Проектно-исследовательская деятельность учащихся начальных классов. Мастер-класс

Разделы: Начальная школа


Л.С. Выготский сказал:
“Развитие есть результат обучения не совпадающий с его содержанием”
(Приложение, Слайд 1)

Наша школа всегда считала, что приобретение знаний и умений, т.е. усвоение содержания различных учебных предметов, и есть развитие. Поэтому приоритетная цель начального обучения звучит так: научить младшего школьника читать, писать, считать, дать ему элементарные знания об окружающем мире.

Обратимся к учителю начальной школы с единственным вопросом (обращение к аудитории слушателей): “Чему Вы хотите научить ваших учеников?” (выслушиваются ответы)

Как бы ни различались по своей языковой форме ответы педагогов, суть их (в 97% случаев) такова: ребенок должен изучить программу начальной школы и быть готовым к обучению в основном звене.

А что отвечают на этот вопрос учителя средней школы? Практически все (99,6%) озабочены изучением “своего” предмета.

Таким образом, главной, центральной, а порой и единственно осознаваемой целью образования является обучение конкретному предмету, вооружение учащихся суммой знаний-умений. При этом предполагается, что реализация такой цели сама по себе обеспечит решение задачи развития ребенка. Согласны ли Вы с этим? (Обращение к аудитории слушателей). Верно, это не так. Обучение, в котором специально не планируются конкретные задачи развития, далеко не всегда дает развивающий эффект. Это и определяет существование противоречия: цели дидактики начальной школы не соответствуют современным требованиям к образованию младшего школьника.

А требования эти таковы (Слайд 2):

  • Общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.
  • Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию. [1]

Как видим требования для “маленького человека” высоки.

Как научить ребенка самостоятельно добывать, применять знания? Как сделать так, чтобы ребенок был индивидуальностью? Эти вопросы давно волновали меня. Решение их я нашла. В этом мне помогает проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Как поддержать и сохранить в детях это стремление? Решение выглядит удивительно просто – обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Только организовать его нужно по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной, внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а так же на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно поводить индивидуально, и с небольшой группой детей, в процессе основных учебных занятий.

Восемь лет я работаю по программе “Начальная школа XXI века” под руководством профессора Н.Ф.Виноградовой. УМК данной программы позволяет мне в рамках урока обучать детей проектно-исследовательской деятельности. В частности на уроках “Окружающего мира” в 4 классе авторы предлагают обучающимся выполнить проектные работы. (Слайд 3,4 с проектами на стр. тетрадей).

Такая форма организации предполагает массовое участие детей. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Конечно, не каждая программа предусматривает такой вид деятельности учащихся, но творчески работающий учитель может сам научить этому своих учеников. Например:

предлагаю Вам разыграть фрагмент одного из таких уроков.
Представьте, что Вы ученики 4 класса.
Урок “Окружающий мир” (фрагмент)

Учитель. Подтвердите или опровергните высказывание: (Слайд 5)

“Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу”. (Ответы)

Вывод учителя. Да, верно. Такое время на Руси было. Школ не было, дети учились дома.

Учитель. Как называлась наша Родина в давние времена? (Ответы) (Слайд 5)

Древняя Русь с VIII–XIII вв.

Московская Русь с XIII–XVI вв.

Учитель. Чему учились дети и у кого? (Ответы)

Вывод учителя. Верно, так дети учились в то время не зная грамоты и не имея книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых в те времена было много безграмотных людей.

Но так было невсегда.

– Какое великое событие произошло на Руси в X веке? (Ответы) (Слайд 5)

– В каком году это было? При каком князе?

Именно с этим событием связаны изменения в нашей стране.

– Как Вы считаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Вывод учителя. Верно, сегодня мы поговорим о просвещении в Древней Руси, узнаем многое о первых школах, о том, как возникла письменность.

Главное на уроке (Слайд 6)

Первые школы. Возникновение письменности на Руси.

Это первый урок по разделу: “Развитие образования в России”

К концу изучения предлагаю выпустить книжку-малышку. Обложка готова, но страницы в ней отсутствуют (Слайд 7). Предлагаю каждому из вас индивидуально, а можно и, объединившись в пары, выпустить страничку. Собранный Вами материал должен быть дополнением к материалу учебника. Это могут быть загадки, пословицы, рисунки, кроссворды, статьи об образовании в России.

На уроке обобщения каждый ребенок презентует свою страничку. В итоге получается книжка-малышка (Показ Слайдов 8, 9 как эту работу выполнили дети).

Вывод: вот так легко можно ввести детей в проект.

Такие экспресс – проекты, исследования технически сложней, однако в плане обучения они очень продуктивны, и их легко можно привязать ко всем основным традиционным предметным дисциплинам.

А вот в рамках внеурочной деятельности провожу долговременные исследования. Руковожу кружком “Юный исследователь” Кружок посещают учащиеся 2-4 классов. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Программа кружка разработана мною и утверждена на городском МО учителей начальных классов. На кружке учу детей, как выбрать тему исследования, определить цель и поставить задачи, сформулировать гипотезу и составить план исследования. Какие методы можно использовать и как подготовиться к защите. Диапазон выбранных тем исследовательских работ разнообразен (Приложение, слайд 10 с темами учебно-исследовательских работ обучающихся)

Работа кружка приносит свои положительные результаты. Из 15 членов кружка – 10 обучающихся выполнили учебно-исследовательскую работу. И достойно защитили ее на школьной конференции. В различных номинациях заняли первые и призовые места. После участия в школьной учебно-исследовательской конференции обучающиеся приняли участие в региональном конкурсе исследовательских работ “Я – исследователь” в г. Белове. Из восьми участников заочного тура – четверо вошли в финал очного тура. Вернулись с наградами. (Слайд 11)

Приняли участие во Всероссийском детском конкурсе “Первые шаги в науке”, стали лауреатами конкурса. (Слайд 12–15)

Предлагаю Вам посмотреть фрагмент защиты учебно-исследовательской работы ученика 4 класса “Вода, которую мы пьем”.

(фрагмент 2 мин.) (Слайд 16)

Благодарю за внимание, если Вас заинтересовал опыт моей работы по формированию проектно-исследовательской деятельности обучающихся, можете зайти на стр. школьного сайта и задать мне вопросы. Приглашаю к общению. (Слайд 17)

Литература:

1. Сборник программ к комплекту учебников “Начальная школа XXI века”, Москва, Издательский центр “Вентана-Граф”, 2009.