Использование комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений в специальной коррекционной школе VIII вида

Разделы: Русский язык


В современной науке под психическим развитием понимают не столько количественные преображения, сколько качественные и структурные новообразования психики, характеризующиеся необратимостью, направленностью и закономерностью. Речевое развитие как один из показателей общего психического развития  имеет те же характеристики, которые проявляются в процессе восприятия и продуцирования языковой личностью продуктов речевой деятельности.

Особенность программного материала по русскому языку в старших классах  специальной (коррекционной) школе VIII вида состоит в том, что именно на этом этапе учащиеся впервые приступают к изучению языка как системы. Основу этой системы составляет грамматический строй языка, то есть система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций; способов словопроизводства. В этом аспекте грамматика представляет собой строевую основу языка, без которой не могут быть созданы слова и словоформы, словосочетания, предложения, а также тексты. Однако в этом и заключается особая сложность овладения грамматическим строем языка, так как грамматические формы, категории и единицы абстрактны и обобщены. Исходя из этого, можно определить задачи обучения русскому языку учащихся с нарушением интеллектуального развития.

Специальные задачи –  формирование грамматических понятий, орфографических умений и навыков, выработка умений использовать синтаксические структуры связной речи, грамотно писать,  т. е. выработка учебно-языковых умений.

Коррекционно-развиваиющие  задачи – развитие сторон речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической); коррекция психических процессов, мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы.

Воспитательные задачи – привитие интереса  к русскому языку,  к урокам русского языка.

Думаю, что для решения данных задач на уроках русского языка в коррекционной школе возможно использование нового типа лексико-орфографических упражнений, которые по определению профессора Бакулиной Т.А. именуются комплексными интеллектуально-лингвистическими. Считаю, что они направлены на существенную коррекцию недостатков интеллектуального развития умственно отсталых школьников, на повышение интереса к русскому языку и, как следствие этого, на усиление эффективности его изучения.

Комплексность данных упражнений многоаспектная.

  1. Она выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется интеллектуальное и лингвистическое развитие умственно отсталых учащихся.
  2. Формирование каждого из этих двух составных также осуществляется комплексно.

 Что касается интеллекта учащихся коррекционной школы, то указанные упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств – внимания, памяти, мышления, наблюдательности, речи и т.д. Лингвистические знания, умения и навыки приобретаются умственно отсталыми учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания учащийся совершает несколько умственных операций (например: сравнение, группировку, обобщение) и использует различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.
Комплексное воздействие на сознание обучаемого в таких упражнениях реализуются через специфический набор и необычную компоновку языкового материала, а также через постановку нетрадиционных знаний. В каждом виде упражнений предусмотрен определенный набор предназначенных для коррекции и развития качеств интеллекта  учащихся с нарушениями интеллектуального развития.
Важной особенностью комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений является их универсальный характер, так как они дают возможность закрепить и повторить сразу несколько изученных тем и сформировать ряд умений.
Определяя вид упражнений, условно их можно разделить на три группы: работа над словом, работа над предложением, работа над текстом. Но, учитывая, что эти упражнения можно брать при изучении и закреплении любой темы, от темы «Состав слова» до темы «Имя числительное», и на необходимом этапе урока.

I. Работа со словом

1. Упражнение «Криптограмма»

Задание: Расшифруй слова. Что объединяет это слова? Найди лишнее слово. Почему оно лишнее?

р ,  г,  з , а,  с,  у,  т,  л,  и,  ь.
1   2   3   4   5  6   7   8    9  10

2. 1.  6.  5.  10.                                      грусть
2.  1.  6.  5.  9.  7.  10.                            грустить
3.  4.  2.  1.  6.  5.  7.  9.  8.                    загрустить

Задание: Расшифруй слова. Что объединяет это слова? Найди лишнее слово. Почему оно лишнее?

д,  о,  в,  е,  а,  н,  ц,  т,  и,  ь,  к,  й,  с.
1   2   3   4   5   6   7   8   9  10  11 12  13

1.  3.  4.  6.  5.  1.  7.  8.  10                   двенадцать
1.  3.  4.  13.  8.  9.                                 двести
1.  3.  2.  12.  11.  5.                               двойка
1.  3.  2.  4.                                             двое

Задание: Расшифруй слова. Что объединяет это слова? Найди лишнее слово. Почему оно лишнее?

в,  а,  ч,  т,  р,  е,  ы,  с,  н,  д,  ь,  й,  ц.
1   2   3   4   5   6    7   8   9  10 11  12 13

3.  6.  4.  7.  5.  6.  8.  4.  2                     четыреста
3.  6.  4.  7.  5.  6.                                   четыре
3.  6.  4.  7.  5.  4.  7.  12                        четвертый
3.  6.  4.  7.  5.  9.  2.  10.  13.  2.  11     четырнадцать

Задание: Расшифруй слова. Что объединяет это слова? Найди лишнее слово. Почему оно лишнее?

б,  ч,  е,  и,  к,  л,  у,  н,  т,  ь.
1    2  3   4    5   6   7   8   9  10

7.  2.  3.  8.  4.  5.                                   ученик
7.  2.  3.  1.  8.  4.  5.                              учебник
7.  2.  4.  9.  3.  6.  10.                            учитель

Варианты  данного упражнения могут быть различны.
Например, следующий. При изучении словарных слов, во время орфографической пятиминутки. Для выполнения этого упражнения нужно хорошо ориентироваться в русском алфавите. Я не предлагаю учащимся наизусть знать алфавит, карточка с алфавитом  раздается им на парты.

