Первый год изучения химии как нового предмета чрезвычайно важен для формирования познавательного интереса учащихся. В начале изучения химии большой интерес у учащихся вызывает изучение свойств веществ, проведение опытов на уроках. Падает интерес при рассмотрении так называемых теоретических вопросов: степени окисления, изучении номенклатуры, а также при составлении химических формул и уравнений. Для того чтобы школьники не потеряли интерес к предмету и не боялись уроков химии, для создания непринужденной обстановки на уроке и активизации познавательного интереса учащихся предлагаю систему дидактических игр, представленных в тематическом планировании темы “Соединения химических элементов”. В данной теме изучается большое количество основополагающих химических понятий за короткий отрезок времени. Время ее изучения приходится на вторую четверть 8-го класса, когда наблюдается спад познавательного интереса у обучающихся.
Тематическое планирование по УМК О.С. Габриеляна.
Тема 3 “Соединения химических элементов”
Номер и тема урока | Изучаемые вопросы | Используемые дидактические игры |
1. Степень окисления. | Понятие о степени окисления. Определение степени окисления элементов по формулам соединений. | Тренажерные игры с использованием символов: химическое домино, найди пару. |
2. Бинарные соединения металлов и неметаллов | Составление формул, их названий. | Химический пасьянс, найди соответствие, крестики – нолики, шифрограммы. |
3. Важнейшие классы бинарных соединений. | Характеристика важнейших соединений. Их представители: Н2О, СО2, СаО, НС1. | Моделирование молекул. |
4. Классификация сложных веществ. Основания | Классификация сложных веществ. Состав и названия оснований, их классификация. Расчеты по формулам оснований. | Химический пасьянс, найди соответствие, крестики – нолики, шифрограммы. |
5. Кислоты | Состав и названия кислот; их классификация. | Урок-путешествие |
6-7. Соли как производные кислот и оснований | Состав и названия солей. Представители солей. Растворимость солей. | Учебно-исследовательская игра |
8. Урок-обобщение “Классы неорганических
соединений”
|
Классификация сложных веществ, определение принадлежности соединений к различным классам по их формулам. Упражнения в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам. | Игра КВН |
9. Кристаллические решетки. | Понятия о аморфном и кристаллическом состоянии твердых веществ. Свойства веществ с разным типом кристаллических решеток. Взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов химической связи. | Моделирование кристаллических решеток |
10. Чистые вещества и смеси | Понятия о чистом веществе и смеси, их отличия. Примеры жидких и газообразных смесей. Способы разделения смесей | Учебно-исследовательская игра |
11. Массовая и объемная доля компонентов смеси. | Понятие о доли компонента смеси. Вычисление ее в смеси и расчет массы или объема вещества в смеси по его доле |
Нарисуй задачу |
12. Расчеты, связанные с понятием “доля” | Решение задач и упражнений на расчет доли (массовой или объемной) и нахождение массы (объема) компонента смеси | Задачные кроссворды |
13. Практическая работа “Приготовление раствора сахара с массовой долей растворимого вещества” | Закрепление на практике понятия массовая доля. Приготовление растворов с разной массовой долей сахара | Учебно-исследовательская игра |
14. Обобщение и систематизация знаний | Обобщение и систематизация основных понятий темы | Урок – аукцион знаний |
15. Контрольная работа №2 | Контроль знаний | Графический диктант, тестовые задания, контрольные задания |
Разрабатывая игровые уроки, необходимо предусмотреть следующие моменты:
- продумать методику проведения игры на уроке (это может быть полностью урок или фрагмент урока на 10–15 мин);
- ввести в игру момент соревновательности;
- уточнить цели проведения игры, составить руководства для ведущего, инструкции для игроков, дополнительно подобрать и оформить дидактические материалы;
- разработать способы оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности;
- заранее предупредить учащихся об условиях и правилах игры;
- создать творческую и демократическую обстановку, которая исключает равнодушное отношение ученика к занятиям и необязательное его участие в уроке.
