Экспериментальная программа по технологии для учащихся 5-х классов

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Основное образование по технологии в школе  включает в себя базовое содержание. Под базовым содержанием понимается минимальный объем знаний и умений, которые должны быть сформированы у всех учащихся общеобразовательных учебных учреждений всех типов. Согласно, общеобразовательной программы по технологии, рекомендованной Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования РФ базовое  содержание может быть расширено дополнительными разделами на имеющейся в школах материальной базе. К дополнительным разделам относятся: «Художественное конструирование», «Декоративно-прикладное творчество», «Народные ремесла и промыслы». Исходя из этого положения государственной программы, была разработана авторская экспериментальная программа по технологии для 5 классов с декоративно-прикладной направленностью, которая предусматривает внедрение в инвариантную часть программы дополнительного модуля «Декоративно-прикладное творчество» и использование в процессе обучения метода музейной педагогики.

Изучение образовательной области «Технология» с внедрением дополнительных модулей позволит учащимся приобрести общетрудовые знания и умения, а так же обеспечит интеллектуальное и эстетическое развитие. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделяться не только основному образованию, но и качественному выполнению работ, готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению традиций семьи, национальных традиций и общечеловеческих ценностей.

Задачи программы:

  • Совершенствование практических умений и навыков учащихся;
  • Ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества;
  • Развитие художественной инициативы;
  • Воспитание уважения к народным обычаям и традициям.

Исходя из задач, программа является  дополнительным источником развития у ребенка творческих способностей, закрепления основных знаний и умений полученных на уроках и расширения кругозора учащихся в декоративно – прикладном искусстве.
Программа разработана для учащихся 5 классов общеобразовательной средней школы и предполагает изучение различных видов декоративно-прикладного искусства, на примере русского народного костюма. 

Методическое обеспечение программы

Организация занятий в учебной группе направлена на достижение запланированных результатов при наименьших затратах, с учетом индивидуальных способностей детей, их интересов, потребностей и возможностей.
Теория предмета излагается в форме беседы или дискуссии. Закрепление материала и расширение кругозора дополняется посещением музеев, изучением старинных работ и работ учащихся школы.
Практические занятия проводятся за круглым столом или за индивидуальными рабочими местами, оснащенными всем необходимым для работы. В работе применяется метод игры с учащимися, что позволяет поднять уровень мотивации на быстрое и качественное завершение работы. Для этого используется методическая разработка учителя по теме «Роль дидактических игр в повышении мотивации изучения предмета». Так же в учебном процессе применяется работа по методу проектов.
В ходе занятий учащиеся выполняют творческие задания по разработке эскизов русского народного костюма.
Подведение итогов работы учебной группы проводится в форме проведения конкурса работ и оформления выставки. Организуется фотосессия учащихся с выполненными работами.

Условия реализации программы

Для реализации данной программы необходимы следующие условия:

  • Кабинет с хорошей вентиляцией и качественным освещением;
  • Наличие рабочих мест, соответствующих возрасту и количеству обучаемых;
  • Учебная доска (функциональная при работе с мелом и магнитами);
  • Аудио-видео-аппаратура;
  • Канц. товары;
  • Ручные инструменты, приспособления и материалы для рукоделия;
  • Дидактический материал по теме программы;
  • Дидактические игры для повышения мотивации;
  • Учебные пособия (список литературы).

Направленность дополнительной образовательной программы

Краткая характеристика предлагаемого содержания

Программа учебной группы «Волшебная иголочка» – это  программа для дополнительного образования учащихся декоративно – прикладной направленности.
Она разработана на основе общеобразовательной программы по технологии, рекомендованной Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования РФ.
Декоративно – прикладное искусство очень разнообразно и имеет глубокие исторические корни. Одно из направлений – это русский костюм. Исследования по данной теме дают большие возможности для изучения быта и традиций русского народа. Учащиеся могут лучше познакомиться с жизнью своего народа и  по-настоящему увлечься народным искусством. Изучение в процессе работы дополнительных источников информации по теме расширяет кругозор и повышает интеллектуальный уровень учащихся. Выполнение поставленных задач требует освоения новых видов рукоделия и новых видов обработки швейных изделий.

