Актуальность
Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.
Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне неё. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работе, как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
Проанализировав некоторые программы по экологическому воспитанию младших школьников, мной была разработана и опробирована программа по экологическому воспитанию младших школьников “Юный ЭКОлог”.
Цель кружка “Юный ЭКОлог” – развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формировать у учащихся элементов экологической культуры.
Кружок “Юный эколог” призван решать следующие задачи:
- расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе природоведения, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
- формирование готовности к активной природоохранной деятельности, т.е. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса по окружающему миру, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды; воспитание ответственного, бережного отношения к Природе.
Кружок “Юный ЭКОлог” предназначен для 3-4-х классов четырехлетней начальной школы и рассчитан на два года, 68 занятий (2 ч в неделю).
Тематика занятий во многом определяется сезоном года.
Каждое занятие состоит из двух частей:
- Первая , из которых имеет целью формирование у детей новых природоохранительных и нравственных понятий, а также коррекция, развитие экологических установок личности, преодоление антропологического прагматического отношения к природным объектам – эта цель реализуется виде проведения вначале занятия эколого-психологического тренинга или чтения учителем экологической сказки.
- Вторая, вносит элемент занимательности, повышая активность ребенка - это конкурсы, викторины, мини-спектакли, загадки, рисование по теме.
Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов организации работы кружка “Юный эколог” — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий была включена информация о состоянии природы родного города и области.
Таким образом, основным методом краеведческой работы школьников, в кружке будет являться наблюдение, а так же описание, коллекционирование, “фотосъемка в природе” (фотосъемка птиц, пейзажей).
Программа работы кружка строилась таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких блоков, как познавательный, познавательно-развлекательный, общение с представителями растительного и животного мира.
Содержание познавательного блока занятий кружка составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе. Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Для того чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и др.
Активизации деятельности младших школьников в кружке способствует разнообразие форм работы: снятие в рабочей комнате продолжаются экскурсиями в музей и в природу; коллективные творческие дела завершают выставки, встречи с интересными людьми, викторины, экологические праздники, изготовление стенгазет, коллажей, альманахов и т.д.
Содержание учебного материала кружка для наглядности можно разделить на плоскости и сферы:
“Горизонтальные” плоскости, определяют объем осваиваемой ребенком окружающей среды:
- среда, связанная с ближайшим окружением ребенка (домашние растения и животные, школа, двор, село);
- экосистемы ближайшего окружения (водоем, поле, болото);
- сложные экосистемы (лес, пустыня, степь).
“Вертикальные” плоскости, определяют качественный уровень взаимодействия со средой:
-
познавательная деятельность (посещение
лекционных занятий, выступление с докладами,
просмотр видео фильмов и др.);
практическая деятельность (высаживание
растений, полив цветов, уход за домашними
животными и др.);
творческая деятельность (рисунки,
стенгазеты, коллажи, конкурсы и др.).
Обозначенные горизонтали и вертикали пересекают три сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром: с природой, с социумом, с самим собой (Рисунок 1).
Содержание дополнительной образовательной программы “Юный ЭКОлог”
Раздел I. Ведение в экологию.
Тема №1. Что такое экология?
Общая и частная экология. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты.
Тема №2. Голубая планета Земля.
Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему бывают день и ночь. Стадии развития земли. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений.
Раздел II. Неживая и живая природа. Путешествие по карте.
Тема №3. Объекты неживой природы.
Камни, песок, воздух, вода, почва. Пассаты-ветры дующие всегда. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц. Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле. Озёра это голубые глаза Земли. Чистая вода Байкала. Хранилища воды на суше. Как снег становится льдом. Во власти вечной мерзлоты.
- Практическая работа (деятельность) - Опыты с водой (живая вода, вода под микроскопом);
- Ищем на карте пещеры, водопады - фото (или картинки) - где бывали - отмечаем на карте.
Тема №4. Лес - многоэтажный дом (или под сенью зеленого леса).
Типы лесов. Растения, формирующие лес. Структура леса. Леса умеренных широт. Лиственные и хвойные леса. Пойменные леса. Тропические леса. Субэкваториальные леса. Горные леса. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Лес как планетарное явление. Пространственное распределение лесов. Животный мир лесов, его разнообразие. Леса-лёгкие Земли. Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания.
