Презентация "Формирование ключевых компетентностей обучающихся в рамках мотивационной системы, имеющей место в образовательном процессе"

Разделы: Математика


Формирование ключевых компетентностей – (компетентность- это способность  делать что-то хорошо или эффективно, это способность соблюдать установленный стандарт,  применяемый в каком-либо виде деятельности; Компетентность - это способность отдельной личности правильно оценить сложившуюся ситуациюи принять в связи с этим соответствующее решение, позволяющее достигнуть практического или иного значимого результата; Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Перечень ключевых компетенций, который я привожу ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе:

  • социальная;
  • коммуникативная;
  • технологическая;
  • рефлексивная;
  • информационная.

Более подробно о содержании каждой я скажу ниже.

Обучающихся обусловлено реализацией не только обновления содержания образования, но и адекватных (адекватность методов – к месту, времени, возрасту) методов и технологий обучения через мотивацию обучающихся на успешное обучение.

Детская мотивация заниматься математикой (не считая таких, как “чтобы не обсчитали в магазине” или “чтобы смешивать в нужных пропорциях ингредиенты торта”) оказывается разнообразной.

Например, математика нужна им для формирования духовного облика, здесь мы говорим о формировании социальной компетентности; развития необходимых черт характера (терпения, трудолюбия) – формирование рефлексивной компетентности. Кому-то занятие этой наукой придает уверенности в себе - формирование коммуникативной компетентности, кто-то рад, что узнает об интересных людях, открытиях – формирование информационной компетентности. Некоторым математика приятна как наука, большинство осознает ее необходимость в будущей профессии - формирование технологической компетентности.

Как же выполнять задачу формирования компетентностей учеников? Что должен сделать для этого преподаватель, и какой результат может свидетельствовать о формировании компетентности учеников?

Содержание и методика преподавания математики имеет специфические признаки относительно формирования компетентностей учеников. На конкретных примерах можно показать возможности формирования основных групп компетентностей учеников на уроках математики в рамках мотивационной системы, напомнив, что мотивация – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. (А.К. Маркова)

Преодоление нежелания учиться осуществляется через перестройку всей личности учащегося, т.е. необходимо взять на “вооружение” методы и приёмы не преподавания предмета, а в ходе его преподавания формировать ключевые компетентности. В этом случае наиболее легко поддается изменению мотивация школьников.

Я предлагаю для поддержания мотивации использовать креативные (творческие) задания. Значительно труднее реализовать интеллектуальные особенности школьника. Для того чтобы повысилась Обучаемость (определение), необходима длительная работа педагога, способствующая общему умственному развитию, направленная на формирование приемов умственной деятельности школьника. Именно поэтому ученикам, с одной стороны, необходимо предлагать задания с запланированным успехом, а с другой, задания, вызывающие интеллектуальные затруднения.  

Ключевая идея нашего подхода к учащимся с низкой мотивацией учения заключается в том, что на основе психолого-педагогической диагностики учащихся учителем разрабатывается система индивидуальных заданий с постепенным возрастанием роли ученика в осуществлении образовательного маршрута. 

Система индивидуальных заданий, основанная на результатах психолого-педагогической диагностики, предлагаемая ученику с целью изменения уровня его учебной мотивации и создания ситуации успеха на уроке, а также развития ученика в зоне его ближайшего развития (написать), используемая на уроках математики получила название “Карта успешности” (или технологическая карта)

“Карта успешности” может быть рассчитана на учебный год, учебную четверть, учебную неделю, урок и опирается на формирование КК , включает в себя следующие этапы: БУКЛЕТЫ

1ю Обучение учащихся самооценке собственной деятельности.

Это важный этап, который является эффективным средством обучения школьников самооценке с помощью следующих приемов:

содержание

компетентность

Сравнения результатов своей деятельности с эталоном - образцом полного и правильного ответа; взаимооценки;

Технологическая

Рефлексивная

Информационная

Коммуникативная (при условии работы в парах, в группе)

Наиболее эффективным на наш взгляд является сравнение результатов своей деятельности с образцом, так как использование этого приема занимает немного времени на уроке, не отвлекает ученика от оценивания своей работы и вызывает у него интерес.

2.Обучение учащихся самоконтролю.

содержание

компетентность

Умение отслеживать время, определять степень трудности задания, готовность эту трудность преодолеть и необходимость помощи учителя

Технологическая

Рефлексивная

Информационная

Коммуникативная (при условии работы в парах, в группе)

Перед работой детям можно предложить письменно ответить на вопросы:

  1. Сколько времени тебе потребуется для выполнения задания?
  2. Потребуется ли тебе помощь учителя?
  3. Как ты готов выполнить задание: целиком - на “5”; с недочетами — на “4”; с ошибками - на “3”?

