Цели:
- Повторение, систематизация, обобщение знаний по разделу “ Имя числительное”.
- Совершенствование умений и навыков по склонению имен существительных
- Развитие устной и письменной речи учащихся.
- Воспитание любви и интереса к русскому языку.
Форма: дидактическая игра-путешествие.
Оборудование: карточки, схемы, таблицы, магнитофон.
Ход урока
1. Объявление темы и цели урока
Учитель: Где-то во Вселенной существует волшебное королевство Лингвия, где язык является могущественным, храбрым королем. Грамматика -строгой, любящей порядок королевой, у которой целая свита принцев и принцесс. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от нее зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги , которых зовут Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Числительное, Наречие., Предлог, Союз, Междометие. Каждый из слуг живет в отдельном княжестве. Мы с вами совершим путешествие в княжество под названием Числительное. Каждый обитатель его –волшебник. Поезд уже ждет нас, но чтобы сесть в поезд нужно купить билет, а его предлагают лишь тому, кто справится с заданием.
Задание 1
– Расскажите об имени числительном как часть
речи.
– Какие числительные называются порядковыми?
– Какие числительные называются
количественными?
– С заданием команды справились. Билеты
куплены.Каждая команда занимает вагон и тут же
даем ему название. Первый вагон- “Умные”, второй
вагон- “Находчивые”.
Внимание! Сказочный поезд отправляется. На станциях вас будут проверять контролеры, поэтому будьте готовы. Вот и станция Число. Поезд стоит 3 минуты. Контролер проверяет в порядке ли ваши “документы”.
Задание 2
Ответьте на вопросы, употребляя числительные:
– Сколько минут идет урок?
– Сколько дней осталось до каникул?
– Сколько тебе лет?
– Сколько времени семиклассник должен делать
уроки?
– В котором часу кончаются занятия в школе?
– Сколько учеников в вашем классе?
– Сколько учеников в вашей школе?
– Сколько учителей в вашей школе?
– Молодцы, ребята! С заданием вы справились. Все занимают свои места в вагоне. Следующая станция Знание. А вот и контролер.
Задание 3
Заполнить таблицу примерами числительное +существительное , каждый ученик пишет по одному примеру. Первый вагон заполняет первый столбик, а второй вагон заполняет второй столбик.
Количественное числительное + существительное | Порядковое числительное + существительное |
Молодцы! С заданием справились. Контролер никого не высадил. Поезд отправляется дальше.
Следующая станция “Умение”
Задание 4
Составить с данными словами по два словосочетания, сначала подобрав к ним числительное, обозначающее количество предметов, а потом числительное, обозначающее порядок предметов при счете. Из каждого вагона выходит по одному ученику, а остальные работают в тетрадях.
Секретарь
Крольчонок
Пчеловодфельдшер
лесовод
программа
Взяли словари и напишем значения слов:
Крольчонок – куян баласы
Пчеловод – умартачы
Лесовод – специалист по выращиванию леса
Поезд отправляется дальше, а на улице , за окнами вагонов зима. Посмотрите в окно, какое настроение у природы за окном. (Печальное, хмурое, грустное и т.д.)
Жаль, что зима наша сейчас больше похожа на осень. На улице тепло, снега нет. Мы подъезжаем к станции Отдых. Чтобы поднять наше настроение , давайте прослушаем стихотворение А.С.Пушкина. (Сабирзянов А. читает стихотворение наизусть.)
Все занимают места в вагоне .Поезд отправляется .Следующая станция Склонение числительных, а вот и контролер.
Задание 5
Просклоняем по падежам словосочетания два пруда и две реки. Двое учеников работают у доски, остальные работают в тетрадях.
– Молодцы, ребята, с заданием справились. Контролер никого не высадил. Отправляемся дальше. Следующая остановка Морфологический разбор .
Задание 6
Сделать морфологический разбор подчеркнутых числительных .( контролер раздает карточки )
Входят семь богатырей, семь румяных усачей.
Каждое утро в пять часов слышу один свисток,
другой, третий, десятый…
Каждое утро в пять часов слышу один свисток,
другой, третий, десятый…
Каждое утро в пять часов слышу один свисток,
другой, третий, десятый…
– Все справились с заданием .Отправляемся дальше. Мы уже все ближе и ближе прибываем к княжеству Числительное. Но мы должны преодолеть еще одно испытание, чтобы попасть во дворец., где живет Числительное.
Задание 7
Тестовое задание. (контролер раздает тесты, все его выполняют и сдают учителю)
– Ну вот и открылись ворота во дворец, где нас ждет Числительное. Мы все доехали, никого не потеряли. Сказочный поезд добрался до места назначения. Мы приехали не пустыми руками. У нас полный багаж знаний и подарки княжеству.
Проверяются индивидуальные задания.
Ученики читают пословицы и поговорки . заранее приготовленные учениками. Отгадывают загадки. Читают сказки о числительных, которые написали сами же ученики.
– Подарок от царя – оценки. (проставление оценок).
– А теперь все дружно возвращаемся домой. (Исполняется песня “Голубой вагон”)