Тема: Образование и строение почв.
Цели:
- развивать знания о почве, формировать у школьников идею о непрерывном и постоянном развитие почв в течение длительного геологического времени в результате взаимодействия компонентов природы и деятельности человека;
- воспитывать у учащихся чувство бережного и разумного отношения к почве – ценнейшему ресурсу природы;
- развивать умение анализировать, навыки пространственного и логического мышления.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод: обьяснительно-иллюстративный, проблемного изложения.
Оборудование: мультимедийная установка, учебник, коллекция почв, основа для составления опорного конспекта (Приложение 1).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
Учитель: Слово «земля» часто употребляется как синоним почвы – удивительного продукта природы, обладающего важным свойством – плодородие. Впервые отличил почву от остальных частей земной коры замечательный русский ученый В.В.Докучаев, который назвал почву «…особое естественно-историческое тело». Эти слова я и взяла эпиграфом к нашему уроку. Кто же такой В.В.Докучаев?
Сообщение ученика: В.В.Докучаев (1846-1903)
– русский биолог и почвовед, профессор кафедры
минералогии и кристаллографии Петербургского
университета. Он впервые дал определение
почвы как плодородного поверхностного слоя
Земли, созданного совместным воздействием всех
компонентов природы, поэтому по праву считается
основоположником науки почвоведение.
В центре внимания ученого находилась проблема
формирования почвы. Работая в департаменте
земледелия, Докучаев собрал огромный
материал. В 1883 году он опубликовал свою
главную работу «Русский чернозем». Исследования
сделали его автора всемирно знаменитым. Василий
Васильевич доказал, что почвоведение является не
частью геологии, а независимой научной
дисциплиной, находящейся на стыке химии,
биологии и географии. Он разработал методику
исследования и классификации почв. Начиная с 1884
года, ученый занимается изучением почв в
различных районах России. Итоги наблюдений
обобщаются им в регулярно публиковавшихся
описаниях почв различных районов.
В 1888 году В.В.Докучаев и его ученики
экспонировали на Всемирной выставке в Париже
коллекцию русских почв. Это была настоящая
научная сенсация. Докучаев был награжден Большой
золотой медалью, а в России отмечен орденом за
заслуги по земледелию.
В дальнейшем вся научная деятельность
ученого была направлена на развитие
почвоведения как науки. Для подготовки
необходимых специалистов, Василий Васильевич
добился организации кафедр почвоведения в
Московском и Петербургском университетах. Он
организовал первую в России почвенную выставку,
которая открылась в конце 1897 года и имела большой
резонанс в научном мире. Почвенный отдел
Департамента земледелия пригласил ученого
участвовать во Всемирной выставке. В 1898 году
подготовленная им почвенная карта России и его
коллекция почв экспонировалась на выставке в
Чикаго. Докучаеву была присвоена высшая награда
выставки – Гран-при. Василий Васильевич
сделал еще одно открытие – разработал учение о
географических зонах и установил, что для каждой
географической зоны свойственны типы почв.
Работы Докучаева не были завершены, но они
стали частью его учения о биосфере, чуть позже
разработанные В.Вернадским.
Учитель: Что же такое почва? Как она образуется?
Под руководством учителя учащиеся определяют условия почвообразования, показывают взаимосвязь с почвой и заполняют опорный конспект; учитель параллельно выводит схемы на мультимедийной доске.
