Тип урока:
Урок изучения нового учебного материала с использованием компьютерных технологий. За 1 урок до изучения нового материала учащиеся получают задание повторить материал по теме “Химические свойства неорганических кислот”, используя материал из курса химии 8-го класса
Цель урока:
- используя новые информационные технологии, основываясь на знаниях учащихся об общих химических свойствах кислот, полученных в курсе химии 8, 9-го класса познакомить учащихся с химическими свойствами КК, уметь их определять, давать им названия по системе IUPAC, тривиальным названиям, характеризовать их химические свойства, приводить примеры из повседневной жизни, знать их применение;
- актуализировать ЗУН для построения нового способа действий.
Оборудование: Мультимедийная установка, реактивы для проведения лабораторной работы:
- группа - пластик лимона, аскорбиновая кислота, кефир в стакане, пластик яблока, кусочек таблетки ацетилсалициловой кислоты;
- группа – уксусная кислота, метиловый оранжевый, универсальная индикаторная бумага, 2 пробирки;
- группа – уксусная кислота, магний металлический, медь, 2 пробирки
- группа - уксусная кислота, оксид магния, метиловый оранжевый, плоскодонная колба
- группа - уксусная кислота, метиловый оранжевый, гидроксид калия, гидроксид меди (II), плоскодонная колба, 1 пробирка
- группа - уксусная кислота, карбонат натрия, 1 пробирка.
Инструкция по ТБ № 1 (Приложение 1)
Ход урока
- Самоопределение к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность, определение её содержательных рамок).
Цель:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности;
- определить содержательные рамки урока: 1) Создание условий для возникновения внутренней потребности включения ребёнка в деятельность (“хочу”) 2) Исходя из решенных ранее задач - создание ориентировочной основы действий (“могу”).
Организация учебного процесса на этапе 1:
Формы работы (добрые пожелания учащимся; поддержка словом)
Действия и вопросы учителя.
Ребята, глядя на тему нашего урока (Приложение 2, слайд 1) , как вы думаете, что мы сегодня должны узнать за урок, какова цель нашего урока (сегодня мы изучаем химические свойства карбоновых кислот, т.е. в какие химические реакции они выступают). А так ли важно знать их химические свойства, для чего нам нужны эти знания? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем Бакламищеву Веронику, которая готовила сообщение о роли карбоновых кислот в нашей жизни (Приложение 2, слайд 2, гиперссылка на презентацию уч-ся. Приложение 3). Практически с кислотами приходится сталкиваться ежедневно. Немало кислот содержится и в нашей пище — фруктах, овощах, молочных продуктах, соусах, приправах, лекарствах. Ежедневно они поставляют в наш организм целый “букет” кислот: яблочную, щавелевую, уксусную, лимонную, аскорбиновую, винную, молочную, масляную. Мы сталкиваемся с кислотами не только дома. Если летом в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусает, он впрыскивает в рану яд, содержащий до 70% муравьиной кислоты. Из-за этой кислоты так жжется крапива. А тропический паук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струйкой жидкости, состоящей на 84% из уксусной кислоты. “Химическое оружие” широко используется в природе, особенно в растительном царстве. Около 800 видов растений вырабатывают синильную кислоту и используют ее как оружие межвидовой борьбы. Важна роль кислот в человеческом организме: например, аскорбиновая — поставщик витамина С.
Уксусная кислота. “Древесная кислота” (около 3 тыс. лет)
Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, была, видимо, уксусная. Знаете ли вы, что слово “уксус” происходит от греческого слова “оксос”, означающего “кислый”? Почему уксусная кислота оказалась первой, понять нетрудно. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Вначале его, видимо, выливали, потом научились использовать как лекарство, приправу к пище, как растворитель красок. В России уксус, т.е. водный раствор уксусной кислоты, называли “кислая влажность” или “древесная кислота”.
Цель нашего урока познакомиться с представителями карбоновых кислот, уметь их определять, давать характеристику их химических свойств, приводить примеры из повседневной жизни, знать их применение. Посмотрите технологическую карту к уроку (Приложение 4)
2. Актуализация знаний (подготовка мышления детей, воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия ими нового материала, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний)
Цель:
- Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала (умение работать с учебником, давать характеристику химическому веществу на основе его физических свойств);
- Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний (указать существенное свойство задания, планируемого для организации учебного затруднения).