Актуальность, социальная востребованность, педагогическая целесообразность программы

В 5-6 классах осуществляется начальный этап в общетрудовой подготовке учащихся и получение элементарных навыков труда в быту. На этом этапе закладывается база для изучения следующей ступени трудового обучения. «Художественная обработка тканей» является одним из вспомогательных разделов программы образовательной области «Технология».
Изучение данного раздела программы во внеурочное время на примере изготовления куклы в национальном костюме закрепляет знания, практические навыки и умения работы в технике выполнения ручных швов полученных на уроках, а так же усложнение, расширение знаний и изучение новых видов художественной обработки тканей.
Работа  в учебной группе помогает учащимся лучше осваивать учебные занятия по курсу Технология, расширяется возможность применения различных способов отделки изделий, развивают творческие способности, аккуратность, бережливость, повышают интеллектуальный и эстетический уровень развития личности, а так же повышают умения учащихся в работе с ручными инструментами, с утюгом, с тканью.
Наряду с этим учащиеся знакомятся с историей русского костюма, с историей родного края, изучают обычаи русского народа, приобщаются к национальной культуре.

Отличительные особенности данной  программы для дополнительного образования учащихся, ее новизна

Отличительной особенностью данной программы является то, что впервые разработана программа для детей в соответствии с требованиями общеобразовательной программы по технологии. Программа не дублирует изучение курса технологии во внеурочное время, а позволяет расширить полученные на уроках знания и умения и закрепить их в совершенно новом виде деятельности. Она  рассчитана на преемственность в обучении (от прос­того, к сложному), учитывая возрастные особенности детей и навыки полученные ранее.
Такой подход позволяет создать у детей стойкий интерес к занятиям по технологии. Работа с учащимися во внеурочное время позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, а так же уделять больше времени на занятия с заинтересованными детьми, которые отдают предпочтение рукоделию.
Таким образом, данная программа ориентирована в первую очередь на нравственное воспитание детей, привитие им любви к родному краю, к декоративно-прикладному искусству и, во вторую очередь – достижение высоких результатов в обучении приемам рукоделия. Эти вопросы решаются во время теоретических занятий и показываются на примерах старинных рукодельных работ находящихся в музеях, а так же на работах учащихся школы.
Программа направлена на создание психологически комфортной обстановки, эмоционального благополучия ребенка, приобщение его  к народной культуре, нравственного и патриотичекого воспитания учащихся.

Цель и задачи программы

Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры, к духовным традициям родного края путем изучения русского костюма и декоративно-прикладного искусства.

В процессе занятий  во внеурочное время решаются следующие задачи:
Образовательные:

  •  расширение знаний и умений по выполнению ручных швов;
  •  формирование знаний о разнообразии ручных видов отделки тканей;
  • обучение основам отделки русского костюма;
  • формирование знаний по цветоведению, композиции;
  • познакомить с разделом  «Творческое проектирование»;
  • изучение истории родного края, народного творчества и ремесел.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей, самостоятельности;
  • развивать природные способности ребенка к рукоделию;
  • развивать у учащихся возможности к самопознанию с целью профессионального самоопределения;

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, аккуратности, предприимчивости;
  • воспитывать чувство бережливости и экономного ведения хозяйства;
  • воспитывать интерес детей к миру традиций русской культуры;
  • воспитывать патриотические чувства.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
занятий  по технологии для учащихся 5 классов.

п/п

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие.

2

2.

Материаловедение

8

3.

Конструирование и моделирование

12

4.

Ручные работы и электротехника

6

5.

Машиноведение

10

6.

Лоскутная пластика

4

7.

Технология изготовления изделия

20

8.

Кулинария

6

  Итого:

68

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся 5 класса

Учащиеся должны знать:

  • Изменение экологии на протяжении веков, в связи с трудовой деятельностью человека;
  • Общие сведения о питании человека, роль витаминов, особенности русской кухни, виды овощей, правила обработки овощей, использование яиц в кулинарии, правила сервировки стола к завтраку;
  • Историю возникновения ткачества, принцип изготовления пряжи, нитей и ткани, классификацию текстильных волокон, свойства нитей основы и утка, признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани;
  • Виды приводов и устройство швейной машины, правила подготовки машины к работе, принципы безопасной работы на швейной машине, машинные швы, терминологию работ;
  • Виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, особенности русского костюма, отделка русского костюма;
  • Правила ТБ работ;
  • Возможности лоскутной пластики, основные приемы соединения деталей в технике «Квадраты»;
  • Виды простейших ручных швов, устройство утюга, история утюга, ВТО;
  • Правила построения и оформления чертежей швейных изделий и изготовление выкроек, особенности фигуры человека и правила ее измерения, мерки, правила раскроя швейного изделия;
  • историю передника русского костюма, виды отделки швейных изделий, моделирование фартука, стилизация и реконструкция передника русского костюма;
  • план сборки швейного изделия, обработку деталей фартука, требования к качеству готового изделия.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с кухонным оборудованием, проводить первичную обработку и нарезку овощей, определять свежесть яиц, готовить блюда русской кухни из овощей и яиц, сервировать стол к завтраку;
  • определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны;
  • Соблюдать правила ТБ;
  • Готовить машину к работе и осуществлять безопасную эксплуатацию швейной машины;
  • Выполнять
  • Выполнять ручные работы на изделии, выполнять ВТО;
  • Раскраивать детали лоскутной пластики, соединять детали согласно схеме рисунка;
  • Снимать мерки  и записывать результат измерения, строить чертеж фартука по инструкционной карте, изготавливать выкройку, производить раскрой швейного изделия;
  • Выполнять на швейной машине машинные швы и применять их в обработке деталей фартука.

