Цели:
- познакомить учащихся с правилами сравнения;
- развивать умение использовать специальные слова для указания сходства и различия между предметами; продолжить работу над развитием коммуникативной культуры учащихся; чувств сопереживания и милосердия и других духовных качеств человека;
- воспитывать бережное отношение к природе на основе понятия “Я – часть природы”; формировать уважение к своему и чужому слову как средству самовыражения и самореализации в личностном и социальном аспектах.
Оборудование:
- Комплект учебников-тетрадей для третьего класса “Детская риторика” (автор Т.Ладыженская),
- слайды “Уральский лес”,
- изображения животных и неживой природы для демонстрации через эпидиаскоп,
- деловые описания (комплект) гор и медведей, карточки “Виды признаков”,
- изображение Риторика и его телеграмма.
1. Организационный момент.
2. Речевая гимнастика.
А) учимся правильно дышать
1, 2, 3, 4, 5,
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Б) учимся говорить чисто:
“С” – у Сени и Сани в сетях сом с усами.
Свиристель свиристит свирелью.
– Кто такая свиристель? Что такое свирель?
В) учимся говорить выразительно.
Кто мог подать такое объявление?
“Хочу свить гнездо! Одолжите теплый пух и разноцветные перья!”
– Прочтите выразительно.
– Что такое объявление? (Тип текста)
– Есть ли в этом объявлении элементы описания?
– Какой вид описания – художественное или деловое?
– Какие еще типы текстов вам известны?
3. Проверка домашнего задания.
– Вы должны были рассуждать о ситуации, сложившейся в лесу, после подачи медведем следующего объявления:
«Бюро добрых медвежьих услуг предлагает: “Птицы и звери! Меняйте жилье! Кому очень жарко, кому очень сыро, бюро подыщет другую квартиру, чтоб каждому жить удобно было”». (Рассуждения учащихся.)
– Долго ругали косолапого за его “медвежью услугу”.
– А что такое “медвежья услуга”? (Сделать не то, что нужно, не помочь, а навредить).
4. Сообщение темы.
5. Изучение нового материала, его закрепление.
Мы стараемся больше узнать об окружающем мире, лучше понять окружающие нас предметы и поэтому, их сравниваем.
– Что такое “сравнивать” (Ожегов).
“На свете на все на все похоже:
Змея на ремешок из кожи,
Луна – на круглый глаз огромный,
Журавль – на тощий кран подъемный,
Кот полосатый – на пижаму,
Ты – на меня, а я – на маму”.
(Читает ученица).
– Сегодня мы с вами будем путешествовать по Уралу.
“Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал,
И сосны, девчонки босые,
Сбегают с заснеженных скал” –
написала уральская поэтесса Л.Татьяничева.
Урал – это край, в котором мы живем. Через Урал проходит граница между Европой и Азией (показ иллюстрации). Богат Урал, разнообразна его природа. Сегодня мы будем сравнивать различных представителей животного мира уральского леса и других лесов, неживую природу Урала с неживой природой других мест, не менее красивых. Но чтобы правильно сравнивать, надо знать правила сравнения.
К примеру, надо сравнить двух животных. Отгадайте, каких:
Мягкие лапы,
Желтые глаза,
Острые когти,
На ушах кисточки.
– Правильно, это животное уральского леса – рысь.
– Вот в таких непроходимых лесах она водится (демонстрация слайда “Уральская тайга” А. Васнецова). Что еще про нее знаете? (демонстрация изображения рыси через эпидиаскоп).
Мягкие лапки,
А в лапках царапки,
Пьет молоко,
А от дома не уходит далеко.
– Верно, это кошка (демонстрация изображения кошки через эпидиаскоп).
– Давайте сравним этих двух животных. По каким основным признакам будем сравнивать? (Цвет, размер, форма и т.д.), (высвечиваются таблички).
– А можно сказать, что рысь – крупное животное, а кошка – домашнее? (Нет).
– Почему?
– Итак, правило 1:
“Сравнивай одновременно по одинаковым видам признаков”.
– Найдите ошибку:
“Однажды в лесу я встретил маленького ежонка и маму-ежиху. Они были похожи, как две капли воды. Только у ежонка были маленькие, как бусинки, глаза, а иголки у ежихи острые, длинные и очень колючие. Наверное, она их распустила, чтобы защитить своего малыша.” А как правильно? Молодцы, у вас зоркие глаза и чуткие уши. Только наблюдательный человек может грамотно провести сравнение двух предметов.
– Выполнение № 174, стр. 184.
– На партах приготовлены листы с описанием гор: Уральских и Гималаев.
– Что знаете об уральских горах (короткий рассказ ученика), (демонстрация изображения гор через эпидиаскоп).
– Прочтите описание. Художественное и деловое?
– Попробуйте сравнить горы.
– Прочтите описание животных этих местностей: бурого и гималайского медведей.
– Художественное или деловое описание?
– Откуда оно выписано?
(Происходит сравнение медведей, одновременно идет показ их изображений через эпидиаскоп).
Правило 2:
“Сравнивая, используй специальные слова”.
– Выполнение № 175, стр. 184.
– Риторик, как всегда, сегодня с нами. Он принес телеграмму.
– Прочтите так, чтобы было понятно, что случилась беда.
“Помогите малышам,
Найдите всем им пап и мам”.
– Для того, чтобы найти родителей, надо провести сравнение. Нам помогут слова из учебника (работа над иллюстрацией стр.185).
– Мы сделали доброе дело, помогли маленьким беспомощным зверятам.
– А теперь заглянем к пернатым обитателям леса. Что знаете о кукушке, иволге?
– Чтобы сравнить кукушонка и птенцов иволги, надо использовать специальные слова.
– Выполнения задания № 176.
– А теперь раскрасьте иллюстрацию, помните о том, что детеныши похожи на своих родителей, птенец кукушки отличается от птенцов иволги.
6. Домашнее задание. № 179, стр.187.
7. Итог занятия.
– Что значит “сравнить”?
– О каких правилах сравнения узнали?
– С какими специальными словами для сравнения познакомились?