После этого ученики выполняют упражнения, а учитель фиксирует реально затраченное время и необходимость своей помощи. Выполнив задание, учащиеся, получив образец правильного и полного ответа, сравнивают по нему свою работу и снова отвечают на предыдущие вопросы теперь уже фактически.

Опыт показывает, что этот этап самый длительный, так как ученику, долгое время находящемуся на позиции объекта, трудно осознать себя субъектом учебной деятельности.

3. Обучение учащихся выбору при выполнении учебных действий.

содержание

компетентность

Формирование набора предпочтительных учебных действий для обучающегося - “Технология внутренней дифференциации”

Технологическая

Рефлексивная

Информационная

Коммуникативная

4. Обучение учащихся целеполаганию.

содержание

компетентность

Создание ситуации целеполагания в индивидуальной самостоятельной работе на уроке.

Технологическая

Рефлексивная

Информационная

 Проектирование Карты успешности включает в себя:

1. Психолого-педагогическую диагностику мотивационной сферы ученика, выявляющей причины низкой и высокой мотивации учения. Цель педагогической диагностики заключается в том, чтобы выявить особенности мотивационной сферы учащихся с низкой и высокой мотивацией к обучению.

В этом году результаты диагностики показали:

ДИАГНОСТИКА

2. Определение уровня обучаемости ученика. Обучаемость определяется уровнем интереса к предмету, и объемом усвоенных знаний, и уровнем развития общеучебных умений и навыков, и психофизиологическими особенностями личности. Может быть проведено на основе любой из существующих методик.

3.  Систему креативных заданий для индивидуальной самостоятельной работы ученика, поддерживающих мотивацию его обучения (в зоне актуального развития), задания на интеллектуальное развитие ученика (в зоне ближайшего развития).

Я предлагаю вам рассмотреть таблицу , которая позволяет определить технологию формирования компетентностей на уроке математики в 6 классе. (составлена и дополнена на основе табличного материала учителя математики Иванютиной Виктории Николаевны):

Группы компетентностей

Постановка мотивации

Технологии формирования компетентностей

Социальная

Умения:

  • делать выбор;
  • принимать решения;
  • брать ответственность;
  • бесконфликтно сосуществовать;

стимулирование познавательной активности учащихся;

упор на деятельность ученика;

обеспечение сотрудничества;

Технологии 1-го уровня сложности:

1) задание на опознание, содержание одну мыслительную операцию, выбор альтернативы “да” или “нет”;

2) на различение – содержат в себе “помехи”, создаваемые наличием вариантов ответов, один из которых верный;

3) на соотнесение – предполагает разделение фактов или явлений на группы по определенному признаку;

4) на поиск основания для классификации, при выполнении которого школьнику необходимо выявить основание или признак для разделения фактов на группы;

5) на воспроизведение фактов, чисел, названий, требующее от ученика точного их воспроизведения;

6) на воспроизведение правил, понятий, теорем, выводов, что требует от ученика большего объема воспроизведения;

7)  на воспроизведение текстов, стихов, данных в определенной последовательности;

8) на выявление фактов – измерение, наблюдение, взвешивание, простые вычисления;

9) на перечисление и описание фактов;

10) на описание процессов и способов деятельности.

Технологии 2-го уровня сложности:

  1. задание на анализ;
  2. на синтез;
  3. на сравнение;
  4. на абстрагирование;
  5. на обобщение и конкретизацию;
  6. на классификацию;
  7. на систематизацию.

На каждую группу мотивации – пример!

Коммуникативная

Умение общаться

развитие предметно-научной речи;

возможность общения в предложенной ситуации на уроке;

обсуждение поставленной проблемы;

Информационная

Умение находить, обрабатывать, использовать необходимую информацию из разных источников

использование различных источников информации;

самостоятельно обрабатывать информацию;

анализ предполагаемой информации;

Рефлексивная

Умение оценивать результаты учебного труда своего и других

формирование адекватной оценки и самооценки;

обобщение своих знаний;

поддержка познавательного интереса;

Технологическая

Умение действовать по заданному алгоритму, плану, таблице и т.п., их составлять, его анализировать.

Активизация творческих способностей учащихся;

Умение действовать в нестандартных ситуациях;

Умение пользоваться новыми информационными технологиями.

Значительное влияние на мотивацию учения и ее развитие может оказать учитель, используя в своей работе определенные методы и приемы формирования КК.

Вот некоторые из приемов:

1. Создание ситуации успеха позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Можно предложить ребятам во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: "Я знаю, что...". Данный прием способствует росту уверенности учащихся в своих силах, умениях.

2. Прием "Линия времени". Начертить на доске, на которой необходимо обозначить этапы изучения темы, формы контроля; проговорить о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе найти уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.

