В руках веточки елок (искусственные)
|
Вальс | 3 |
3-й квартал
п/н | Название этюда | Действия детей | Музыкальное сопровождение | Кол-во заня-тий |
1. | Важный петушок | Руки на пояс. Идти медленно, высоко поднимая колени. | Русская народная, татарская народная | 2 |
2. | Котята | “Руки-лапки” перед собой пальчиками вперед.
|
Русская народная, татарская народная.
|
3 |
3. | Собачки | “Руки-лапки” также как у котят.
Дети, присев, роют “лапками”-круговые движения кистями внизу. |
Полька | 2 |
4. | Куклы | Руки полукругом перед собой внизу “пальчики
к пальчикам”
|
Полька двухчастной формы | 5 |
Взрослые персонажи: Веснушка.
Забегают дети и Веснушка. Веснушка – воспитатель.
Веснушка:
Здравствуйте, мои друзья,
Звать Веснушкою меня.
Из страны сказок я пришла
И друзей привела.
Хотим вам сказку подарить
Ведь со сказкой интересней жить. (Дети садятся).
Расскажем о своем дружке,
Сказка о хвастливом петушке. (Выходит Петушок).
Жил-был Петя-Петушок
Золотой гребешок.
Песня “Петушок” – р.н.п.
Веснушка: И этот Петушок очень любил хвастаться.
Петушок:
А я Петя-Петушок
Золотой гребешок.
Лучше всех – это я,
Громче всех пою друзья.
Веснушка:
Вот курочки идут гулять,
Будут зернышки клевать. (Выбегают курочки).
Песня курочек “Цыплята” – Филиппенко.
Курочка 1:
Ко-ко-ко, курочки мы
Не ссоримся, всегда дружны.
Любим по двору гулять,
Любим зернышки клевать.
Курочка 2:
Ах ты, Петя-Петушок
Золотой гребешок,
Давай вместе играть
Вместе зернышки клевать.
Петушок:
Не хочу. Я Петя-Петушок
Золотой гребешок.
Лучше всех – это я,
Громче всех пою друзья.
Веснушка:
Обиделись курочки и убежали. Смотрите, вот котятки.
Веселые ребятки. (Выбегают котята).
Песня котят.
Котенок 1:
Лапочки царапки,
Нас зовут котятки.
Любим молоко мы пить,
Громко “мяу” говорить.
Котенок 2:
Ах ты, Петя-Петушок
Золотой гребешок,
Давай вместе играть,
Вместе по двору гулять.
Петушок:
Не хочу. Я Петя-Петушок
Золотой гребешок.
Лучше всех – это я,
Громче всех пою друзья.
Веснушка: Обиделись котята и убежали. А петушок громко запел свою песенку ку-ка-ре-ку”.
Петушок: Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку.
Веснушка: И тут появился пес Барбос.
Выходит Пес.
Пес:
Гав-гав, кто громко поет,
Кто мне спать не дает.
Я сердитый пес,
А зовут меня Барбос, гав!
Веснушка: Испугался Петушок (прячется за стул) и стал звать на помощь.
Петушок: Помогите!
Веснушка: Услыхали его котята, услыхали его курочки. Прибежали и стали гнать Барбоса. Затопали они, захлопали. Давайте и мы им поможем. (Все топают и хлопают). Испугался Барбос и убежал. (Пес убегает). А Петушок понял, что нельзя хвалиться и попросил прощения.
Петушок:
Простите меня, Петушка
Золотого гребешка.
Веснушка:
Простили они Петушка.
И стали они дружить,
Вместе весело все жить.
Хоровод с Петушком водить.
Веснушка:
А сейчас выходите
И для нас здесь попляшите.
Парный танец.
Веснушка:
Вот и сказка наша вся,
Попрощаемся, друзья!