"Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе с использованием программно-аппаратного комплекса "Волна"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Современные условия жизни, являются источником большого количества стрессовых факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое благополучие детей. Одним из них является школа. Поступление ребенка в первый класс, переход из одного звена в другое, смена класса, школы, педагога; ЕГЭ, ГИА, контрольные работы; необходимость длительного поддержания произвольного внимания на высоком уровне; ограничение подвижности; неправильное поведение учителя, недоброжелательное отношение сверстников; неуспешность обучения; учебная перегрузка и нервно-психическое переутомление — все это зачастую создает ситуации, когда ребенок не в состоянии разрешить собственные проблемы без ущерба для своего развития и здоровья.

Период адаптации ребенка к обучению в школе несет большое количество стрессовых ситуаций, которые значительно влияют на его иммунитет, физическое и психическое развитие. Это приводит к частым болезням, а отсюда и к снижению успеваемости ученика, формированию вредных привычек как способу справиться со стрессом. Стрессовые нагрузки могут приводить к нарушениям внимания, способности к обучению, поведения, развития ребенка, снижению его адаптационных возможностей, появлению эмоциональных нарушений и соматических заболеваний.

Мы не можем предотвратить действие стрессовых факторов. Но в наших силах избежать негативных последствий стресса. Для этого необходимо научится регулировать свое состояние, успокаиваться, снимать избыточное напряжение, то есть научиться навыкам саморегуляции, которые позволяют “договариваться” со своим организмом и восстанавливать исходное равновесие.

Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе с использованием программно-аппаратного комплекса “Волна”, направленного на формирование навыка произвольной регуляции дыхания, позволяет обучить детей разрешать проблемные ситуации с минимальными затратами для собственного здоровья, предупредить трудности в обучении.

Данная программа опирается на методический материал, разработанный специалистами НПФ “Амалтея”.

Цели и задачи программы

Цель программы: создание условий для адаптации ребенка к школе через обучение навыку диафрагмального дыхания

Задачи программы.

  1. Сформировать навыки произвольной регуляции концентрации внимания и переключения внимания.
  2. Снизить выраженность тревожных состояний.
  3. Повысить самооценку ребенка.
  4. Улучшить общий фон настроения детей.
  5. Обеспечить профилактику психосоматических заболеваний.
  6. Подготовить ребенка к увеличению психической и физической нагрузки в школе.

Организационно-методические особенности проведения занятий

Курс занятий состоит из двух этапов: информационно-практического и практического. В него входит 17 занятий. Этой программе предшествует диагностическое обследование эмоционально-личностной и познавательной сферы детей. После курса занятий необходима повторная диагностика с целью выявления динамики развития и адаптации обучающихся.

Продолжительность занятия составляет 15-20 минут. Периодичность занятий в неделю - 2 раза. Форма работы с детьми – подгрупповая, по 4-5 человек.

Структура занятия

В плане каждого занятия целесообразно предусматривать такие части:

  1. вводная часть включает: ритуал приветствия; разминку, которая представлена упражнениями, позволяющими настроиться на основную работу;
  2. основная часть занимает большую часть времени и предназначена для рассмотрения в теоретическом и практическом плане вопросов основного материала;
  3. заключительная часть включает: подведение итогов, рефлексия занятия; ритуал прощания.

Содержание занятий

Тема занятия

Цель

Задачи

Методы и приемы, структура работы

1

Знакомство Установление доброжелательного контакта с детьми 1. Познакомиться с детьми

2. Установить доброжелательные взаимоотношения в группе

3. Сформировать представления детей о целях занятий

Игры

“Давайте поздороваемся”, “Имя и движение”; упражнение

“Я дышу по-разному”.

Беседа, объяснение

2-4

Диафрагмаль-ное дыхание Формирование представлений у детей о дыхании, работе сердца, ознакомление с техникой диафрагмального дыхания 1. Установить доброжелательные взаимоотношения в группе

2. Тренировать диафрагмальный вдох

3. Тренировать диафрагмальный выдох

4. Повысить самооценку ребенка

Игра “Прошепчи имя”, “Все вместе”,

“Что я люблю делать”, “Мыльные пузыри”,

игра “Отгадай по запаху”, упражнение “Загони мяч в ворота”

5

Знакомство с компьютер-ной программой “Волна” Ознакомление детей с режимами работы по программе “Волна” 1. Формировать представления о работе с компьютерной программой “Волна”

2. Способствовать осознанию ребенком связи между своими движениями и изменениями, которые происходят в игре

Игра “Давайте поздороваемся”, “Пузырьки”, показ работы на компьютере. Компьютерная диагностика дыхания,

игра “Бабочка”

6-8

Постановка дыхания Постановка диафрагмального дыхания с помощью компьютерной программы “Волна” 1. Снять эмоциональное напряжение, тревожность

2. Оптимизировать психофизиологическое состояния детей

3. Развивать умение психологического контроля через контроль за физиологическим состоянием организма

Игры “Давайте поздороваемся”, “Почесать спинку”, “Аплодисменты по кругу”, работа по программе “Бабочка”,

отдых “Слайды”,

работа “Столбик”,

отдых “Видео”,

работа “Полоса”

9-12

Обучение навыку диафрагма-льного дыхания Обучение диафрагмальному дыханию с помощью программы “Волна” 1. Снять эмоциональное напряжение

2. Оптимизировать психофизиологическое состояние детей

3. Развивать умение психологического контроля через контроль за физиологическим состоянием

4. Совершенствовать навык диафрагмального дыхания

Игры “Почесать спинку”, “Давайте поздороваемся”, “Все вместе”.

