Тема урока: «Части речи. Изменение имен существительных, прилагательных, глаголов по числам. (Обобщение)».
Цель урока: обобщить знания детей о разных частях речи, их роли в предложении, научить употреблять слова в единственном и множественном числе. Изменять окончания слов при изменении категории числа. Воспитывать доброе отношение к природе, к птицам. Расширить кругозор детей, их знания о птицах России.
Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук или персональный компьютер, слайды с изображением птиц (вороны, сороки, жаворонка, воробья, соловья, снегиря, грача, дрозда, галки).
ХОД УРОКА
Сообщение темы и цели урока
Упражнение по чистописанию -оро-
-оло- (объяснение написания и
соединений букв).
– В каких словах чаще всего встречается это
сочетание? (В словах с непроверяемым
написанием).
– Сегодня мы познакомимся с группой словарных
слов, а вот какие это слова, вам предстоит
догадаться самим.
– Послушайте, какое толкование дано этим словам
в словаре русского языка: (ворона) – всеядная
птица, серая с черным оперением.
Рисунок 1. Ворона
Дети пишут слова в тетради столбиком.
Сорока – небольшая птица семейства вороновых. Головка, крылья и хвост у нее черные, как у вороны, но боковые перья белые. Эта птица любит блестящие предметы, которые прячет в своем гнезде.
Рисунок 2. Сорока
Названия других птиц мы узнаем из
русских загадок, в которых народ отразил свои
наблюдения за птицами.
Жаворонок – в синем небе голосок, будто
крохотный звонок.
Рисунок 3. Жаворонок
Воробей – птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок, получается прыжок.
Рисунок 4. Воробей
Соловей – он серенький на вид, а пеньем знаменит.
Рисунок 5 Соловей
В тетрадях детей записаны слова: ворона, сорока, жаворонок, воробей, соловей.
– Что общего во всех этих словах?
– Все они обозначают названия птиц.
– Во всех словах есть сочетание -оро-,
-оло-.
– Все они являются именами существительными.
– Все они употреблены в единственном числе.
– Измените эти слова так, чтобы они были
употреблены во множественном числе, рядом
запишите их. Выделите ту часть слова, которая
изменялась.
Дети пишут второй столбик слов с названием птиц.
– Придумайте прилагательное к слову ворона и глагол к слову сорока.
Вывод, который делают ученики: Если
существительное употреблено в единственном
числе, то связанное с ним прилагательное тоже
употребляется в единственном числе.
Если существительное употреблено во
множественном числе, то связанное с ним слово
тоже употребляется во множественном числе.
(Устно)
– На уроках окружающего мира мы говорили о том ,
что есть птицы, которые прилетают к нам зимой с
севера.
Какие это птицы?
Снегири.
Рисунок 6
– Какие птицы первыми возвращаются к
нам весной?
Грачи.
Рисунок 7
– Есть в России птица дрозд. О ней сложили стихи: «Вы слыхали, как поют дрозды? Нет, не те дрозды, не полевые. А дрозды - волшебники дрозды. Певчие избранники России».
Рисунок 8
– Запишите названия этих птиц во
множественном числе, обозначьте орфограммы,
определите в какой части слова находятся
орфограммы, поставьте ударение. (Снегири-снег,
грачи-грач, дрозды-дрозд).
– Как определить, какую гласную надо писать в
корне слова? (Надо изменить слово так, чтобы
безударная гласная стала ударной. Для этого
можно поставить слово во множественное число).
– Есть ли еще орфограммы в этих словах? (Дети
указывают на парные согласные в конце слов и
делают вывод о том, как проверить написание
парных согласных).
– Для чего мы учимся изменять существительные по
числам? (Для того, чтобы уметь подобрать
проверочное слово при написании слов с
безударными гласными и парными согласными в
корне слова).
– Сегодня на уроке мы узнаем еще об одной птице,
которая обитает в средней полосе России.
На мультимедийной доске дан текст: Галка.
– Галки имеют черное оперение. Затылок и щеки у них серые. Галки живут по берегам рек. Летают стаями под оглушительные крики. Осенью галки присоединяются к стаям грачей. Вместе с ними они улетают на юг.
Рисунок 9
– Прочитайте текст. Определите вид текста. Что нового вы узнали о галках?
Задание классу: 1-й вариант:
выпишите из текста 3-е предложение. 2-й вариант:
выпишите из текста 5-е предложение.
– Определите основу предложения, укажите над
словами, какой частью речи выражена основа
предложения и второстепенные члены предложения. (Два
человека работают на мультимедийной доске).
Проверка фронтальная. Дети делают вывод о том,
что главные и зависимые слова в предложениях
употреблены во множественном числе.
– Проверить свои знания вы сможете, выполнив задания теста.
Указать «+» слова, употребленные в единственном числе.
1-й вариант 2-й вариант
говорят
урожай строят
дорогой
трактор
дороги
комбайн звезды
пшеничные
красный собирают труд
читает
красивые зрелая
красивый
зверь
двигаются
яркие свистят
Подчеркни «лишнее» слово:
а) звенят, бегут, украшают, завершают,
блестит а)
сверкают, играют, бегают, сидит, летят
б) тетрадь, звезда, машины, книга,
вода
б) картина ,улица, дома, дверь, окно
в) нарядная, светлый, яркие,
дом
в) белый, звездная, веселые, свет
(Тесты выполняются на отдельных листочках. Их проверяет учитель после урока.)
Итог урока:
– Чему учились на уроке?
– Что узнали нового для себя?
Домашнее задание: упражнение № 387 стр.146. Составить и написать рассказ о птицах, пользуясь картинным планом и опорными словами из упражнения № 387.