Путешествие в княжество Числительное

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Повторение, систематизация, обобщение знаний по разделу “ Имя числительное”.
  • Совершенствование умений и навыков по склонению имен существительных
  • Развитие устной и письменной речи учащихся.
  • Воспитание любви и интереса к русскому языку.

Форма: дидактическая игра-путешествие.

Оборудование: карточки, схемы, таблицы, магнитофон.

Ход урока

1. Объявление темы и цели урока

Учитель: Где-то во Вселенной существует волшебное королевство Лингвия, где язык является могущественным, храбрым королем. Грамматика -строгой, любящей порядок королевой, у которой целая свита принцев и принцесс. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от нее зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги , которых зовут Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Числительное, Наречие., Предлог, Союз, Междометие. Каждый из слуг живет в отдельном княжестве. Мы с вами совершим путешествие в княжество под названием Числительное. Каждый обитатель его –волшебник. Поезд уже ждет нас, но чтобы сесть в поезд нужно купить билет, а его предлагают лишь тому, кто справится с заданием.

Задание 1

– Расскажите об имени числительном как часть речи.
– Какие числительные называются порядковыми?
– Какие числительные называются количественными?
– С заданием команды справились. Билеты куплены.Каждая команда занимает вагон и тут же даем ему название. Первый вагон- “Умные”, второй вагон- “Находчивые”.

Внимание! Сказочный поезд отправляется. На станциях вас будут проверять контролеры, поэтому будьте готовы. Вот и станция Число. Поезд стоит 3 минуты. Контролер проверяет в порядке ли ваши “документы”.

Задание 2

Ответьте на вопросы, употребляя числительные:

– Сколько минут идет урок?
– Сколько дней осталось до каникул?
– Сколько тебе лет?
– Сколько времени семиклассник должен делать уроки?
– В котором часу кончаются занятия в школе?
– Сколько учеников в вашем классе?
– Сколько учеников в вашей школе?
– Сколько учителей в вашей школе?

– Молодцы, ребята! С заданием вы справились. Все занимают свои места в вагоне. Следующая станция Знание. А вот и контролер.

Задание 3

Заполнить таблицу примерами числительное +существительное , каждый ученик пишет по одному примеру. Первый вагон заполняет первый столбик, а второй вагон заполняет второй столбик.

Количественное числительное + существительное Порядковое числительное + существительное
   

Молодцы! С заданием справились. Контролер никого не высадил. Поезд отправляется дальше.

Следующая станция “Умение”

Задание 4

Составить с данными словами по два словосочетания, сначала подобрав к ним числительное, обозначающее количество предметов, а потом числительное, обозначающее порядок предметов при счете. Из каждого вагона выходит по одному ученику, а остальные работают в тетрадях.

Секретарь
Крольчонок
Пчеловод
фельдшер
лесовод
программа

Взяли словари и напишем значения слов:

Крольчонок – куян баласы
Пчеловод – умартачы
Лесовод – специалист по выращиванию леса

Поезд отправляется дальше, а на улице , за окнами вагонов зима. Посмотрите в окно, какое настроение у природы за окном. (Печальное, хмурое, грустное и т.д.)

Жаль, что зима наша сейчас больше похожа на осень. На улице тепло, снега нет. Мы подъезжаем к станции Отдых. Чтобы поднять наше настроение , давайте прослушаем стихотворение А.С.Пушкина. (Сабирзянов А. читает стихотворение наизусть.)

Все занимают места в вагоне .Поезд отправляется .Следующая станция Склонение числительных, а вот и контролер.

Задание 5

Просклоняем по падежам словосочетания два пруда и две реки. Двое учеников работают у доски, остальные работают в тетрадях.

– Молодцы, ребята, с заданием справились. Контролер никого не высадил. Отправляемся дальше. Следующая остановка Морфологический разбор .

Задание 6

Сделать морфологический разбор подчеркнутых числительных .( контролер раздает карточки )

Входят семь богатырей, семь румяных усачей.
Каждое утро в пять часов слышу один свисток, другой, третий, десятый…
Каждое утро в пять часов слышу один свисток, другой, третий, десятый…
Каждое утро в пять часов слышу один свисток, другой, третий, десятый…

– Все справились с заданием .Отправляемся дальше. Мы уже все ближе и ближе прибываем к княжеству Числительное. Но мы должны преодолеть еще одно испытание, чтобы попасть во дворец., где живет Числительное.

Задание 7

Тестовое задание. (контролер раздает тесты, все его выполняют и сдают учителю)

– Ну вот и открылись ворота во дворец, где нас ждет Числительное. Мы все доехали, никого не потеряли. Сказочный поезд добрался до места назначения. Мы приехали не пустыми руками. У нас полный багаж знаний и подарки княжеству.

Проверяются индивидуальные задания.

Ученики читают пословицы и поговорки . заранее приготовленные учениками. Отгадывают загадки. Читают сказки о числительных, которые написали сами же ученики.

– Подарок от царя – оценки. (проставление оценок).

– А теперь все дружно возвращаемся домой. (Исполняется песня “Голубой вагон”)