Цели: 1.Уточнение представлений о роли ударения в речи и об особенностях ударного слога.
2. Развитие умения различать в слове ударный слог.
План урока:
I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
Учитель:
Мы
сегодня отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного
принца. А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь.
На доске:
Уу Дд Аа Рр Ее Нн Ии Ее
-
Посмотрите, его имя написано на доске. Запишем сначала все эти буквы, а
рядом - имя принца. Чистописание Уу Дд Аа
Рр Ее Нн Ии Ее – ударение.
- Как же его зовут?
- Ударение.
II. Открытие нового знания.
1) Учитель:
Сегодня
мы узнаем, для чего же нужно ударение. Какова его роль. Ваша задача
быть внимательными и ничего интересного не пропустить. Знаете, что
случилось со словами, которые забыли про ударение?
- Расскажите!
Сказка
начинается…. В некотором царстве, в некотором государстве собрались
слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые″. Но
забыли они пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось.
Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и
закричало: «Что Вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю
значение некоторых из вас!» Слова, конечно, не поверили. И вот дальше….
На доске написаны слова и будут прикреплены картинки (8)
замок
белки
стрелки
кружки
-Вышел вперед замóк
(приклеивается картинка) и сказал: « Я тебя не боюсь, я такой сильный и
тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь ударение- это
просто чёрточка!»
А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.
Учитель:
- Как вы думаете, какое теперь слово получилось?
- Зáмок.
Учитель прикрепляет картинку.
Учитель:
-
А дальше вот что случилось. Вышли вперед…. белкú. Они говорят: « Мы
самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами- то
Ударение ничего не сделает».
«Веселая грамматика» В.Волина. Волшебник Ударение
- Как вы думаете, что произошло?
- Ударение перешло на другой слог.
- И превратило это слово в бéлок.
(Прикрепляются картинки- бéлки и белóк яичный в посуде)
Дальше продолжается сказка с участием учащихся.
Потом вышли стрелкú. Они сказали, что умеют стрелять.
- Мы можем защитить себя.
Ударение их выслушало и превратило в стрéлки.
Затем Ударение превратило кружкú в крýжки.
Учитель:
- А как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта история?
- Слова поняли, что они не могут жить без ударения. В каждом слове есть ударение.
Дети:
- Мы уже знаем, что если в слове один слог, то ударение не ставится.
- И если слово состоит из одного слога, то значит, в этом слове один гласный звук.
- Этот гласный звук всегда четко произносится.
2) Вот первое задание принца Ударения:
- Напишите буквы, обозначающие ударные гласные звуки в словах:
пенáл, учúтель, альбóм, рýчка, портфéль, пятница, цветы, ёлка, Юра.
а и о у е я ы ё ю
- Посмотрите, что получилось?
(Мы записали все буквы гласных звуков)
Вывод делают учащиеся:
- Получается так, что ударение может ставиться над любой буквой звука, кроме ё, так как она всегда ударная.
Скажи-ка, буква ё,
Как твоё житьё- бытьё?
Буква ё дает отчёт:
Ничего житьё течёт.
Я ударная всегда.
III. Закрепление материала:
1) работа по учебнику- упр. 125, с. 68 (зонт- з..нты, гриб- гр..бы)
2) задание по группам: игра «Школа»
Даны слова: школа, учебник, ученик, парта, пенал, карандаш, перемена, ручка, тетрадь.
Учащиеся
первой группы записывают слова с ударением на первом слоге, второй
группы- с ударением на втором слоге, третьей группы - на третьем слоге,
добавляя еще по одному слову.
Физкультминутка.
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка, молоток,
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит
И четко речь моя звучит.
3) Принц Ударение очень доволен вашей работой и предлагает еще одно задание:
- Прочитайте, что за слова написаны на магнитной доске?
уху
ворот
пили
Дети: - Здесь не ясно, о чем идёт речь, ведь ударения нет.
(уха-суп, ворот - наверное, воротник, пили - значит, они что-то пили)
-Видите, как трудно без ударения. Сейчас я вам помогу.
Открываются предложения с пропущенными словами.
-Теперь всё понятно. По предложению можно понять, о чём идет речь.
Дети выбирают слова ухý, ýху, вóрот, ворóт, пúли, пилú и прикрепляют к предложениям:
Сегодня мы
ели…..
Собака сидит у……
Комар
подлетел к
….
У рубахи был вышит……
Дети …… молоко.
….. бревно ровно.
Дети:
-Как ударение может изменить смысл слова!
4) Принц очень рад, что вы пришли к нему в замок, и просит вас выполнить задание на внимание:
Какое слово «лишнее»? Выбери правильный ответ:
деревья
кусты
ландыши
- а) лишних слов нет;
v б) лишнее слово кусты - (2 слога)
v в) лишнее слово ландыши - (ударный слог I)
- г) лишнее слово деревья
- Молодцы, ребята. И принц довольный, и мы. Закрывайте глазки. Мы возвращаемся.
Солнце село за село.
Нам ужасно повезло,
Что в гости к ударению сходили
И все его секреты раскрыли.
Итог урока:
Что это за секреты ударения?
- Ударение ставиться, если в слове несколько слогов.
- Буква ё всегда ударная.
- Ударение может изменить смысл слова.
- Ударение может изменить форму слова.
Урок русского языка в 1-м классе на тему: "Гласные звуки в ударном и безударном слоге"
Разделы: Начальная школа