Данный урок представлен в нестандартной форме – стихотворной.
Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний.
- Применение знаний в нестандартной ситуации.
- Развитие логического мышления.
- Развитие ауди – восприятия материала.
Содержание урока, деятельность учителя | Деятельность учеников, записи на доске, ответы на задания |
1. Организационный момент | |
Добрый день, мои ребятки! Книжки, ручки – все в порядке? Вы тихонечко садитесь, На уроке не ленитесь Долго вы не удивляйтесь, |
Тема урока “Площади и объемы фигур” |
2. Актуализация знаний | |
А сейчас без промедленья Вспомним мы определенья. Вот Алина вспомнила, Что такое формула? |
Формулой называется запись какого-нибудь правила с помощью букв. |
Назовите мне, ребята, Формулу площади квадрата. Вот к доске пошел Марат – Знает все он про квадрат! |
S = а2 |
Ну, а если не квадрат Встал задачей у ребят, А простой прямоугольник – Это знает каждый школьник. Если ищем ширину |
S = ав
(Ученик записывает формулы на доске, проговаривая их) в = S: а; а = S: в; |
Объясни-ка нам, Джульетта, Мы ведь с вами знаем это, Как находят школьники Площадь треугольника. Очень мне сейчас приятно, Объясняешь ты понятно! |
S = ав : 2 Если ученик испытывает затруднения, то можно вставить следующую фразу: (Ну-ка, Саша, помогай, |
Знаем все мы без сомненья Единицы измеренья. Нам Игорь сказать постарается В чем площадь фигур измеряется. Если единицы знаешь, Все в задачке посчитаешь. |
Квадратные единицы: мм2, см2, дм2, м2, км2 |
Назови скорее Юля, Что на парте за фигура. (4 различных пар-да) Потом раздаю их на любые парты) |
Спичечный коробок, деревянный брусок, кирпич дают представление о прямоугольном параллелепипеде. |
У параллелепипеда любого Грани есть, вершины, ребра. Вы сейчас их покажите И определение скажите. Сколько же ребер, граней, вершин, Если параллелепипед один? |
Поверхность прямоугольного параллелепипеда
состоит из 6 прямоугольников, каждый из которых называют гранью
прямоугольного параллелепипеда. Стороны граней называют ребрами
параллелепипеда, а вершины граней - вершинами
параллелепипеда. Ребер 12, вершин – 8,граней – 6 |
Покажи на шкафе, Павел, Где у параллелепипеда грани. Ребра и вершины тоже, Показать, наверно, сможешь. Что ж, не зря учила вас, Ваши знанья просто класс. |
|
Чтоб задачки нам решать, Очень важно свойства знать Знает назубок Катюша Мы хотим ее послушать. А еще для верности Площадь всей поверхности. |
Противоположные грани прямоугольного
параллелепипеда равны. S = 2 (ав + вс + ас) |
Назовите без сомнения Параллелепипеда измерения. Леночка, мелок держи Их на доску запиши. Буква а всегда длина, В конечно, ширина, С обычно высота Записала без труда! |
Прямоугольный параллелепипед имеет три измерения – длину, ширину, высоту. |
Если а, в, с равны Назовем фигуру мы? |
Куб – это прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения одинаковы. |
Килограммы, километры, Литры или миллиметры, В чем же мы объем измерим, Как себя потом проверим? Ты скорее выбегай, Цифры в пропуски вставляй. Так подходим к основному |
Кубические единицы 1 см3 = 1000 мм3 1 дм3 = 1000 см3 = 1 л 1 м3 = 1000 дм3 V = abc V = a3 |
3. Решение задач | |
№ 1 Я хочу украсить дом, |
Расстояние 80 см Деталей 1500 шт. Ширина 17 мм Длина – на 3 мм больше По вертикали деталей больше! Достаточно ли места для этой картинки? Решение: 17 + 3 = 20 (мм) длина детали 17 ∙ 20 = 340 (мм2) площадь одной детали 1500 ∙ 340 = 510000 (мм2) площадь 1500 деталей Т.к. деталей больше по вертикали, то достаточно узнать ширину проема. 80 см = 800 мм 800 ∙ 800 = 640000 (мм2) площадь квадрата между полкой и окном 5) 640000 > 510000 или 490000 < 510000 < 640000 70 2 < 510000 < 80 2 Ответ: для картинки достаточно места между полкой и окном. |
А теперь вас ждет удача – Будем мы решать задачи. К доске, Костя, поспеши, Данные все запиши. |
(Записать слова условия задачи самой на доске, ученик дописывает данные) |
С решеньем неплохо вы справились Такая задачка понравилась? А сейчас еще одна И про вас и про меня. Максим на доске нам решает задачу Внимательно данные слушать он начал. № 2 Сказали вчера нам – – Размер? 25 у нас метров длина, А сколько ж вас будет? Нас будет всего 26. Сеанс заказали, на радость себе, Вот список составлен – – Ну что ты, купаться в субботу идем! Решите и вы, сколько |
(Записать самой на доске слова) Дано: a = 25м b = 5м c = 2м Количество детей – 26 чел. Взрослых – 1 чел. Объем 4 детей – 1м3 Объем 1 взрослого – 1/2 м3 Найти: V воды в литрах, который надо залить в бассейн.
