"Множество рациональных чисел". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели:

  • расширить понятие числа, введением множества рациональных чисел; формировать знания о расположении чисел на координатной прямой, о связи между известными множествами;
  • развивать умение анализировать, обобщать, абстрагировать и конкретизировать свойства изучаемых объектов;
  • воспитывать интерес к предмету, как к способу познания окружающего мира.

Оборудование: раздаточный материал, листы опроса, плакат со словами И. Гете, модель координатной прямой, модель окружности, круга, сферы, шара.

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа, завершающаяся с помощью детей определением структуры урока и постановкой целей.
  2. Повторение, приводящее к вопросу, ответ на который и обозначает тему, предложенную для рассмотрения.
  3. Работа с новым материалом.
  4. Первичное закрепление.
  5. Рефлексия.
  6. Постановка домашнего задания.

ХОД УРОКА.

1. Мотивационная беседа

- Я часто слышу, когда вы заходите в класс, то спрашиваете у ребят уходящих – чем занимались сегодня на уроке? Хотя, наверняка, примерно прикидываете сами (шестой год все-таки в школе). Мы говорим о том, что развивать умение прикидывать очень полезно в жизни, так как все события, нас окружающие, делятся на… - (ученик изображает на доске схему):

- Итак, скорее всего…?

- ожидаемый ответ: Вероятнее всего, мы будем изучать новый материал, потому что завершили работу над предыдущей темой.

- Я планировала сегодняшний урок условно разделить на три части: повторение, новый материал, закрепление. Попробуем вместе прикинуть, какие у нас есть возможности построить урок…?

_ ученик выходит к доске, ответ сопровождает рисунком ( дерево возможных вариантов)

- ожидаемый ответ - Введем кодировку: П - повторение; Н- новый материал; З – закрепление. Звено - Н-З неразрывно.

2. ПОВТОРЕНИЕ – Дело в том, что я вас чуть – чуть обманула, так нечаянно вышло, что мы уже начали реализовывать первый вариант, решив задачу на повторение. Задачи такого типа называются…?

- Комбинаторными – это значит решить задачу, перебрав все возможные варианты.

- Каким методом мы решили задачу?

- С помощью дерева возможных вариантов.

-Предлагаю решить еще несколько задач, которые нам помогут определиться с темой урока.

- Простейшая геометрическая фигура?

- Точка.

- Отметьте точку А. Где на плоскости находятся точки, удаленные от точки А на расстояние 1 единица? ( единица измерения)

- ученик у доски, класс в тетрадях строят окружность с радиусом 1 и центром в точке А.

-Где находятся точки, удаленные от точки А на расстояние не больше 1?

- Все это множество точек образует круг.

- А если бы вопрос относился к точке не на плоскости, а в пространстве?

- Такое множество образовывало бы сферу ( шар)

 -Дополните ваш рисунок, чтобы на нем можно было увидеть геометрическое тело – сферу (шар)

3. РАБОТА С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ. А теперь отметьте точку А(1) на координатной прямой, попутно ответьте на вопросы: Какую прямую называют координатной? Что показывает координата точки? ( Над доской модель координатной прямой)

-Покажите множество точек на координатной прямой, удаленных от точки А на расстояние, равном одному единичному отрезку , на расстояние не больше одного единичного отрезка.

-Так как существуют точки координатной прямой, (выделяем участки прямой между единицей и нулем, между единицей и двойкой) то и существуют числа, им соответствующие…? Как бы вы такие числа назвали?

_ дробные.

- К какому известному вам множеству чисел можно отнести дробные числа, к целым или натуральным?

- Натуральные – это числа, употребляемые при счете предметов. Целые – это натуральные, им противоположные и ноль. Значит, такое множество нам не известно.

-Значит, с таким множеством нам сегодня и предстоит познакомиться! (Ребята записывают тему урока: “ Рациональные числа” ) А теперь вспомним, как давно нам не хватало данного множества.

