Подготовка к написанию сочинения-рассуждения "С чего начинается Родина?" (6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель:

  • Умение писать сочинение-рассуждение.
  • Повторение, пополнение, углубление знаний.
  • Совершенствование навыков устной и письменной речи.

Привитие любви к Родине.

Тип урока: Развитие речи.

Метод обучения: Беседа.

Опорный материал: Таблицы: “Тип речи”, “Стиль речи”, “Пословицы и поговорки”, песня на слова В.Баснера, муз.Матусовского “ С чего начинается Родина?”

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация

Слово учителя.

В начале урока вспомним теоретический материал, который будет использоваться нами на сегодняшнем уроке. Для этого сыграем в игру “Понятийная коробка”. Понятия берутся из коробки , объясняются и кладутся учащимися обратно.

Понятия:

  • Тема (это основная мысль текста, т.е. что нам хочет сказать автор.) (слайд №1)
  • Стиль речи (разговорный, научный, публицистический,художественный) (слайд №2)
  • Типы речи (повествовании, описание, рассуждение) (слайд №3)

– Хорошо, молодцы, ребята.А теперь прослушаем сообщения, приготовленные одноклассниками. Слушаем внимательно и определяем тип речи, т.е. повествование ли это, рассуждение или описание.

  1. “Мой любимый уголок природы”- описание, Алиса.
  2. “Однажды, вечером” – повествование, Айгуль.
  3. “Какой должна быть школьная перемена и почему ?” -рассуждение, Гулиса.

3. Усвоение нового материала

Учитель: Ребята, мы с вами сегодня подготовимся написать сочинение-рассуждение на тему “С чего начинается Родина?” Открываем рабочие тетради и напишем тему. Слайд №4

А теперь посмотрим, какие цели и задачи ставятся на сегодняшнем уроке. Слайд №5

– Я даю вам примерный план нашего сочинения-рассуждения, давайте перепишем их в рабочие тетради . Слайд №6

  1. Вводная часть.
  2. Родина-это то место, где мы впервые увидели синее небо над головой.
  3. Два слова- Родина и Мать!
  4. Будь сыном своей Родины.
  5. Вывод.

– Прежде чем, начнем работу над сочинением, ознакомимся с памяткой “Как написать сочинение”, памятки я всем раздала. Слайд №7

ПАМЯТКА “Как написать сочинение”

  1. Не начинай свое сочинение словами “Я заинтересовался”, “Мне понравилась статья”, “Передо мной статья…”.и др.
  2. Отбери для доказательства своей точки зрения самые убедительные, бесспорные аргументы.
  3. Следи за логикой изложения мысли.
  4. Следи за речью.
  5. Постарайся наиболее точно выразить свою личностную позицию.

Прочитаем эпиграф нашего урока: Слайд №8

Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою!”

С.Есенин

– “С чего начинается Родина?” -задумчиво спрашивает песня, которая вам хорошо знакома. “С картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе.”

С чего начинается Родина? Н сразу ответит на это человек. Для каждого из нас –с чего- то своего. Личного. Один , наверное представит безмятежное небо, изящные кипарисы, благородные пальмы. Другой . вероятно, вспомнит бескрайнюю степь. Третий назовет Архангельский край, откуда пешком в столицу ушел Михайло Ломоносов, чтобы прославить потом Россию. Четвертый, может быть, -таежный лес Сибири … Для Тургенева Родина начиналась в Спасском –Лутовинове. Для Льва Толстого- с ясной Поляны, без которой он не мог представить себе Россию.

А для вас, ребята, с чего начинается Родина?

Прослушивается ответы учеников.

Для вас Родина начинается с того дня, когда вы, совсем еще маленькие, веселые, такие интересные, любопытные и немножко пугливые, застенчивые пришли вот в эту новую школу. И там вас встретила ваша первая учительница. Для кого-то Родина начинается с маленькой речки, где вы купаетесь, ловите рыбу. Для кого-то Родина начинается из леса, вблизи вашей деревни, куда вы ходите собирать ягоды, грибы или просто полюбоваться природой. Вот такое широкое понятие имеет слово “Родина”.

А теперь прочитаем отрывок из стихотворения. Слайд №9.

“Два слова – Родина и мать.
Стоят извечно вместе.
Не разделить их, не разъять
Как музыку от песни”

Объяснение значений слов: Слайд №10.

Разделить- б?л?, аеру
Разъять- аеру

Запишем эти слова в тетради для словарной работы.

– Как вы думаете, почему эти слова стоят вместе?

Ответы учеников: Родина-это ласковая и требовательная мать. Матери больно, если ее сын стал плохим человеком- ленивым , бессердечным, слабовольным. лицемерным, нечестным. Родине, как родной матери, больно, когда ты не станешь настоящим человеком. Живи и трудись так, чтобы Родина и мать гордились тобой.

Учитель: А теперь попробуем представить, как будто мы оказались в другой стране, например в Америке. На долго разлучились со своей Родиной, близкими. И вы встречаете там земляка, например, человека из соседней деревни. И какова будет ваша реакция?

Да, мы радуемся, как будто мы встретили родного брата. Почему? Не потому ли, при слове “Родина”, перед нашим взором возникает прежде всего именно та маленькая частица, то место, где мы впервые увидели зеленую траву под ногами, синее небо над головой, увидели солнце, услышали соловья?! А потом только нашу страну.

Мы должны всегда помнить, что Родина-это земля твоих предков, на которой пролито много крови и пота.

Писатели и поэты очень много пишут о Родине. Давайте прочитаем эти цитаты. Слайд №11.

Мать Россия моя,
С чем тебя мне сравнить?
Без тебя мне не петь,
Без тебя мне не жить.
Ты, Россия моя,
Золотые края,
Ты, Россия, родная, заветная!
За твою широту,
За твою красоту
Я люблю тебя, Родина светлая.

С.Островой

– Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю. (И.С. Тургенев) Слайд №12.

Слайд №13

А главное все-таки: люби, люби и люби свое отечество! Ибо любовь эта дает тебе силу, и все остальное без труда совершишь. (М.Салтыков-Щедрин)

– Вы подготовили к уроку пословицы и поговорки. Давайте прослушаем их.

– Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо работали на уроке.

Выставление оценок.

Запишем задание на дом. Написать сочинение-рассуждение на тему “С чего начинается Родина? ” по данному плану .

– А завершением нашего урока будет песня “С чего начинается Родина? на слова В.Баснера , музыка М.Матусовского. (ученики всем классом поют песню )

(слайд №14. фотографии учеников)