Конспект интегрированного занятия (учитель-логопед + педагог-психолог) по теме "Восхождение на гору гласных"

Разделы: Логопедия


с обучающимися 2-го класса, имеющими задержку психического развития церебрально-органического происхождения с общим недоразвитием речи III уровня

Цель: - систематизация знаний детей о роли гласных 2-го ряда, через активизацию межанализаторных связей;

Задачи:

  • развивать речеслуховое внимание и память, фонематические представления;
  • совершенствовать зрительный гнозис и мнезис;
  • формировать операции анализа и синтеза;
  • воспитывать положительную мотивацию к обучению и доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: карта “Страна красивой речи”, индивидуальные карточки, сказочные персонажи, демонстрационно-раздаточный материал, поощрительные жетоны, пластилин, мячик.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: Наше сегодняшнее занятие необычное. Как вы думаете, почему?

(да, мы проводим его с нашим психологом – Екатериной Владимировной).

Психолог: Ребята, когда люди встречаются друг с другом, прежде всего что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Давайте по кругу скажем приветственные слова (дети встают в круг, психолог приветствует ребенка стоящего рядом, передавая ему мячик, ребенок приветствует следующего и т.д.).

II. Закрепление изученного материала

Логопед: Сегодня нам предстоит восхождение на гору “Гласных”.

<Рисунок1>

1-й вид работ. Подъем на выступ А – Я

(задание нам дает заяц)

Запишите в два столбика слоги с твердыми и мягкими согласными:

ла, ля, ся, та, са, па, пя, ря, ла, ра, ба, бя, ва, да, дя.

2-й вид работ. Подъем на выступ О - Е

Шутливый диалог двух клоунов:

- Где купили Вы сеньор этот красный помидор?

- Вот невежливый вопрос. Это собственный мой нос!

Отгадывание загадки (запись на доске) и выделение слов с парой соответствующих гласных:

- Кто рано встает,

Голосисто поет,

Деткам спать не дает? (петушок)

3-й вид работ. Игра “Помоги детенышу найти маму” (вставить гласные в слова)

Цыпл.н.к, козл.н.к, тел.н.к, порос.н.к, жереб.н.к.

По мере правильной записи детьми гласных в тетрадях психолог выставляет на доске картинки с изображением животных.

<Рисунок2>

<Рисунок3>

<Рисунок4>

<Рисунок5>

<Рисунок6>

Дети выделяют цветом и называют мягкие согласные в словах.

Вывод/ закрепление: гласные 2-го ряда делают согласные мягкими.

4-ый вид работ. Выступ У – Ю

Ребенок читает стихотворение:

На уроке я читаю,
И рисую, и считаю.
Руку тихо поднимаю.
Если спросят, отвечаю.

(по мере прочтения дети определяют на слух и поднимают букву У или Ю)

III. Физминутка

“Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать.
Этот пальчик уж уснул.
Этот пальчик прикорнул.
Этот очень долго спал –
А потом будить всех стал:
Встали пальчики, ура!
Нам писать опять пора!”.

Логопед: Поправьте меня “лог”, “спять”, “ стял”, “уря”.

IV. Тренировочные упражнения

1-ый вид работ. Подъем на выступ Ы – И

Спишите текст в тетрадь, заменяя окончания слов по смыслу на буквы Ы или И.

У (лиса и белка) пушистый хвост.

У (сосна и елка) зеленые иголки.

У (береза и ольха) сережки.

(хором и индивидуально дети проговаривают окончания слов).

2-ой вид работ. Восхождение на выступ Э – Е

Психолог: дети, отгадайте загадку:

Я молчу – оно молчит.
Я кричу – оно кричит.
Лучше с ним играть в горах…
Ах… Ах…Ах… (эхо)

С какого звука начинается слово ЭХО?

А теперь следующая загадка:

Неизвестно, где живет,
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь (ветер).

Какие гласные звуки в слове ВЕТЕР?

Вылепите из пластилина буквы Е и Э.

“Где, чей шарик?”

На доске картинка, на которой нарисованы дети, они держат воздушные шарики, а нитки у шариков перепутались, психолог по очереди вызывает к доске детей и задает вопросы.

Психолог:

1) Эмма держит красный шар.

Найди Эмму.

2) Элли держит синий шар.

Найди Элли.

3) Какой шар держит Эдик?

4) Какой шар остался у собачки?

5) С какой буквы начинаются имена всех детей?

<Рисунок7>

Найдите на своих партах листочки с изображением буквы Э и заштрихуйте эту букву сверху вниз.

“Составь слова”

Психолог: дети, на листочках написаны слоги, составьте слова из слогов на одинаковых рисунках, соедините их линиями, подчеркните букву Е.

<Рисунок8>

- Вот мы с вами поднялись на вершину горы и очутились в волшебном замке, полном сюрпризов и неожиданностей. Здесь нас ждут заслуженные награды.

(идет подведение итогов занятия):

Номинации – “лучший альпинист”

“самый внимательный”

“эрудит”

“настоящий друг”

“юный художник” и т.д.

V. Итоги занятия. Выводы.

Литература

  1. АНМЦ “Коррекция и развитие” [Электронный ресурс] / Е.Д. Худенко. М., 2007.
  2. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст] / Н.В. Бабкина //Дефектология. - 2006 - №4.
  3. Дошкольник. Младший школьник : журнал. – 2007. - №6.
  4. Практическая психология и логопедия: журнал. – 2008. - №1.
  5. Шевченко, С.Г. Развитие познавательных способностей [Текст] / С.Г. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – 2006. - №4.
  6. Юрова, Е.В. Коррекция письменной речи: пособие по логопедии. Нач. школа [Текст] / Е.В. Юрова. – М.: “Аквариум”, 1998. – 208 с.