Работа по программе: “Полоса”,

отдых “Слайды”,

работа “Бабочка”,

отдых “Видео”,

работа “Слайды”

13-17

Закрепление навыка диафрагма-льного дыхания Контроль и совершенствова-ние навыка 1. Диагностировать навык диафрагмального дыхания

2. Совершенствовать навык диафрагмального дыхания

3. Способствовать снятию эмоционального напряжения

4. Формировать навык самоконтроля

Игры на приветствие и установление доброжелательных взаимоотношений. Работа “Бабочка”, отдых “Слайды”, работа “Преобразования”,

отдых “Видео”, работа “Стрессовые слайды”

Занятие 1

Тема: Знакомство.

Цель: Установление доброжелательного контакта с детьми.

Задачи:

1. познакомиться с детьми;

2. установить доброжелательные взаимоотношения в группе;

3. сформировать представления детей о целях занятий.

Ход занятия

Вводная часть

Упражнение  “Давайте поздороваемся” (3 мин.)

Цель: формирование положительной установки на занятие посредством двигательной активности.

Ведущий: Как вы думаете, что делают люди при встрече друг с другом? (Они здороваются.) А как люди здороваются друг с другом? Что же они желают друг другу при встрече? Я предлагаю вам поздороваться за руку друг с другом.

Затем детям предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной и т.д. и выдумать свои необычные способы приветствия и поздороваться ими.

Основная часть

Игра “Имя и движение” (5 мин.)

Цель: Установление доброжелательных взаимоотношений в группе.

Инструкция. Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение — руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение. После этого тот же ученик произносит свою фамилию и делает еще одно, уже другое, движение. И снова мы все вместе становимся эхом. Мы говорим хором его фамилию, и все повторяем его движение.

Анализ упражнения:

- Чьи имена тебе было легко запомнить?

- Чьи имена ты забывал?

- Чьи движения тебе понравились больше других?

Упражнение “Я дышу по-разному” (4 мин.)

Мы дышим, когда играем, спим, кушаем. Все мы умеем дышать и дышим всегда. Но дышим по-разному. Мы можем дышать часто через рот, как собачки в жару. Давайте попробуем. Тогда мы вдыхаем вот столько воздуха (психолог надувает маленький воздушный шарик). Можем дышать грудью. Давайте попробуем (дышим, выпячивая грудь). Так мы вдыхаем вот столько воздуха (надуваем больший по размеру шарик). А можем дышать глубоко, животиком. И тогда вот какой у нас получится шарик (надуваем самый большой и яркий воздушный шарик). Мы все умеем дышать, и все мы не задумываемся о том, как мы это делаем. Но от того, как мы дышим, зависит очень многое в работе нашего организма. В ходе наших занятий, мы будем учиться правильно дышать. Дышать так, чтобы нашему сердечку было удобно работать; так, чтобы мы чувствовали себя спокойно и уверенно; так, чтобы наше настроение было хорошим и веселым.

Показ и объяснение назначения оборудования (2 мин.)

Заключительная часть (4 мин.)

Рефлексия занятия:

- Что узнали нового?

- Что понравилось в занятии?

Прощание.

Занятие 2

Тема: Диафрагмальное дыхание.

Цель Формирование представлений у детей о дыхании, работе сердца, ознакомление с техникой диафрагмального дыхания.

Задачи: 1. Установить доброжелательные взаимоотношения в группе

2. Тренировать диафрагмальный вдох

3. Тренировать диафрагмальный выдох

4. Повысить самооценку ребенка

Ход занятия

Вводная часть

Игра “Прошепчи имя” (5 мин.)

Цель: помочь детям наладить контакт друг с другом.

Инструкция. Встаньте так, чтобы было достаточно свободного места... Начните ходить по классу... При этом подходите к разным детям и шепчите им на ушко свое имя...

Теперь, пожалуйста, остановитесь... Сейчас вам нужно будет подходить к разным детям и шептать им на ушко теперь уже не свое, а их имена. Если вы не помните чьего-то имени, то попытайтесь угадать его. Ваш партнер поправит вас, если вы ошибетесь.

Анализ упражнения:

- Узнал ли ты, как кого зовут?

- Чье имя тебе было труднее всего запомнить?

- Чье имя тебе нравится больше всего?

- Доволен ли ты своим собственным именем?

Основная часть

Рефлексия предыдущего занятия (2 мин.)

Упражнение на диафрагмальный вдох “Воздушный шарик” (7 мин.).

