Цели:
- Систематизировать знания обучающихся об ориентирах (известных способах).
- Сформировать представления об ориентире (Солнце) и ориентировании.
- Развивать интеллект обучающихся (внимание, память, мышление), практические навыки ориентирования на местности.
- Прививать познавательный интерес к предмету.
Ход урока
I. Оргмомент
– Здравствуйте ребята. Меня зовут Юлия Алексеевна. Сегодня у вас необычный урок, много гостей. Мне очень приятно, что здесь сегодня вы – самые знающие, самые внимательные, самые любознательные...
II. Актуализация знаний
– Сегодня на урок я вам приготовила видеозагадки, попробуем их разгадать.
(Слайд № 1) «Красная площадь»
– В какой стране находится этот объект? Как вы определили?
– Какой ориентир вам в этом помог?
Историческое место – на доске.
(Слайд № 2) Фото здания Газпрома
– Определите, в каком городе находится этот объект?
– Как определили? Какой ориентир помог?
Здания – на доске.
(Слайд № 3) Фотография памятника основателям города Сургута и кинотеатра «Аврора»
– Какую улицу я задумала? (ул. Ленина.)
– Как определили? Ориентир?
Памятники, кинотеатр – на доске
– Что может являться ориентиром?
– Как могут помочь нам эти ориентиры?
Вывод: Ориентир выступает помощником при определении направления движения.
– Какие еще могут быть ориентиры? (Улицы, магазини т. д.)
– Мы выяснили, какие объекты могут быть ориентирами, а что такое ориентирование? (Ответы детей.)
– Давайте наши мнения сравним с научным понятием. У вас на партах карточки. Установите взаимосвязь между словами и правильно расположите их, чтобы получилось понятие «Ориентирование».
Ориентирование – это возможность определить свое положение на местности, направление движения. (Слайд № 4)
– Прочитайте, как толкует этот термин Ожегов.
– У кого совпало?
– Вы настоящие ученые!
III. Постановка проблемной ситуации
– Эти ориентиры помогают в городе, а если мы попадем в стойбище коренных народов севера – ханты. Они живут в городе?
– А чем они занимаются? (Слайд № 5) (Для этого им нужно уходить все дальше и дальше от дома и находить обратную дорогу. Часто они выпасают оленей в Тундре.)
– Могут ли ориентиры, которые вы назвали, помочь ханту в данном случае ориентироваться? (Нет.)
– Почему?
– А какие ориентиры тогда помогают оленеводам? (Слайд № 6) (Лес, река, солнце.)
– Давайте проверим наши версии.
– Лес. Ханты выпасают оленей в лесу? Может ли лес служить ориентиром? (Нет.) Почему?
– Река. Посмотрите на иллюстрацию. Может ли быть река ориентиром? (Нет.) Почему?
– Солнце. А может ли Солнце служить ориентиром?
– Как? Что мы знаем о Солнце? (Слайд № 7)
1) – Кто из вас знает, с какой стороны восходит Солнце?
– Как называется противоположенная от востока сторона?
– Если стоять спиной к Солнцу, какая сторона перед нами? (Север.)
– Противоположенная сторона по отношению к северу?
Вывод: Действительно, для ханты основным ориентиром в дневное время суток является Солнце.
– А вы бы хотели ориентироваться по Солнцу?
– Чему будем учиться на уроке?
(На доске – ориентирование по Солнцу.)
2) – Как вы думаете, всегда ли Солнце находится на одной высоте в течение дня?
– Когда Солнце находится в наивысшей точке? (Слайд № 8)
Вывод: Независимо от времени года, полуденное Солнце не меняет своего местоположения, поэтому, давайте проведем эксперимент.
Один ребенок – Солнце, второй – заблудившийся. (Учитель держит в руках фонарик, моделируя Солнце.)
– Как нужно встать по отношению к Солнцу днем, чтобы определить стороны света? (Ребенок встает спиной к «Солнцу».)
– Как будут располагаться стороны света от ориентирующегося? (Дети встают с табличками: север, юг, запад, восток.)
Вывод: Как определить стороны горизонта днем? Какое условие нужно выполнить? (Встать спиной к Солнцу.) (Слайд № 9)
3) Смоделируем другую ситуацию. Утро.
– С какой стороны восходит Солнце? (1-й ребенок – солнце, 2-й ребенок – ориентирующийся.)
– Как встать по отношению к Солнцу утром?
– С какой стороны должно быть Солнце утром?
– Как будут располагаться другие стороны горизонта?
Вывод: Как нужно встать по отношению к Солнцу утром, чтобы определить стороны горизонта?
4) А теперь поработайте в группах. Определить стороны горизонта вечером. Запишите их на карточках. Распределите между собой обязанности, кто из вас какой стороной света будет.
Проверка. Я ориентирующийся, с какой стороны от меня будет Солнце вечером?
– Встаньте по отношению ко мне, чтобы показать стороны горизонта.
– Проверим результаты.
Вывод: Как нужно встать по отношению к Солнцу вечером, чтобы определить стороны горизонта?
– Я предполагаю, что вы уже хорошо научились ориентироваться по Солнцу. А теперь проверим мое предположение.
(Слайд № 10) Когда утром Лена идет в школу, Солнце светит ей в лицо. В какую сторону идет Лена? В каком направлении она возвращается домой?
– Молодцы. Мое предположение оказалось верным, вы научились ориентироваться по Солнцу и теперь, когда на улице будет солнышко, сможете определить, в какой стороне от вас находиться школа.
V. Итог урока
– Давайте подведем итог нашего урока с помощью куба интеллекта. На каждой грани этого куба написано начало вопроса, задайте вопрос и ответе на него.
- Чему хотели...
- Смогли ли...
- Смогут ли...
- Где могут...
- Когда могут...
- Что было бы, если бы...
VI. Домашнее задание
Но ведь ханты хорошо ориентируются и в ночное время. А какие ориентиры могут быть ночью? Это будет вашим домашним заданием. Нарисуйте те ориентиры, которые помогут ночью.
VII. Рефлексия
Солнце – это не только ориентир, без Солнца не было бы жизни на Земле, ведь оно несет людям свет, добро, жизнь. А для меня сегодня Солнышком были вы, ребята! А ваши поднятые руки, ваш интерес к предмету и уроку, ваши ответы и полные жаждой знаний глазки служили моими ориентирами на протяжении всего времени урока. Спасибо вам за это!
Презентацию вы можете получить у автора статьи.