2. Упражнение «Шифровальщики»

А

1

Б

2

В

3

Г

4

Д

5

Е

6

Ё

7

Ж

8

З

9

И

10

Й

11

К

12

Л

13

М

14

Н

15

О

16

П

17

Р

18

С

19

Т

20

У

                        21

Ф

                        22

Х

                        23

Ц

                        24

Ч

                        25

Ш

                        26

Щ

                        27

Ъ

                        28

Ы

                        29

Ь

                        30

Э

                        31

Ю

                        32

Я

                        33

   

Задание: Расшифруй слово, учитывая очередность букв алфавита.

      5      

      10      

      18      

      6      

      12      

      20      

      16      

      18      

(директор)

      12      

      6      

      22      

      10      

      18      

 

(кефир)

      1      

      4      

      18      

      16      

      15      

      16      

      14      

   

(агроном)

Этот вариант можно использовать как самостоятельную работу с карточками, так и в виде диктанта в словарно-орфографической работе, а также при закреплении изученной темы.

Задание: Прочитайте стихотворные строки. Найдите однокоренные слова. Запишите однокоренные слова, сгруппировав их.

           Котофей

В гости едет Котофей,
Погоняет лошадей.
Он везет с собой котят,
Пусть их тоже угостят.

      1       

      2      

      гости      

      Котофей      

угостят

котята

Можно дополнить упражнение следующим заданием: запишите еще несколько однокоренных слов в столбики.

В эту осень лис не рад:
В эту осень листопад.
Рыжим огненным хвостом
Заметает лисий дом,
И кружатся листья, листья…
Будто лисы, лисы, лисы.

1

2

лис

листопад

лисы

      листья      

      лисий      

 

Из дымовой трубы выходит дым.
Нам часто говорят: «труба дымит»,
Дымок из трубки мы еле разглядим,
Когда та трубочка едва горит.

1

2

трубы

дымовой

труба

дым

трубка

дымит

      трубочка      

                        

II. Работа с предложением

1. Задание: Прочитайте пословицы. Объясните их значение. Запишите пословицы в такой очередности, чтобы существительное «труд» соблюдало порядок падежей в падежной таблице.

Живи своим трудом, а не чужим.
Кто любит труд, того люди чтут.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2. Задание: Допишите пословицы, используя слова для справок. Сгруппируйте пословицы по темам. Подчеркните орфограммы.

Дело …. боится.
… познается в несчастье.
Дерево ценят по плодам, а человека по …
За пятак … не купишь.
(друг, мастера, делам, дружбы)

3. Задание: Прочитайте пословицы. Разделите их на группы по двум признакам одновременно. Подчеркни орфограммы, объясни их.

Глаза боятся, а руки делают.
Лень до добра не доведет.
Белые ручки чужие труды любят.
Была бы охота, а работа найдется.

4. Задание: Прочитайте пословицы. Выпишите пословицы в следующем порядке: а) в которых прилагательное стоит в И.п.; б) в которых прилагательное стоит в В.п. объясните смысл пословиц.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Добрый друг познается в беде.
Лень чужие труды любит.
Ленивый сидя спит.

5. Задание: Прочитайте предложения. Определите порядок записи по таблице. Вставьте пропущенные орфограммы.

Душа обязана трудит…ся.
Чтоб воду в ступе (не)толочь.
Не позв…ляй душе л…нит…ся!
И день и ноч…, и день и ноч…!

№ п/п

               

1

Частица Глагол Сущ. Глагол. !

 

     

2

Союз Сущ. Предлог Частица Глагол.      

3

Сущ. Глагол Глагол.          

4

Союз Сущ. Союз Сущ. Союз Сущ. Союз Сущ. !

III. Работа с текстом

1. Задание: Рассмотри картинку. Прочитай текст. Выбери только те предложения, которые описывают картину  И. И.Левитана «Золотая осень». Запиши предложения так, чтобы получился рассказ. Вставь пропущенные буквы. Найди однокоренные слова.

 Известный русский художник Левитан очень любил ос…нь. В Сибири растет кедр. Это ценное хвойное дерево. Кругом разлит осенний покой. По бер…гу  словно свечки стоят ж…лтые б…резки. Сколько шишек созревает к ос…ни на кедре! Прекрасная к…ртина большого мастера радует нас.

2. Задание:

а) Выпиши предложения так, чтобы получился рассказ о картине В.М.Васнецова «Аленушка». Вставь пропущенные орфограммы.
б) Выпиши предложения так, чтобы получился рассказ о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».

 Дремучий сказочный лес вводит зрителя в мир фантастики. Из этого леса выскакивает волк, неся на себе Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Села Аленушка на камушек у самого края озера. А вода в озерце словно и неживая. Сидит Аленушка на камушке и думу думает невеселую. В картине, прежде всего, поражают красота лиц и яркая красочность национальной одежды. Все вокруг словно сказка. И поляна, и лес, и сама Аленушка будто вышла из сказки. Притихла, любуется красотой вокруг. Оттого, что на природе такой и говорить громко совестно. Красоту вокруг спугнуть можно.
Яблоня на картине как светлая надежда, как чудо. Ведь в сказке всегда побеждает светлое. Васнецов создал яркое произведение на сказочную тему. Как и сама сказка, легко и просто воспринимается картина.

Я показала часть универсальных лексико-орфографических упражнений, которые использую на уроках русского языка. Практика показала, что данные упражнения могут быть использованы не только на уроках русского языка, но и во внеклассной работе по предмету, а также воспитателями как на самоподготовке, так и на внеклассных занятиях во второй половине дня. Данные упражнения развивают творческое воображение учащихся, корригируют мыслительные процессы учащихся коррекционной школы VIII вида, формируют самостоятельность и интерес учащихся, повышают эффективность процесса обучения.