Организация учебного процесса на этапе 2:
Формы работы (коммуникативное взаимодействие с группой учащихся, задания для самостоятельной работы, проговаривание затруднений, контроль усвоения предыдущего материала)
Задания, способы их представления, образцы эталонов и правильных решений (фиксация пройденного материала с использованием уже имеющихся знаний и умений, ответ на тест с эталоном)
Действия, вопросы учителя
Дорогие ребята! Прежде чем перейти к изучению химических свойств карбоновых кислот, нам необходимо убедиться в знании формул карбоновых кислот и их названий по системе ИЮПАК и тривиальным названиям. Давайте вспомним общую формулу КК, общее в строении карбоновых и неорганических кислот (Приложение 2, слайд 3). Сравним типы классификаций неорганических и органических кислот (Приложение 2, слайд 4). Что нам известно о способах названия КК, зафиксируем наши знания с помощью мультимедийной презентации (Приложение 2, слайд 5), и вспомним виды изомерии КК (Приложение 2, слайд 6, гиперссылка на флеш-анимацию “Изомерия углеродного скелета”. Приложение 5). Теперь выполним тест №1 на номенклатуру и изомерию КК. Это задание выполняет весь класс по вариантам, кроме 2-х учащихся (текст работы см. в Приложении 6). Двое учащихся работают с интерактивной анимацией. Первый учащийся выполняет задание по номенклатуре (Приложение 2, слайд 7, гиперссылка на флеш-анимацию “Номенклатура КК”. Приложение 7). Второй учащийся - по изомерии КК (Приложение 2, слайд 7, гиперссылка на флеш-анимацию “Изомерия КК”. Приложение 8) с последующей самопроверкой. Проверка теста осуществляется с помощью эталона и визуально поднятием руки. (Приложение 2, слайд 8).
3. Проблемное объяснение нового содержания (внимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, формулируется цель и тема урока, организуется подводящий диалог, направленный на построение нового знания, которое фиксируется вербально, знаково и схематически (эталоны)).
Цель:
- Зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) Сформулировать цель и тему урока
3) Организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания
- Зафиксировать его вербально, знаково и изобразить схематически в эталонах.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Формы работы (побуждающий или подводящий диалог; похвала...)
Проблема.
Некоторые лекарственные препараты нельзя запивать целым рядом напитков, в том числе кислые фрукты и соки, маринады, блюда с уксусом нельзя употреблять в пищу наряду с антибиотиками пенициллинового ряда и эритромицином. Как вы думаете, чем вызван данный запрет?
(Кислоты, содержащиеся в указанных продуктах, могут вступать в химическое взаимодействие с названными антибиотиками, нейтрализуя их воздействие на организм).
Можно ли прожить без знаний о КК? Может быть и можно, но, что бы себя считать образованными людьми, я думаю, мы обязаны знать, что мы едим и пьем, с чем мы имеем дело в быту. Знать, чем опасны эти вещества, с чем они могут прореагировать, поэтому нам и необходимы знания о химических свойствах КК.
Так с чем же могут реагировать КК?
Сможем ли мы сразу, без изучения нового материала ответить на некоторые вопросы нашей темы? (Ответ уч-ся основам на знании свойств неорганических кислот: “действие на индикатор, с Ме, МеО, МеОН, солями”). (Приложение 2, слайд 9). Учитель записывает на доске:
- Кислота + основание = соль + вода
H2SO4 + 2 NaOH = Na2SO4 + 2H2O
- Кислота + оксид металла = соль + вода
CuO + 2 HCl = CuCl2 + H2O
- Кислота + металл = водород + соль
2HCl +Zn = ZnCl2 + H2
Условия: - в ряду напряжений металл должен стоять до водорода - в результате реакции должна получиться растворимая соль
- Кислота + соль = новая кислота + новая соль (качественные реакции на анионы) (см. таблицу “Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей”)
Условия: в результате реакции должны получиться газ, осадок или вода.
BaCl2 + H2SO4 = BaSO4v + 2HCl
В чем состоит особенность взаимодействия кислот с веществами?
(Все реакции идут за счет отщепления иона водорода (Приложение 2, слайд 10)).
Так вот ребята, КК не исключение, поэтому они вступают в те же реакции, что и неорганические кислоты. Кроме общих химических свойств кислот, КК обладают характерными только для них (специфическими) химическими свойствами. Например, реакция со спиртами и галогенами.
Давайте познакомимся с химическими свойствами этих веществ.