Представьте себе, что у вас в животе поселился маленький-маленький воздушный шарик. Ему очень нравиться, когда его надувают и сдувают. Попробуйте надуть его. Чтобы надуть его большим, воздух надо вдыхать через нос. Давайте посмотрим, у кого шарик получился самый большой. А теперь попробуйте надуть животик больше, чем я успею надуть воздушный шарик. При вдохе надувается только живот, грудная клетка остается неподвижной.

Чтобы помочь детям произвести правильный вдох, можно при вдохе класть им руку на живот и просить её вытолкнуть.

Заключительная часть (4 мин.)

Рефлексия занятия. Прощание.

Занятие 3 (продолжение темы)

Ход занятия

Вводная часть

Игра “Все вместе!” (3 мин.)

Цель: снятие эмоционального напряжения, обеспечение возможности действовать сообща.

Ведущий заранее делит детей на 2 группы.

-  Вы видите перед собой на полу небольшой остров (составленный из газет). Мне очень интересно, сколько человек может поместиться на этом островке? Чья команда быстрее всех разместится на острове, та и победит.

Усложнение задачи: уменьшение пространства газеты. Игра выполняется под музыку.

Основная часть

Рефлексия предыдущего занятия (1 мин.).

Игра на диафрагмальный вдох “Отгадай по запаху” (5 мин.)

Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий (2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром).

А. “Парные коробочки”: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из другого набора.

Б. “Поставь по порядку”: коробочки выставлены в определенном порядке, ребенок нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”. Усложнение возможно за счет увеличения количества коробочек.

Упражнения на диафрагмальный выдох “Мыльные пузыри” (5 мин.).

- Давайте устроим соревнование: кто сможет выдуть самый большой пузырь? Чтобы пузырь был очень большой, его нужно надувать очень медленно.

При выдохе живот втягивается, как бы выталкивая воздух. Выдох должен быть свободным, а мышцы на лице при этом расслабленны. Чтобы помочь детям произвести правильный выдох, можно при выдохе класть им руку на живот и чуть-чуть надавливать на брюшную стенку. Обращаем особое внимание на движение брюшной стенки.

Упражнение “Загони мяч в ворота” на формирование длительного выдоха (5 мин.).

Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) “мячик”, дети в парах попеременно дуют на него, перекатывая по столу.

Заключительная часть (2 мин.)

Рефлексия занятия. Прощание.

Занятие 4 (продолжение темы)

Ход занятия

Вводная часть

Упражнение “Что я люблю делать” (5 мин.)

Цель: дать каждому ребенку возможность рассказать о себе, проявив при этом оригинальность и артистизм.

Инструкция. Я хотела бы, чтобы мы лучше узнали друг друга. Для этого я хочу предложить вам следующую игру. Один из нас выберет что-то, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам это. Все остальные внимательно смотрят, что делает выступающий, и пытаются угадать, что он хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму, поблагодарив нас за внимание, мы можем начать высказывать наши догадки. После того, как все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После обсуждения будет выступать следующий. Анализ упражнения:

- Из выступлений каких детей тебе удалось понять, что они любят делать?

- Кто из детей любит делать то же, что и ты сам?

- Кто из выступавших удивил тебя своими увлечениями?

- Трудно было тебе отгадывать?

Основная часть

Рефлексия прошлого занятия (2 мин.).

Упражнение на объединение фазы диафрагмального вдоха и выдоха (4 мин.).

Мы с вами уже умеем правильно вдыхать и правильно выдыхать воздух, давайте попробуем сделать это вместе. Вспомним про наш шарик в животе и надуем его. А теперь попробуйте сдуть его медленно-медленно. Выдувайте воздух так, как будто вы дуете на перышко. Важно следить, чтобы каждый ребенок дышал в удобном для себя темпе, не подстраиваясь под других детей.

Упражнение “Качели” (4 мин.).

Откиньтесь на спинки стульчиков, устройтесь поудобнее. Я раздам вам игрушки. Давайте попробуем укачать наших маленьких друзей, им пора спать. Положите их себе на живот. На вдохе - они качнутся вверх, на выдохе - вниз. Так они быстро заснут!

Заключительная часть (4 мин.)

Рефлексия занятия. Прощание.

Занятие 5

Тема: Знакомство с компьютерной программой “Волна”.

Цель: Ознакомление детей с режимами работы в программе “Волна”.

Задачи: 1. Формирование представлений о компьютерной программе “Волна”.

2. Осознание ребенком связи между своими движениями и изменениями, которые происходят в игре.

Ход занятия

Вводная часть

Упражнение  “Давайте поздороваемся” (2 мин.)

Основная часть

Игра “Пузырьки” на объединение фазы диафрагмального вдоха и выдоха (4 мин.).

Проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).

Практический этап.

Дети садятся за компьютеры. “Перед вами компьютер и еще один маленький прибор. Этот прибор может слышать, как вы дышите, и рассказывать об этом компьютеру. Если вы сможете дышать так, как мы научились на занятиях, то компьютер сможет показать тебе мультфильм про бабочку. Давай посмотрим, как это происходит” (проводится демонстрационная сессия в режиме эмуляции игры “Бабочка”).

Заключительная часть (2 мин.)

Рефлексия занятия. Прощание.