Решение: V = abc 25 * 5 * 2 = 250 (м 3) V бассейна 26 : 4 = 6 (ост.2) (м3 ) занимают 24 ребенка 1/2 + 1/2 = 1 (м3 ) занимают 2 ребенка и учитель 6 + 1 = 7 (м 3) занимают 27 человек 250 – 7 = 243 (м3 ) надо наполнить 1м 3 = 1000 дм 3 = 1000 л 243 м 3 = 243000 л Ответ: 243000 л |
4. Самостоятельная работа | (Приложение 1) |
№ 3 Ну, а третья вот задача – |
|
5. Домашнее задание | |
Объясняю – всем вниманье!!! Вам домашнее заданье. Шкафчик он же – посмотрите – В принципе, параллелепипед И плита, коробка сока, Или даже шкаф высокий. Не дотянешься – ну что же, Пусть отец тебе поможет Измеряем, дети, ловко мы объем микроволновки Здесь везде нужна сноровка – Из-под тортика коробка, Телевизор, холодильник, У кого-то есть будильник, И объем своей плиты С легкостью измеришь ты. Ты возьми листок альбомный, нарисуй предмет подробно, хорошенько все измерь (обойдемся без потерь), А потом уж не зевай, Все, что надо, вычисляй. Если в этом разобраться, Ловко за работу взяться, То, конечно, получать Будешь ты оценку “пять” Кто компьютером владеет, То перечить я не смею, Можно сделать на “Ура” С помощью компьютера. Вы о заданье подумайте дома, Знаньям своим примененье найдете, |
Дом, задание на доске (Вычислить площадь поверхности и объем любого предмета) Раздать конфеты (конфеты типа “Кис-кис, Мамба” – форма параллелепипеда) |
6. Практическая работа | |
Для практической работы Не нужны компьютер, счеты, Нам достаточно линейки, Ей измерить все сумей-ка! Вам конфетки раздаем, Надо бы найти объем, И еще, для верности, Площадь всей поверхности! Вы в работу углубляйтесь, Ждет вас приз – не сомневайтесь! Кто кладет тетрадку здесь, Тот конфетку может съесть! Но не чавкать, не кричать, Тишину не нарушать. Тех же, кто конфетку скушал, Прошу обертку бросить в мусор. |
Дано: a = 20мм b = 20мм c = 11м Найти: V – ? S поверхности – ? Решение:
Ответ: 4400 мм 3, 1680 мм 2. |
Спасибо, ребята, вам всем за урок, Пусть все эти знанья будут вам впрок. Пусть вам пригодятся Все знанья объема, Когда вы ремонт Затеваете дома, Когда собираете в путь чемодан, Когда задвигаете в угол диван, Когда наливаете в банку воды, С объемом и площадью будьте на “ты”. Теперь говорю я вам всем “до свидания”, Окончен урок. Благодарю за вниманье. |