Принципы организации процесса обучения

Формы и режим занятий.

Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 5-6 классов. Занятия проводятся с группой 15 человек 2 раза в неделю по 1 часу.
Программа «Волшебная иголочка» основана на последовательности заданий возрастающей сложности, поддержании интереса к выполняемой работе, в закреплении приобретенных навыков.
Основной метод практической работы – индивидуальный подход. Каждый учащийся выполняет задание по изготовлению куклы в русском костюме, но во время работы выбирает вариант куклы, который ему по силам (сложность выполнения туловища, оформление лица, отделка костюма). Задания усложняются в процессе выполнения учащимися проектной работы.
Особое внимание в программе уделяется воспитанию интереса у детей к миру традиций русской культуры,  развитию творческих способностей, самостоятельности.
Программа предусматривает различные формы обучения: теоретические и практические занятия, посещение государственных и школьных музеев, организацию выставок изделий, выполненных учащимися учебной группы, проведение конкурсов на лучшую работу. Занятия проходят в игровой форме т.к. дети этого возраста еще с удовольствием играют в куклы и это повышает степень мотивации для создания куклы своими руками.

Ожидаемые образовательные результаты

Программа включает в себя перечень знаний, умений формируемых у учащихся и рассчитана на преемственность в обучении (от прос­того к сложному), учитывая возрастные особенности детей и навыки полученные ранее. При проведении занятий учитель применяет три вида инструктажа: вводный, текущий, заключительный. На занятиях дается теоретическая часть материала, отработка отдельных элементов и выполнение готовых изделий. Большой объем учебного материала, заложенный в программе внеурочных занятий, предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения индивидуальных и коллективных творческих проектов. Выделяются часы для посещения музеев, выставок, экскурсий.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы оформляется в виде выставки работ учащихся в выставочном зале школы. На выставке проводится конкурс работ.

Содержание изучаемого курса

1. Вводное занятие – 2 часа

Содержание и задачи программы Технология в 5 классе. Экологические проблемы природы, общества, человека, способы их разрешения. Изменение экологии на протяжении веков, в связи с трудовой деятельностью человека. Экология жилого дома от русской избы до современности.

2. Материаловедение – 8 часов

История возникновения ткачества. Классификация текстильных волокон. Общие понятия о пряже и процессе прядения. Изготовление нитей и тканей в условиях производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Примерный перечень практических работ:

  • Изучение волокна на примере хлопка.
  • Виды изделий из ниток.
  • Изучение свойств нитей основы и утка.
  • Изготовление образца полотняного переплетения.
  • Виды отделки ткани.
  • Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.

3. Конструирование и моделирование – 12 часов

Краткие сведения из истории одежды. Фартуки в русском народном костюме.
Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий. Чтение инструкционных карт.
Фигура человека и ее измерение. Основные линии фигуры человека. Правила снятия мерок и запись результатов измерения. Построение чертежей фартука и косынки в масштабе 1:4 и в натуральную величину. Изготовление выкройки.
Процесс моделирования одежды. Стилизация и реконструкция передника русского костюма. Виды отделки швейных изделий. Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Моделирование фартука. Подготовка выкройки к раскрою.

Примерный перечень практических работ:

  • Изучение фигуры человека.
  • Снятие мерок и запись результатов измерения.
  • Правила построения и оформления чертежей. Работа с чертежными инструментами.
  • Построение чертежей фартука и косынки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.
  • Выполнение эскизов фартуков русского народного костюма.
  • Моделирование фартука.
  • Подготовка выкройки к раскрою.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Вышивка как один из самых древних видов декоративного искусства. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с разнообразными видами вышивки.
Инструменты и приспособления для вышивки. Подбор игл и ниток. Подготовка пасмы мулине к работе. Правила отрезания ниток от пасмы, вдевания нитки в иголку. Закрепление нити без узла. Правила запяливания ткани.
ТБ работ с ручными инструментами. Рабочее место вышивальщицы. Правильная посадка и постановка рук во время работы.
Технология выполнения простейших ручных швов – шов «вперед иголку», шов «назад иголку», петельный шов, косой шов, крестообразные швы. Варианты изучаемых швов. Использование вышивальных швов в изготовлении швейных изделий. Цвет в русском костюме. Стилизация рисунков. Орнамент, символы и обереги. Композиция  русского костюма.