• Практическая работа (деятельность) - Экскурсия в лес, посадка деревьев, очистка леса от мусора.
• Путешествия в лесные заповедники, в тайгу и т.д. (не забыть Москву) - отмечаем на карте
Тема №5. Многообразие животных и растений.
Дикие животные, их виды. Домашние животные их виды и приносимая человеку польза (или три занятия - по птицам и животным леса и по домашним животным).
Животные, содержащиеся в уголке природы. Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами. Деревья и кустарники, произрастающие в Западной Сибири. Лесная аптека Взаимодействие различных типов растений между собой. Конкуренция растений и что она означает. Комнатные растения Общие правила ухода за растениями. Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в уголке природы.
• Творческая работа - Животные. Оригами или флористика - композиция (открытка) из сухих растений
• Путешествия на дачи, в деревни - о домашних животных - на карте.
Тема №6. Планете имя - Океан. Океан – моря – озера - реки.
Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и глубинные морские животные. Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). Всепланетный океан. Уровень мирового океана. Приливы и отливы. Куда текут океанские воды Гольфстрим - водяное отопление Европы. Волны на воде. Айсберги -плавающие ледяные горы.
- Творческая работа - коллективная работа “Подводный замок”
- Ищем на карте океаны и моря. Фотографии путешествий на моря, реки, озера - отмечаем на карте.
Тема №7. Что могут рыбы?
Удивительное в животной среде (притворство и отпугивание, превращения и брачные ритуалы). Тайны животных (массовые миграции, самоубийства китов). Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы? Электрические рыбы. Могут ли рыбы жить без воды? Как рыбы летают? Знакомство с обитателями аквариума.
• Просмотр видеофильмов: “Живые обитатели
морских глубин”, “Акулы”.
Тема №8. Есть ли жизнь в Арктической пустыне?
Природа и животный мир Арктики.
- Творческая композиция - Царство Снежной королевы (или формы снежинок)
- Картинки или истории - на карту
Тема №9. Горячее солнце пустыни.
Природа и животные пустыни.
- Аппликация из клякс - животных
- Отдых в Египте и др. - на карту
Раздел III. Человек и природа.
Тема №10. От динозавров до человека.
Как возникли и почему вымерли динозавры. Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров.
(Где жили динозавры - на карту -дать возможность оторваться тем, кто не путешествовал в Египет)
Тема №11. Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы.
Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Непосильная тяжесть городов. Отходы и свалки. Влияние водохранилищ, а также ГЭС и ТЭЦ на экосистему городов и посёлков. Влияние автомобильного транспорта на экологию. Глобальное потепление климата, в чём причина и чем это грозит человечеству и всему живому на Земле. “Зелёные”- чем занимается и что пропагандирует данная организация.
- Экскурсия по городу “Приспособление растений и животных к жизни в городах”.
- Собираем материал - фотографии по микрорайону.
Тема №12. Человеческий организм.
Человек - часть природы. Как мы растём9 Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Что вызывает сны? Как циркулирует кровь? Как определить группу крови? Что такое переливание крови? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки (неправильное питание, не делаем зарядку и т.д.).
• Правила здорового образа жизни.
Тема №13. Загадки космоса.
Тайны вселенной. Есть ли жизнь на других планетах? Созвездия и галактики. Что такое Млечный Путь? Что такое падающие звёзды? Что такое комета? Почему астрономы полагают, что на Марсе может быть жизнь?
• Экскурсия в планетарий.
Тема №14. Экология Москвы. Проверь экологию своего района.
• Выступление с сообщением. Дискуссия.
Итоги работы кружка подводятся после каждого тематического изучения, которые принято заканчивать общественно полезными работами, природоохранительными акциями, конференциями: “Днем птиц”, “Днем Нептуна”, “Днем продовольствия”, субботниками, пропагандой экологических знаний среди школьников; изготовлением стенгазет, коллажей, альманахов и т.п.
Успех работы кружка в значительной степени будет зависеть от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений виднейших мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов прославляющих родную природу. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность - вот необходимые условия проведения кружковой работы с младшими школьниками.