Урок мужества: "Свет памяти, свет скорби и любви"

Разделы: Внеклассная работа


1. Воспитательные задачи:

  • воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и преклонение перед подвигом;
  • глубокое уважение к ветеранам;
  • учить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм фронтовиков.

2.Оборудование:

  • аудиокассета “Военные песни”;
  • видеомагнитофон;
  • выставка книг на военную тематику;
  • портрет ветерана;
  • плакаты: “ Память”.

3.Действующие лица:

  • учащиеся 5-6 класса и классный руководитель.

4.Текст сценария

Ход урока

  1. Эпиграф урока:
  2. Россия, Русь! Храни себя, храни!
    Храни свой дух, свободный и высокий,
    И в сердце русском отзовутся дни
    Истории недавней и далекой.
    Россия!
    Не искать иного слова,
    Иной судьбы
    На целом свете нет.
    Ты вся - сплошное поле Куликово
    На протяжении многих сотен лет.

  3. Вступительное слово кл. руководителя:
  4. Ребята, в 2010 году 9 мая исполнится 65 лет Великой Победы. Долог, труден был путь к маю 45 года. Более 20 млн. человеческих жизней унесла война.

    Течёт река времени. Минуло уже много десятков лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

    Чтец:

    Самый светлый,
    Самый летний день в году,
    Самый длинный день Земли –
    Двадцать второго. Спали дети,
    Зрели яблоки в саду.
    Вспоминаем, Вспоминаем это снова.
    Вспоминаем эту ночь и в этот час
    Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,
    Сквозь повязки неумелые сочась,
    Кровь народа заалела в том июне.
    Шаг за шагом вспоминаем,
    День за днём. Взрыв за взрывом,
    Смерть за смертью. Боль за болью,
    Год за годом, опалённые огнём,
    Год за годом, истекающие кровью.

    Кл.рук-ль: Война задела каждый дом, каждую семью.

    Сегодня мы поговорим о нашем земляке, учителе – фронтовике, о создателе нашего школьного музея, об участнике ВОВ, о его нелегкой судьбе – о Смолякове Михаиле Михайловиче.

  5. Выступления учащихся (биография, боевой путь ветерана, учитель и поэт: см. приложение 1-3).
  6. Экскурсия в музей к стенду: “ М.М. Смоляков – руководитель музея”.
  7. (рассказ кл. руководителя об истории создания музея)

  8. Слово кл. руководителя:

Ребята! Мы сегодня познакомились с замечательным человеком, ветераном ВОВ, поэтом, учителем, основателем нашего музея. Его жизнь – яркий пример верного служения Родине. В настоящее время Михаил Михайлович проживает в с. Яблоново.

Кл. руководитель:

Свет памяти, свет скорби и любви
И через 65, и через столетья,
Горячей каплей пролитой крови
Его в себе приносят наши дети!

- Свет памяти - каждый гражданин хранит в своем сердце память о том страшном времени, о стойкости и мужестве советских людей.

- Свет скорби – все мы скорбим о тех солдатах, которые во имя нас, во имя мира на земле не пожалели жизни своей и полегли на полях сражений.

- Свет любви – это любовь к Родине, преданность, стремление защищать её от врагов, верить в её будущее.

Кл. рук-ль: Ребята! Я надеюсь, наш урок затронул ваши сердца. Фашизм – это зло. Чтобы его победить нам понадобилось 4 долгих года. Давайте об этом не будем забывать.

Чтец:

Прошла война, прошла страда,
Но боль, взывает к людям,
Давайте, люди, никогда,
Об этом не забудем!

4.Приложение:

Приложение №1

Биография

За природу, хоть и кроткую,
Я люблю тебя, Короткое,
За Корочку с дымкой синей,
За искристый с дымкой иней,
За ковер зеленый луга,
За зеркальный лемех плуга,
И за шепот камыша,
Без него умрет душа, -

писал о своем родном селе Михаил Смоляков.

Смоляков Михаил Михайлович родился 14 октября 1925 года в селе Короткое Корочанского района Белгородской области, в семье крестьянина – бедняка. В 1934 г. окончил 4 класс начальной школы хутора Ленина. В 1940 г. окончил Плотавскую среднюю школу.

В 1940 – 1941 гг. окончил агротехнические курсы при Большехаланской МТС и до июля 1942 г. работал агрономом в колхозе “ Путь к социализму” Коротковского сельского совета.

В 1941 – 1942  г. принимал активное участие в строительстве оборонительных сооружений на Белгородщине. В марте 1943 г. был призван в ряды Красной Армии. С 12 октября 1943 г. по 9 мая 1945 г. принимал активное участие в боях, в борьбе против немцев.

После войны у каждого было большое стремление к учебе, к мирному труду. Возвратившись на родину, Михаил Михайлович сразу приступил к работе: работал заведующим клубом в с.Клиновце, 2 года – инструктором РККПСС, а затем 3 года – председателем сельского совета в нашем селе.

В 1962 г. поступил в Белгородский педагогический институт на историко-филологический факультет. С 1962 г. работал в Песчанской восьмилетней школе. С 1970 г. по 1986 г. работал учителем истории в Коротковской восьмилетней школе.

Работая в школе, он основал краеведческий музей. Михаил Михайлович собирал вместе с детьми по крупицам весь краеведческий материал, который находится в нашей школе. В настоящее время находится на заслуженном отдыхе, проживает в с. Яблоново.