Примерный перечень практических работ:

  • Комплектование рукодельного набора.
  • Изготовление образцов из ткани со строчками, выполненными простейшими ручными швами.
  • Стилизация рисунка.
  • Составление орнамента, символы в вышивке.
  • Выполнение эскиза костюма.

4. Ручные работы и электротехника – 6 часов

Общие сведения о фигуре человека. Шаблоны деталей туловища. Выкройки деталей русского костюма. Правила выполнения чертежей. Правила раскроя деталей швейных изделий. Инструменты и приспособления для раскроя. Правила работы с тканью.
Соединительные ручные швы. Обработка деталей кроя. Правила набивки деталей куклы. Особенности оформления лица, головы, волос. Сборка куклы.
Изготовление частей русского костюма: рубахи, сарафана, головного убора, чулок, обуви.
Примерный перечень практических работ:

  • Выполнение раскроя деталей куклы и русского костюма.
  • Отработка техники выполнения соединительных и краевых швов на деталях куклы.
  • Набивка деталей туловища куклы ватой.
  • Соединение деталей туловища.
  • Изготовление головы: вышивка лица, оформление волос.
  • Изготовление рубахи.
  • Изготовление сарафана.
  • Изготовление головного убора.
  • Изготовление чулок и обуви.
  • Определение качества готового изделия.

5. Машиноведение – 10 часов

История изобретения швейной машины. Виды швейных машин. Виды приводов швейной машины. Устройство электропривода. Устройство швейной машины «Чайка». Правила подготовки машины к работе. Приемы безопасной работы на швейной машине с электроприводом.
Упражнения на швейной машине без ниток. Выполнение машинных строчек по линиям с разворотом на опущенной игле. Выполнение образцов машинных швов.
Примерный перечень практических работ:

  • Устройство швейной машины.
  • Тренировочные упражнения на швейной машине без ниток.
  • Заправка верхней и нижней ниток.
  • Выполнение машинных строчек по намеченным линиям.
  • Изготовление образцов машинных швов.

6. Лоскутная пластика – 4 часа

Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства и народных промыслов народов нашей страны (использование экспонатов музея ДПИ школы).  Краткие сведения из истории лоскутной пластики. Лоскутная пластика в народном и современном костюме. Материалы для лоскутной пластики. Раскрой деталей. Технология соединения деталей лоскутной пластики по схеме рисунка.
Примерный перечень практических работ:

  • Раскрой деталей.
  • Изготовление прихватки.
  • Изготовление отделки для фартука.

7. Технология изготовления швейного изделия – 20 часов

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой швейного изделия. Способы переноса контрольных линий. Подготовка деталей кроя к обработке.
Схема сборки фартука. Составление инструкционной карты изготовления фартука. Обработка деталей изделия согласно выбранным технологическим операциям. Художественная отделка изделия. ВТО. Контроль качества готового изделия.
Примерный перечень практических работ:

  • Раскрой швейного изделия.
  • Подготовка деталей кроя к обработке.
  • Обработка бретелей.
  • Обработка пояса.
  • Обработка нагрудника и соединение его с бретелями.
  • Обработка накладных карманов.
  • Обработка нижней части фартука.
  • Соединение деталей фартука.
  • Отделка фартука.
  • ВТО фартука.
  • Определение качества готового изделия.

8. Кулинария – 6 часов

Список литературы для учителя:

  • Ю.Л. Хотунцев. В.Д. Симоненко. Программы по технологии для средних общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение». 1996 г.
  • А.М. Гукасова. Рукоделие в начальных классах. Москва. «Просвещение». 1985 г.
  • М.В. Максимова. М.А. Кузьмина. Вышивка. Первые шаги. Москва. ЗАО «ЭКСМО-Пресс». 1997 г.
  • О.С. Молотобарова. Кружок изготовления игрушек сувениров. Москва. «Просвещение». 1990 г.
  • В.Д. Симоненко. Технология 5 класс. Москва. «Просвещение». 1998 г.
  • Видеоэнциклопедия. Из истории русского костюма. Леннаучфильм. Видеостудия «Кварт».

Список литературы для учащихся.

  • С. Вохринцева. Раскраски. Русский традиционный костюм. Екатеринбург. «Страна фантазий». 2004 г.
  • О. Птушкина. Ю. Дорофеев. Русский праздничный народный костюм. Москва. «Мозаика- Синтез». 2004 г.