Цели:
- ознакомить детей с жизнью и творчеством Астафьева В.П.,
- учить видеть и понимать красоту родной природы,
- любить животных, проявлять милосердие к пернатым друзьям,
- заботиться и ценить величие лесных массивов.
Оборудование:
- магнитофон с аудиозаписью птичьих голосов,
- мультимедиапроектор, компьютер, интерактивная доска,
- детское творческое иллюстрирование “Этот удивительный мир природы”.
Форма проведения: заочное путешествие в лес.
Ход урока
І. Организационный момент.
Урок сопровождается показом слайдов.
ІІ. Сообщение темы и цели урока.
(2 слайд) Приложение
Учитель.
Солнышко в небе ясном сияет,
И незаметно тает снежок.
Скоро в лесочке на светлой поляне
К солнцу потянется первый цветок.
Листик зеленый сквозь землю пробьется,
К солнышку яркому вверх подрастет,
И колокольчиком, синим, как небо,
Нежным и тихим вдруг зацветет.
Звучит аудиозапись птичьих голосов, открывается детское творческое полотно “Этот удивительный мир природы”
(3 слайд)
Учитель.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.
Дети. Лес.
Учитель. Отправляемся в этот удивительный мир природы и поучимся любить живое. (4 слайд)
Ученик. У каждого человека с самого раннего детства есть любимый уголок природы: у одного – это берег реки, у другого – поляна в лесу или просто маленький садик. Меня же привлекает лес своим величием и красотой, великодушием, свежестью, заманчивостью. Он мне нравится во все времена года. Зимой лес спит под снежным покрывалом, весной оживает, наполняется ароматом первых цветов, летом угощает нас земляникой, а осенью становится разноцветным, волшебным, удивительным. Однажды в лесу меня застала гроза. Деревья шумели, страх охватывал меня, казалось, что где-то в лесу стонет ребенок. Мне никогда не приходило в голову, что лес можно обидеть, нанести ему рану. Прошел дождь. В лесу запахло сыростью и хвоей. Зазеленела трава. Вылезли муравьи, показались из своих укрытий птицы и, расправив крылья, завели свои трели. Я люблю лес, его красоту, жажду к жизни, стремление к солнцу, чудесное пение птиц.
Учитель. Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Для зверей и птиц лес – это дом, в котором они живут, поэтому они берегут лес, ухаживают за ним. Человек, который не любит лес и наносит ему вред, никогда не станет лесу другом и не узнает удивительных лесных тайн и историй. Для того, чтобы увидеть лесные чудеса, научиться видеть интересное в лесу, уметь общаться с лесными жителями, никого не спугнуть – надо стать невидимкой. Поэтому звери стараются пробираться по лесу неслышно. Вот и мы пробираемся неслышно и не забываем о правилах поведения в лесу.
Ученик. Не шуми в лесу, не нарушай тишины, не мешай лесным жителям, не оставляй мусор, не разводи костров, не разоряй птичьих гнезд и т. д.
(5, 6,7слайды)
Учитель. Оглянитесь вокруг, посмотрите под ноги – везде жизнь таинственная и удивительная. Она служит нам, она радует нас, удивляет и просветляет. Но мы должны ее уважать и беречь. Без нашего внимания и помощи сама по себе природа может не устоять. Природа – друг человека. А с другом надо дружить!
ІІІ. Дыхательная гимнастика.
(8 слайд)
Упражнение 1. “Ощущение аромата ландыша” |
Упражнение 2. “Задуй свечу!” |
ІV. Речевая разминка.
(9 слайд)
Учитель выясняет знания детей о перепелах, дети кратко говорят о сохранности птичьих гнезд, медленно читают скороговорку, находят однокоренные слова, изменяют тембр голоса, интонацию, читают сердито, весело, с ускорением, быстро.
Учитель. Молодцы, вы знаете правила поведения в лесу. Сейчас мы прочитаем рассказ В.П. Астафьева “Капалуха”. Он как раз о том, как дети вели себя в тайге.
V. Словарная работа.
(10, 11 слайды)
Учитель. Прочитайте слова по слогам, затем плавно: приближалась, покоробленные, редколапые, пошевеливали, бледнолистные, распущенные, закостенели, зарождающийся.
Учитель. Объясните значение слов: просека, валежник, глухарь.
Ученик использует толковый словарь Ожегова С.И., дети составляют предложения с данными словами.
VІ. Детская презентация “Глухарь – лесная птица”
(12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 слайды)
Парное чтение с кратким комментированием.
VІІ. Работа над рассказом Астафьева “Капалуха”
1. Чтение рассказа учащимися 1 группы*
2. Обмен впечатлениями.
3. Минутка отдыха.
(19 слайд)
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растем,
И тянемся к солнышку ночью и днем.
А осенью листья стряхнем постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
Учитель.
Мы попали дружно в лес,
Класс затих, но не исчез…
4. Самостоятельное жужжащее чтение с заданием:
(20 слайд)
1-я группа. Найди и прочитай описание природы, где обитает глухарь?
2-я группа. Найди и прочитай эпизоды о том, что нашли ребята в тайге?
3-я группа. Найди и прочитай строки о том, как глухарка защищала своих птенцов?
5. Индивидуальное чтение с учащимися 3 группы.
6. Выборочное чтение.
Какую птицу охотники называют капалухой?
Где и как обнаружили ребята гнездо капалухи?
Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?
Какие слова, выражения помогают нам понять тревогу, опасность, страх?
Как капалуха защищала своих птенцов?
Объясните смысл слов автора: “ Это от испуга, гнева и бесстрашия билось сердце”
Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам?
Не вспомнился ли вам другой рассказ? Почему?
(В. Белов. Про Мальку )
Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?
VІІІ. Рассказ учителя об авторе.
(21 слайд)
В.П.Астафьев, писатель, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий, действительный член Академии творчества родился в 1924 году в городе Новосибирске. После окончания железнодорожной школы в 1942 году проработал четыре месяца составителем поездов и ушел добровольцем в армию. Всю войну оставался рядовым солдатом. За мужество и героизм был награжден орденом “Красной звезды” и медалью “За отвагу”.
Война закончилась, вернулся на железную дорогу, работал дежурным по вокзалу, кладовщиком, слесарем. Одновременно посещал литературный кружок, впервые стал писать. Короткие рассказы вызывали интерес, находили теплый отклик в сердце читателя.
В.П.Астафьев является автором многочисленных произведений для детей: “Васюткино озеро”, “Капалуха”, “Стрижонок Скрип”.
Глубокое содержание, идейный смысл помогают понять взаимоотношения человека и природы, постичь тайны скрытого от нас мира, оказаться в гуще событий, встать на сторону добра и справедливости
Учитель. Кто в этом рассказе бережно относится к природе, а кто забывает о том, что есть место добрым отношениям ко всему живому на Земле?
(22 слайд)
ІХ. Итог урока. Домашнее задание: читать, отвечать на вопросы, стр. 104, *подготовить пересказ от имени глухарки.