3. Прием “Оценка - не отметка”. Учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки - стимулировать познание. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

4. Прием “Автор”. Ученикам задаются следующие вопросы:

  • Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
  • Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
  • Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы…

5. “Образовательная стратегия” Учитель задает следующие вопросы:

  • Что ты делал, чтобы написать эту работу на "5"?
  • Как ты готовился к контрольной работе, что позволило тебе написать ее хорошо?
  • Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами.

6. “Анкета вслух” В начале года можно попросить учащихся ответить на ряд вопросов:

А) На что был похож прошлый учебный год?

  • На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?
  • Что тебе нужно сделать для этого? Какая помощь нужна?

Б) Какую отметку ты бы хотел иметь по предмету?

  • Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?
  • Чья помощь и в какой форме тебе нужна?
  • Как ты поймешь, что результат достигнут?

7. Упражнение “Соедини части - узнаешь целое”.

Участникам раздаются пазлы с различной тематикой, например: карта, животное, иностранное слово и другое. Задание: собрать пазл и рассказать о результате.

Применение упражнений, которые описаны в программе, в учебном процессе позволит:

  • обеспечить психологическую безопасность учащихся на уроке;
  • разнообразие активных форм позволит поддерживать продуктивный темп работы на уроке;
  • осуществить индивидуальный подход к учащимся;
  • сформировать мотивацию к учению;
  • учащимся развивать навыки рефлексии и самоанализа;
  • наладить контакт ученика и учителя и создать эмоционально-доверительный фон.

Вывод: Через применение данных методов и приёмов мы способствуем формированию ключевых компетентностей у обучающихся через систему мотивации к успешному обучению.

Формирование КК на уроке математики не возможно без одной из форм коллективной деятельности учащихся на уроке групповая работа. Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу учащихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава группы.

Высокую результативность дают не все учебные группы. Работа учеников в группе зависит от:

  • целенаправленного формирования учебных групп;
  • подбора командиров (консультантов);
  • умения учеников сотрудничать при разборе учебного материала;
  • взаимоотношений в неучебное время;
  • качества характера учеников;
  • уровня знаний учащихся (чтобы учебные группы успешно работали целесообразно формировать их из учеников с разными учебными возможностями).

Вновь определим формирование КК на уроке математики в рамках групповой работы. Я снова предлагаю таблицу:

Этапы урока,

Содержание деятельности

Ключевые компетентности

Этап формирования знаний

фронтальный разбор учебного материала;

повторный разбор изучаемого материала в группах;

Социальная Коммуникативная Информационная Рефлексивная Технологическая

Этап Организации изучения учащимися программного материала в по учебникам

ученики сначала читают текст учебника;

совместно разбирают его содержание;

отвечают на вопросы, заранее подготовленные учителем;

Социальная Коммуникативная Информационная Рефлексивная Технологическая

Этапы формированию умений и навыков

совместное выполнение упражнений, решение примеров, задач;

Социальная Коммуникативная Информационная Рефлексивная Технологическая

Этапы формирования у учеников обязательных результатов обучения

Каждая группа получает карточку с заданиями;

Ученики в группе приступают к работе;

Когда все задания выполнены, ответственный консультант оценивает деятельность каждого ученика в группе;

отчёт групп о проделанной работе. Отметка за работу выставляется в виде дроби: в числителе – оценка ответственного консультанта, в знаменателе – результат самоанализа и самооценки учащегося.

Социальная Коммуникативная Информационная Рефлексивная Технологическая

Этап Закрепления и совершенствования знаний

Решение нескольких примеров совместно;

В ходе решения выясняем все непонятные вопросы;

Ученики выполняют задание самостоятельно;

Разбирая вопрос, учащиеся слушают соображения каждого. В первую очередь высказываются ученики с низки учебными возможностями.

Социальная Коммуникативная Информационная Рефлексивная Технологическая

Этап повторения ранее изученного материала

Работа учащихся в группах на этом этапе обучения способствует повышению их активности

Социальная Коммуникативная Информационная Рефлексивная Технологическая

Этапы выявления знаний и умений учащихся

Для проведения взаимного контроля знаний в учебных группах в структуре урока выделяется 5-7 минут;

На доске заранее записаны вопросы, отвечая на которые, учащиеся отчитываются перед собой и группой в том, как усвоили материал;

Социальная Коммуникативная Информационная Рефлексивная Технологическая

Вывод: Преимущества групповой формы при формировании КК в рамках мотивационной системы:  

  1. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения
  2. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.
  3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.
  4. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
  5. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

И помните, Блез Паскаль сказал истинную правду: “Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным!”

Когда, друзья, грустить наскучит
И жажда нового придёт
Наверно, нет идеи лучше,
Чем всем отправиться в полёт!
В полёт идей, воображенья,
В полёт фантазий и мечты!
Так разве так непостижимо
Тепло прекрасной той звезды?!
Спешите к нам и будет легче
Нам вместе в мир великий тот
Лететь!
Там правит вдохновенье
И мысль, зовущая вперёд!

Приложение 1

Приложение 2