Цель урока:
1.Проверить знания по теме: “Электрический ток”.
2.Развивать логическое мышление, практические умения и навыки, интерес.
Для этого урока заранее готовлю 5 учеников из числа знающих и интересующихся физикой. Они сдают зачет учителю. Перед уроком расставляю парты по 2 вместе. Таких спаренных парт должно быть 5, по числу этапов-заданий. На каждой паре парт стоит табличка с названием. Каждый ученик должен пройти все 5 этапов, за каждый получает оценку от консультанта. А учитель выставляет итоговую оценку в журнал. Ученики к данному уроку готовят листочек - зачетную книжку, где написаны названия всех этапов, напротив которых консультанты поставят оценку со своей росписью. Например, в развороте “зачетка” может выглядеть так:
Зачетная книжка Иванова Андрея 8А |
“Лото”- “Игра в карты”- “Кубики”- “Очумелые ручки”- “Напряги извилину”- |
“ЛОТО” На столе лежит плакат с единицами измерения. Консультант выдает ученику 4-6 карточек с физ. величинами. Необходимо положить карточку с физ. величиной на соответствующую ей единицу измерения на плакате.
В |
А |
Ом |
Дж |
Кл |
С |
Втч |
мм2 |
М |
Вт |
кг |
Рисунок 1 – Плакат для лото
A |
P |
R |
I |
U |
Q |
L |
? |
q |
t |
“ИГРА В КАРТЫ”
Играть могут одновременно 3-4 человека, в зависимости от количества составленных карт. Карты составлены таким образом, что на одной начало фразы, а побить эту карту нужно той на которой продолжение данной фразы. Таких карт можно составить 10-12.
1.Силой тока называют физическую величину, равную…
2.Напряжение - физ. величина равная…
3. Сопротивление- характеристика проводника, можно рассчитать как…
4. …отношению заряда ко времени.
5….отношению работы тока по перемещению заряда к величине этого заряда.
6….отношению произведения удельного сопротивления и длины проводника к площади поперечного сечения.
1 карту “побьет” 4, 2-5, 3-6.
У участника игры может быть карта, как с началом фразы, так и с окончанием этой фразы. Консультант следит за правильностью ходов. Если кто-то не увидел ответ у себя, то оценка снижается.
“КУБИКИ”
На каждой грани куба написана формула. Необходимо определить какой физической величине принадлежит выпавшая формула.
Каждый ученик бросает кубик не менее 3 раз. Если 3 раза ответ верен, то ставится 5, если 2, то 4, но а если 1-3.
“ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ”
На столе лежат: амперметры, вольтметры, лампы, резисторы, источники тока, провода. На парте также лежат 5 карточек с заданием. Ученик вытаскивает одну карточку. На карточке написано задание на сборку электрической цепи. Т.о. одновременно за этим столом могут работать 5 человек.
Например: Собрать электрическую цепь, состоящую из источника, амперметра, лампы и резистора, соединенных последовательно, вольтметра, измеряющего напряжение на лампе. Нарисуйте схему. Чему равна сила тока в цепи, напряжение лампы.
“НАПРЯГИ ИЗВИЛИНУ”
На столе лежат 10 карточек с задачами, а также чистые листочки, где ребята будут решать задачи. Ученик вытаскивает одну задачу среднего уровня. За столом может работать одновременно 5 человек. Консультант, который все эти задачи уже решил, быстро проверяет ответы.
Например: Определите силу тока медного проводника длиной 5м и площадью поперечного сечения 0,5 мм2 , находящегося под напряжением 1 В.(?=0,017Ом?мм2/м)
Т.О. за урок каждый ученик выполнил 5 различных заданий. За такой урок никто 2 не получал, т.к. задания есть на любой вкус и уровень. Учитель выставляет среднюю оценку в журнал. Во время урока учитель осуществляет лишь общий контроль, направляет ребят за тот стол, где свободно. Практически ученики проводят урок самостоятельно.