Приложение №2

Боевой путь

Чтец:

Я помню страны позывные,
Они раздавались везде –
На пункты идти призывные,
Отечество наше в беде.
Живыми вернуться просили,
Живыми вернуться не все.
Вагоны идут по России,
По травам её, по росе.
И брат расставался с сестрою,
Покинув детей и жену.
Я юностью связан с войною,
И я ненавижу войну.
Я знаю, я понял, как важно
Веслом на закате грести,
Сирени душистой и влажной
Невесте своей принести.
Я видел и радость и горе,
И я расскажу молодым,
Как дым от пожарища горек
И сладок Отечества дым.
(Г.Шпаликов “Я жизнью своею рискую”)

Чтец:

Важно с девчонками простились,
На ходу целовали мать,
Во все новое нарядились,
Как в солдатики шли играть.
Ни плохих, ни хороших, ни средних...
Все они по своим местам,
Где ни первых нет, ни последних,
Все они опочили там.

Кл. рук-ль: Войны остаются в памяти поколений главными своими битвами. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мёрз, война была войной, и каждый день её был длиннее многих жизней.

Боевой путь Михаила Михайловича начался с освобождения Украины. Освобождал Кривой Рог, Днепропетровщину, форсировал Днепр.

26 июля 1944 г. воевал на первом прибалтийском фронте. Освобождал Латвию, Литву.

16 апреля 1945 г. вечером в районе Франкфурта каждому солдату, и Михаилу Михайловичу в том числе, был отдан приказ Жукова о штурме Берлина. От Франкфурта до Берлина оставалось 65 км. Долгим и трудным был путь к победе. Впервые слово победа Михаил Михайлович услышал вечером 8 мая 1945г, а 9 мая поэтому поводу был устроен митинг. В этот день все пели, танцевали, плакали от радости, вспоминали о погибших товарищах.

На третий день после победы Михаил Михайлович был у Рейхстага. Рейхстаг был серый, закопченный, и повсюду надписи: “ Я из Сталинграда”, “ Я из Москвы”, “ Я из Киева”, и среди них надпись: “ Я из Корочи, Курской области М. Смоляков”.

Кл. рук-ль: Победа – великая, ни с чем не сравнимая радость! Это радость народная, но это и скорбь народная. О 27 миллионах сыновей и дочерей скорбит наш народ в этот день. Светла эта память!

Чтец:

Всяко жил – и горестно, и весело,
Ветеран пехотного полка,
Жизнь не очень густо понавесила
Орденов на лацкан пиджака.
Но когда немалый путь итожится,
Я твержу, как заповедь слова:
Русь жива!
Все прочее приложится,
Главное, солдаты, Русь жива!

Приложение № 3

Учитель и поэт

Смоляков Михаил Михайлович окончил заочно Белгородский педагогический институт, работал с 1962 года учителем русского языка и истории, директором Песчанской восьмилетней школы Корочанского района.

С 1970 года по 1986год работал учителем истории в Коротковской восьмилетней школе. Михаил Михайлович ветеран не только ВОВ, но и ветеран педагогического труда.

Писать стихи начал с 1950 года. В 1950 году окончил литературные курсы в г. Потсдам, руководителем которых был писатель Пётр Вершигора. Имел встречи с писателями Твардовским, Тихоновым, Катаевым, Горбатовым, Ананьевым, Вишневским, Жуковским, Фроловым, Чернухиным, Михалевым, Бухановым и другими.

Его стихи о родном селе, о природе, о добрых людях, о матери.

Матери

И горе тяжкое, и муки —
От косовицы до плечей —
Все вынесли на свете руки
Всесущной матери моей.
И раскрывал пред ней
секреты 14 молоток, и старый струг.
А в посевную, в сорок третьем,
Она впряглась с коровой в плуг,
Все не опишешь, что бывало,
Какою наша мать была.
Случалось, в поле ночевала
И в борозде с детьми спала.
Последней крохою кормила
Того, кто нынче без отца.
В ней и сейчас так много силы,
Хоть волосы под цвет свинца
Короткое
За природу, хоть и кроткую,
Я люблю тебя, Короткое,
За Корочку с дымкой синей,
За искристый с дымкой иней,
За ковер зеленый луга,
За зеркальный лемех плуга,
И за шепот камыша,
Без него умрет душа.

В последние любимым жанром стали басни. Его басни неотделимы от жизни. Меткость, ясность, простота, доходчивость до любого читателя — отличительная черта его басен и стихов.

Бизнесмены

Был бизнес волку разрешен.
И сразу действовать стал он:
Со всех ягнят каракуль снял,
Овечье поголовье смял,
Со львами крепко стал дружить
И духом бизнесмена жить.
Скакнула в бизнес и Лиса;
Она взяла в кредит леса.
Теперь под дубом и кустом
Накрыто все ее хвостом.
И не сорвать грибов тугих:
Шиши остались для других.
Мораль:
Читатель мой, поверь Бобру:
Такой вот бизнес не к добру.

Разговор

Однажды ночью у костра
Торговля на язык остра,
С родней своим, к тому ж соседом
Такую повела беседу:
“ Вот ты, Разбой, ты чем живёшь?
Одно чужое, ведь, жуёшь,
Грозя ножом средь бела дня
Готов ограбить и меня”
А я торгую без ножа и сплю спокойно
не дрожа.
А я торгую без ножа
И сплю спокойно, не дрожа.
Разбой же так продолжил
Разговор:
Конечно, я не скрою, — вор.
А ты, Торговля, всего света,
Послушай-ка слова поэта:
“ Разбой, торговля и война
Не всё ль равно – их цель одна”

В 1993 году вышел в свет коллективный сборник стихов “Встреча”, куда вошли призведения и нашего земляка Михаила Михайловича Смолякова.

В данный сборник стихов включена лишь небольшая часть его творчества.