Урок окружающего мира "Ориентирование по солнцу" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Систематизировать знания обучающихся об ориентирах (известных способах).
  2. Сформировать представления об ориентире (Солнце) и ориентировании.
  3. Развивать интеллект обучающихся (внимание, память, мышление), практические навыки ориентирования на местности.
  4. Прививать познавательный интерес к предмету.

Ход урока

I. Оргмомент

– Здравствуйте ребята. Меня зовут Юлия Алексеевна. Сегодня у вас необычный урок, много гостей. Мне очень приятно, что здесь сегодня вы – самые знающие, самые внимательные, самые любознательные...

II. Актуализация знаний

– Сегодня на урок я вам приготовила видеозагадки, попробуем их разгадать.

(Слайд № 1) «Красная площадь»

– В какой стране находится этот объект? Как вы определили?

– Какой ориентир вам в этом помог?

Историческое место – на доске.

(Слайд № 2) Фото здания Газпрома

– Определите, в каком городе находится этот объект?

– Как определили? Какой ориентир помог?

Здания – на доске.

(Слайд № 3) Фотография памятника основателям города Сургута и кинотеатра «Аврора»

– Какую улицу я задумала? (ул. Ленина.)

– Как определили? Ориентир?

Памятники, кинотеатр – на доске

– Что может являться ориентиром?

– Как могут помочь нам эти ориентиры?

Вывод: Ориентир выступает помощником при определении направления движения.

– Какие еще могут быть ориентиры? (Улицы, магазини т. д.)

– Мы выяснили, какие объекты могут быть ориентирами, а что такое ориентирование? (Ответы детей.)

– Давайте наши мнения сравним с научным понятием. У вас на партах карточки. Установите взаимосвязь между словами и правильно расположите их, чтобы получилось понятие «Ориентирование».

Ориентирование – это возможность определить свое положение на местности, направление движения. (Слайд № 4)

– Прочитайте, как толкует этот термин Ожегов.

– У кого совпало?

– Вы настоящие ученые!

III. Постановка проблемной ситуации

– Эти ориентиры помогают в городе, а если мы попадем в стойбище коренных народов севера – ханты. Они живут в городе?

– А чем они занимаются? (Слайд № 5) (Для этого им нужно уходить все дальше и дальше от дома и находить обратную дорогу. Часто они выпасают оленей в Тундре.)

– Могут ли ориентиры, которые вы назвали, помочь ханту в данном случае ориентироваться? (Нет.)

– Почему?

– А какие ориентиры тогда помогают оленеводам? (Слайд № 6) (Лес, река, солнце.)

– Давайте проверим наши версии.

– Лес. Ханты выпасают оленей в лесу? Может ли лес служить ориентиром? (Нет.) Почему?

– Река. Посмотрите на иллюстрацию. Может ли быть река ориентиром? (Нет.) Почему?

– Солнце. А может ли Солнце служить ориентиром?

– Как? Что мы знаем о Солнце? (Слайд № 7)

1) – Кто из вас знает, с какой стороны восходит Солнце?

– Как называется противоположенная от востока сторона?

– Если стоять спиной к Солнцу, какая сторона перед нами? (Север.)

– Противоположенная сторона по отношению к северу?

Вывод: Действительно, для ханты основным ориентиром в дневное время суток является Солнце.

– А вы бы хотели ориентироваться по Солнцу?

– Чему будем учиться на уроке?

(На доске – ориентирование по Солнцу.)

2) – Как вы думаете, всегда ли Солнце находится на одной высоте в течение дня?

– Когда Солнце находится в наивысшей точке? (Слайд № 8)

Вывод: Независимо от времени года, полуденное Солнце не меняет своего местоположения, поэтому, давайте проведем эксперимент.

Один ребенок – Солнце, второй – заблудившийся. (Учитель держит в руках фонарик, моделируя Солнце.)

– Как нужно встать по отношению к Солнцу днем, чтобы определить стороны света? (Ребенок встает спиной к «Солнцу».)

– Как будут располагаться стороны света от ориентирующегося? (Дети встают с табличками: север, юг, запад, восток.)

Вывод: Как определить стороны горизонта днем? Какое условие нужно выполнить? (Встать спиной к Солнцу.) (Слайд № 9)

3) Смоделируем другую ситуацию. Утро.

– С какой стороны восходит Солнце? (1-й ребенок – солнце, 2-й ребенок – ориентирующийся.)

– Как встать по отношению к Солнцу утром?

– С какой стороны должно быть Солнце утром?

– Как будут располагаться другие стороны горизонта?

Вывод: Как нужно встать по отношению к Солнцу утром, чтобы определить стороны горизонта?

4) А теперь поработайте в группах. Определить стороны горизонта вечером. Запишите их на карточках. Распределите между собой обязанности, кто из вас какой стороной света будет.

Проверка. Я ориентирующийся, с какой стороны от меня будет Солнце вечером?

– Встаньте по отношению ко мне, чтобы показать стороны горизонта.

– Проверим результаты.

Вывод: Как нужно встать по отношению к Солнцу вечером, чтобы определить стороны горизонта?

– Я предполагаю, что вы уже хорошо научились ориентироваться по Солнцу. А теперь проверим мое предположение.

(Слайд № 10) Когда утром Лена идет в школу, Солнце светит ей в лицо. В какую сторону идет Лена? В каком направлении она возвращается домой?

– Молодцы. Мое предположение оказалось верным, вы научились ориентироваться по Солнцу и теперь, когда на улице будет солнышко, сможете определить, в какой стороне от вас находиться школа.

V. Итог урока

– Давайте подведем итог нашего урока с помощью куба интеллекта. На каждой грани этого куба написано начало вопроса, задайте вопрос и ответе на него.

  1. Чему хотели...
  2. Смогли ли...
  3. Смогут ли...
  4. Где могут...
  5. Когда могут...
  6. Что было бы, если бы...

VI. Домашнее задание

Но ведь ханты хорошо ориентируются и в ночное время. А какие ориентиры могут быть ночью? Это будет вашим домашним заданием. Нарисуйте те ориентиры, которые помогут ночью.

VII. Рефлексия

Солнце – это не только ориентир, без Солнца не было бы жизни на Земле, ведь оно несет людям свет, добро, жизнь. А для меня сегодня Солнышком были вы, ребята! А ваши поднятые руки, ваш интерес к предмету и уроку, ваши ответы и полные жаждой знаний глазки служили моими ориентирами на протяжении всего времени урока. Спасибо вам за это!

Презентацию вы можете получить у автора статьи.