Учащиеся 8-го класса хотя и имеют сильный познавательный интерес, но они не обладают в должной степени развитым абстрактным мышлением. Для них характерна установка на преимущественное запоминание материала, а не на его обдумывание. Самостоятельные рассуждения редки, а склонность к критическому анализу почти не встречается. Лучше всего в этом возрасте воспринимается не логика учебного материала, а его образ, собственное впечатление от самостоятельной деятельности. Поэтому наиболее актуальны при проведении уроков химии в начале обучения дидактические игры, направленные на запоминание понятий и терминов. Игры– упражнения занимают обычно 10-15 минут и являются хорошим средством для осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные головоломки, шифрограммы, кроссворды, и т. д. (Приложение 1)
Химия – наука экспериментальная. Один из видов эксперимента – моделирование изучаемых объектов, которое играет большую роль в познании окружающего мира. На первых этапах моделирование – наиболее подходящий метод изучения многих химических понятий. Моделирование позволяет, как бы увидеть невидимое и даже потрогать его. При моделировании молекул нежелательно пользоваться шаростержневыми моделями, так как они формируют неправильное представление о строении веществ. При необходимости их использования оговаривается, что шарики это ядра элементов. Приведу примеры заданий для лабораторной работы “Моделирование молекул разных веществ” на уроке “Важнейшие классы бинарных соединений”. Во вводном инструктаже обговариваем цвет изготавливаемых из пластилина шариков: кислород – красные, водород – белые, азот – синие, углерод – черные.
Задание 1. Из пластилина скатайте шарики разного цвета и размера: большие – синий, 3 красных, черный, 5 маленьких белых – это модели атомов разного вида. Сколько химических элементов вы смоделировали? Сколько атомов?
Задание 2. Соедините вместе поочередно: 2 белых шарика; черный и 2 красных; 3 белых и 1 синий. Сколько моделей молекул у вас получилось? Сколько моделей молекул сложных веществ? Сколько моделей молекул простых веществ?
Задание 3. Зарисуйте модели молекул и укажите их химические формулы.
По ходу работы можно демонстрировать компьютерную презентацию, в которой представлены виртуальные модели веществ.
Ученический эксперимент должен носить исследовательский характер, служить источником знания. Поэтому при знакомстве с веществами особенно важно проводить учебно-исследовательские игры. Пример такой игры рассмотрен во фрагменте урока по теме “Соли”. (Приложение 2).
Ролевые игры. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Предлагаю пример игры– путешествия по теме “Кислоты”(Приложение 3).
Решение задач является одним из звеньев в прочном усвоении учебного материала, так как формирование теорий и законов, запоминание правил и формул, составление уравнений реакций происходит в действии. А если это действие еще и интересно для ребят, органически сочетает занимательность с элементами игры, то процесс познания делается доступным и увлекательным для школьников, а усвоение знаний становится более качественным и прочным. Самое сложное для них при решении задач – представить условие. Если попытаться нарисовать условия задачи, тогда будет виден ход действий по ее решению: нарисовать задачу → увидеть ее→ понять условие→ решить.
В УМК О.С.Габриеляна такого типа задачи представлены в рабочей тетради. В частности при изучении массовой доли нарисованные задачи используются при выводе формул для расчета:
При проведении урока по решению задач связанных с понятием “доля” после рассмотрения примеров делю класс на группы так, чтобы в группе оказались разные по уровню знаний учащиеся. Каждая группа рисует свою задачу прикладного характера и представляет решение. Можно организовать игру-соревнование. За время урока каждая команда должна решить максимальное количество задач. При этом команде дается три попытки при решении каждой задачи. Если задача решена правильно с первой попытки, то команда зарабатывает 5 баллов и получает карточку со следующей задачей. Если ответ задачи не верный, то у команды есть возможность найти и исправить ошибку и во второй раз принести свой ответ. В этом случае команда зарабатывает 4 балла. С третьей попытки команда зарабатывает 2 балла. Если ответ оказался не верным после трех попыток, то команда за задачу получает 0 баллов и берет карточку со следующей задачей. По окончании урока подводим итоги. Команда, набравшая максимальное количество баллов, побеждает и получает отличные оценки. Если команды набрали равное количество баллов, победителем становится та команда, которая решила большее количество задач.
Кроме решения задач предлагаю ребятам кроссворды, которые можно разгадать с помощью ответов к задачам. Слова в нем загаданы в виде расчетных задач. Решите задачу и запишите название искомого элемента.
1. Металл, образующий растворимое однокислотное основание
молекулярная масса которого равна 40.
2. Газообразное простое вещество, молярная масса которого численно равна молярной массе газа силана SiH4. 3. Вещество при добавлении 25 г которого к 100 г 10% раствора КОН уменьшает его массовую долю до 8%. 4. Элемент, атомная масса которого численно равна объемной доли (в процентах) 150 м3 азота в воздухе объемом 200 м3. Ключевое слово: троя. 1. Натрий. 2. Кислород. 3. Вода. 4. Мышьяк. |
Литература:
- Габриелян, О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 кл: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна “Химия. 8” [Текст]: / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2005. – 176 с.
- Эксендаров, А.А, Казиева Л.А., Хидиров Ш.Ш. О способах активизации познавательного интереса [Текст]: / А.А.Эксендаров // Химия в школе.– 2007 №1. – С. 43-46.
- Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст]: / С.А. Шмаков – М.: Новая школа, 1994. – 138 с.