Какие операции не всегда выполнимы на множестве натуральных чисел?

- Вычитание (2 -7); деление(2:7, а:0).

-Какие операции не всегда выполнимы на множестве целых чисел?

-Деление(2:7, -3:5, а:0).

- А множество рациональных чисел включает в себя и натуральные, и целые, и дробные числа.

(На рисунке круги Эйлера, ребята с ними уже знакомы, добавляем круг для нового множества, обозначаем буквой Q, называем рациональными)

-Почему именно рациональные, почему обозначаются буквой Q? Какая операция осталась не всегда выполнима и на этом множестве? В вашем учебнике есть некоторые ответы.

( ребята находят в тексте учебнике ответы, один ученик зачитывает вслух)

.

( валеологическая пауза) – Чтобы хорошо запомнить букву, которой обозначают множество рациональных чисел нарисуйте в воздухе правой рукой букву Q, а теперь правой по-прежнему Q, а левой одновременно N, Z. ( Ребята рисуют в воздухе; если не получается, смеются, сморят друг на друга; показывают свои успехи) Говорят, запоминать умеют глаза, уши и руки, а разноименные движения, выполненные разными руками, активизируют работу и левого и правого полушария. Чувствуете? Нам активность сегодня еще пригодится.

Как вы думаете, теперь все числовые множества вам известны? Каждой ли точке на координатной прямой найдется соответствующее число? ( часто учащиеся говорят “да”) На самом деле есть еще более широкое множество, через какое-то время познакомимся и с ним, ( дополняем схему еще одним кругом), а место для него в схеме мы предусмотрительно оставили.

  1. Учебник № 942, №943, №947 –самостоятельно, с последующей проверкой.
  2. На партах карточки: найди ошибку и исправь ее, проверка ( один ребенок озвучивает свой вариант ответов)
  3. №948а), №949, №950а), в) (у доски)

4. Рефлексия – на партах листы опроса, положительный ответ отмечаем знаком “+”, отрицательный знаком “ _”

Знаю ли я, какие числа называются:

  1. Натуральными?
  2. Целыми?
  3. Рациональными?

Знаю ли я, как обозначаются множества

  1. Натуральных чисел?
  2. Целых чисел?
  3. Рациональных чисел?

Знаю ли я, где на координатной прямой находятся

  1. Положительные числа?
  2. Отрицательные числа?
  3. Знаю ли я, к положительным или отрицательным относится ноль?
  4. Знаком ли я с комбинаторными задачами?
  5. Понимаю ли я, что такое круги Эйлера?
  6. Умею ли я отмечать точки на координатной прямой, зная их координаты?
  7. Понимаю ли я, как связаны между собой множества натуральных, целых и рациональных чисел?
  8. Верно ли, что дробные числа относятся к натуральным?
  9. Верно ли , что два противоположных числа могут быть положительными?
  10. Верно ли, что множество целых чисел включает в себя множество рациональных?
  11. Знаю ли я, какая операция не выполнима на множестве рациональных чисел?

5. Постановка домашнего задания.

- У каждого из вас могут быть трудности, вы их сейчас обозначили, попробуйте над ними поработать, а для этого запишите задание на дом: № 944; №946; №948;№945; №941

Выберите три любых номера из пяти, и попутно постройте дерево возможных вариантов, посчитав при этом количество возможных вариантов домашнего задания.

Итак, мы сегодня говорили о …? ------------- в общем, о разных числах. Я думаю, слова, записанные на доске, вы заметили? Поделитесь своими мыслями по поводу высказывания И. Гете.

“Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир” - ученик читает слова

Рассуждения детей, пожалуй, станут ответом на вопрос - зачем мы изучаем математику и, в частности, числа?

- Язык чисел, фигур, формул – это язык, на котором с нами говорит окружающий мир. Научиться понимать этот язык – научится понимать все вокруг, а значит жить в гармонии с миром, с его законами, красотой.

Приложение