– Образование почв начинается с выветривания. Что такое выветривание? – процесс разрушения горных пород. В процессе выветривания образуется материнская порода. Кто поселяется на материнской породе? – животные и растения. Как они взаимодействуют с почвой? В почвообразовании ведущая роль принадлежит жизнедеятельности организмов. Почва возникает в результате длительного взаимодействия материнских пород с растениями и животными: сначала возникли бактерии; в процессе жизнедеятельности они образовали кислоты, разрушающие камни. На разрушенных породах поселились мхи и лишайники. Выделяемые ими кислоты продолжали растворение породы. Отмирая, эти растения разлагались, образуя перегной. Он смешивался, соединялся, склеивался с измельченной породой. Так зарождалась почва. На ней поселялись более крупные растения. Животные организмы – бактерии, насекомые и животные-землерои – обогащают почву продуктами своей жизнедеятельности, а умирая трупами, увеличивая количество перегноя. Дождевые черви, например, пропуская через себя почву и органические остатки, выбрасывают их в измененном виде: частички измельчаются и пропитываются желудочным соком червя. Что облегчает их превращение в перегной, который обеспечивает ее плодородие. На процесс выветривания влияет что? – климат. Климат обеспечивает почвообразование влагой и теплом. Изменение климата по зонам меняет растительность, животную и микроорганическую жизнь. В одном климатическом поясе климат может отличаться, что оказывает на него влияние? – рельеф. От высоты местности зависит распределение климатов и растительность. Не только климат увлажняет почву, но и воды. Неглубоко залегающие почвенные и грунтовые воды питают почву химическими соединениями. Иногда засоляя ее. Переувлажнение угнетает микроорганизмы. Процесс почвообразования очень долгий, поэтому одно из главных условий – время. Чем древнее поверхность суши, тем развитее почвы. На севере они молодые, сформировавшиеся после оледенения. Сознательно изменяет свойства почв кто? – человек. Человек может положительно (обработка, удобрение, орошение) и отрицательно (истощение, разрушение дернины при усиленной эксплуатации пастбищ) влиять на почву.
Учитель: Внимательно посмотрев на
условия почвообразования, попробуйте дать
определение почвам.
Почва – это рыхлый поверхностный
слой суши, образование которого происходило в
течение длительного времени в процессе
взаимодействия материнской породы, растений,
животных, микроорганизмов, климата, рельефа и
воды.
В.В.Докучаев справедливо назвал почвы
«зеркало ландшафта». Как вы думаете, почему?
Почва определяет растительный покров и сама
зависит от него, а взаимодействие этих двух
компонентов в условиях данного рельефа и климата
создает облик ландшафта.
Рассмотрим свойства почвы. Основное свойство почва – плодородие. Плодородие – способность почвы обеспечить растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом. На ваш взгляд, от чего зависит плодородие? – от количества (перегноя) гумуса. Гумус – накопление необходимых для питания растений химических элементов: азота, калия, фосфора и др. В зависимости от количества гумуса, почвы делятся на плодородные и неплодородные.
Учащиеся рассматривают коллекцию почв и определяют, какие из них относятся к плодородным, а какие к неплодородным.
Плодородие почвы зависит не только от гумуса, но и от механического состава и структуры почвы. Механический состав – количественное соотношение в почвах песчаных, глинистых и других частиц.
Учащиеся рассматривают рис.41 на стр.90 и определяют почвы по механическому составу.
На песчаных и супесчаных грунтах образуются легкие, то есть легко промываемые, почвы. На водоупорных глинах – тяжелые, плохо промываемые, заболачиваемые и засоляемые почвы. Структура почвы – способность почвенной массы распадаться на комочки различной формы и величины. Чем они отличаются? В результате беседы, учащиеся приходят к выводу.
Структурные | Бесструктурные |
- хорошо разрыхлены корнями растений и
животными - имеют комковатую структуру - в порах таких почв имеется вода и воздух, поэтому они плодородны |
- недостаточно разрыхлены - состоят из мелких пылеватых частиц - впитывая воду, образуя вязкую массу, которая препятствует проникновению воздуха и влаги - поэтому они неплодородны |
Почвенная толща неоднородна. В процессе ее образования возникают почвенные горизонты (рассматривание учениками рис. 42 стр. 91 «Строение почвенного профиля). Совокупность почвенных горизонтов образует почвенный профиль – вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы. Профили зональных почв отличаются друг от друга чем? (рис.43 стр. 92) – мощностью, составом, свойствами, структурой, цветом почвенных горизонтов. К примеру, гумусовый горизонт черноземов до 1метра, каштановых почв – 50 м; тундрово-глеевые – сизого оттенка из-за содержания глея и т.д.
3. Закрепление
Резюмирование информации посредством синквейна (Приложение 2)
Один из вариантов:
1 строка: почва
2 строка: плодородная, структурная
3 строка: образуется, разрушается,
засоляется
4 строка: «зеркало ландшафта»
5 строка: земля
4. Итог урока
– Можно ли создать искусственную почву?
– Какой материал для этого нужно взять, какие
условия создать?
– Предложите свой вариант (рассуждения
учащихся).
5. Домашнее задание: параграф 15.
Презентация (Приложение 3)