Лабораторная работа “Химические свойства карбоновых кислот”
- группа. Физические свойства КК (инструкционная карта № 1. см. Приложение 9)
- группа. Действие индикатора на КК (инструкционная карта № 2. см. Приложение 10)
- группа. Взаимодействие КК с металлами до водорода (инструкционная карта № 3. см. Приложение 11)
- группа. Взаимодействие КК с основными оксидами (инструкционная карта № 4. см. Приложение 12)
- группа. Взаимодействие КК с основаниями (инструкционная карта № 5. см. Приложение 13)
- группа. Взаимодействие КК с солями менее сильных кислот (инструкционная карта № 6 см. Приложение 14)
Какие знания о веществах нам пригодились? (Ответ: “Общие свойства кислот”)
Итак, с чем же реагировали КК? (уч-ся перечисляют и фиксируют свои ответы на основании проведенной л/р)
Сможете ли Вы самостоятельно написать уравнения реакции?
(Ответ: “?”)
А давайте вспомним, как идут реакции с неорганическими кислотами, за счет отщепления какого иона? ( Иона водорода Н+)
HCl > H++Cl-
2HCl + Mg > MgCl2 + H2
Так если общая формула КК R-COOH, то какой атом будет замещаться? (R-COOH)
2R-COOH + Mg > (R-COO)2Mg + H2
Уч-ся пробуют написать уравнения реакций на доске
СН3СООН - СН3СОО- + Н+
2СН3СООН + Mg = (СН3СОО)2Mg + H2
2СН3СООН + MgО = (СН3СОО)2Mg + H2О
СН3СООН + NaOH = СН3СООNa + H2O
2СН3СООН + Na2СO3 = 2СН3СООNa + H2O + СО2^
Проверяем с помощью мультимедийной презентации (Приложение 2, слайд 11).
Кроме общих химических свойств КК вступают и в специфические реакции
Давайте обратимся к учебнику § __, страница ___, абзац ____. (самостоятельная работа с учебником) (Приложение 2, слайд 12).
С этими реакциями мы будем знакомиться в курсе химии 10 класса.
4. Первичное закрепление (изученное содержание закрепляется и фиксируется во внешней речи)
Цель:
Зафиксировать изученное содержание во внешней речи
Организация учебного процесса на этапе 4:
Ребята, давайте ещё раз повторим, что мы сегодня изучили.
Формы и способы организации учебной деятельности. По “цепочке” уч-ся повторяют все вопросы этого урока, использую свою технологическую карту. На этом этапе происходит выявление возможных затруднений и способы их коррекции.
5. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (самоконтроль и самопроверка по эталону, самоконтроль реализации нового знания, его интериоризация)
Цель:
Проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение запоминать и ориентироваться в новом материале.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Учащиеся выполняют задания по мультимедийному проектору (интерактив) и сравнивают с образцами их правильного решения (Приложение 2, слайд 13, гиперссылка на флеш-анимацию “Химические свойства карбоновых кислот”. Приложение 15).
Ребята, поднимите руку, кто ответил именно так как мы сейчас оговорили? (?)
6. Включение в систему знаний и повторение (тренировка навыков использования нового знания совместно с ранее изученным, и повторение содержания, которое потребуется на следующих уроках)
Цель:
- тренировать навыки использования нового знания совместно с ранее изученным материалом (компьютерное тестирование);
- повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (реакция этерификации).
Организация учебного процесса на этапе 6:
Формы работы (индивидуальная)
Задания, способ их представления и образцы правильного решения (запрограммированы в тесте)
Способы коррекции ожидаемых ошибок (сверка с эталоном)
Тест 2 (Приложение 16). Затем осуществляется самопроверка (Приложение 2, слайд 14).
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
- Зафиксировать новое знание, полученное на уроке
- Оценить собственную деятельность на уроке
- Оценить учебную деятельность класса
- Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности
- Обсудить и записать домашнее задание (§ 2 страница 107-108, вопрос 17(б) (1 группа) стр. 113-114, вопрос 17 (а) (2 группа) стр. 113-114) (Приложение 2, слайд 15).
Организация учебного процесса на этапе:
Вопросы учителя, направленные на фиксацию нового знания:
Подведите итог того, что мы сегодня узнали, чему научились на сегодняшнем уроке. (Ответ уч-ся: “Мы рассмотрели химические свойства КК...”).
- Анализ деятельности уч-ся на уроке, выставление отметок за урок (одна отметка, поставленная за тест, другая – за ответы в классе).
- Комментарии к домашнему заданию.
- Проверка эмоционального состояния учащихся после проведения урока, их удовлетворенность данным уроком. (Учитель в начале урока выдает самоклеющиеся эмблемы с тем, чтобы каждый ученик в конце урока смог приклеить свою эмблему на определенный остров своих ощущений, сложившихся в ходе урока) (Приложение 2, слайд 16 или Приложение 17 (плакат)).