Программа творческого объединения "Театр" в рамках внеклассной работы по литературе

Разделы: Внеклассная работа


Ещё Ф.М.Достоевский замечал: “Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь”.

Уже в течение восемнадцати лет (с 1991 г.) на базе МОУ СОШ № 64 г. Ижевска работает литературно-творческое объединение “Театр”. Ежегодно эту студию посещают до 30 учащихся 5–10 классов в возрасте от 11 до 16 лет (занятия ведутся в двух подгруппах). Школьники овладевают знаниями по истории театра, знакомятся с жанрами драматических произведений, учатся работать в коллективе, обретают навыки свободного владения речью, развивают способности для публичных выступлений.

Программа “Театр”, утверждённая Центром эстетического воспитания Индустриального района г. Ижевска, рассчитана на 4 года обучения. Занятия по теории западноевропейского и русского театра органично сочетаются с отработкой практических навыков по сценографии. Каждый год обучения в театре-студии заканчивается соответствующей большой постановкой. Реализуются и промежуточные выступления.

Так, в процессе первого года обучения дети знакомятся с историей возникновения театра, родиной которого является Древняя Греция. Итоговым мероприятием этого года обучения становится литературная постановка “Герои Древней Эллады” по древнегреческим мифам. Ко дню постановки все дети с помощью родителей и учителя изготавливают соответствующие костюмы и декорации.

По стенам зала развешаны рисунки учащихся на мифологические сюжеты. Сцена оформлена колоннами ионического и дорического стиля. В центре сцены трон для верховного бога Зевса и его жены богини Геры. По бокам сцены на стене расположены нарисованные греческие вазы. Здесь разыгрываются непростые судьбы богов и героев. О совершённых ими подвигах повествуют Геракл, Персей и Тесей. Пленяя слух богов звуками лиры, пытается освободить из царства мёртвых свою возлюбленную Орфей. В величественном танце вместе с Аполлоном проплывают изящные хариты и музы. В меткости стрельбы из лука упражняется Артемида-охотница. Гнев богини Афины настигает дерзкую искусницу-ткачиху Арахну. Грозно потрясает доспехами воинственный Арес.

Сегодня мы не знаем, как звучала древнегреческая музыка (универсальные нотные обозначения появились значительно позже, в ХI веке новой эры), поэтому в нашей постановке во время выступления учащихся в качестве сопровождения звучит музыка из “Хоральной прелюдии” И.С. Баха, “Реквиема” В.А. Моцарта, “Грустного вальса” Я. Сибелиуса, “Спящей красавицы” и “Лебединого озера” П.И. Чайковского.

Неисчерпаема культура, созданная древними греками. Это родник, который даёт душевные силы всему человечеству, питает его ум. Поэтому так важно наше обращение к истокам древней культуры. Античность подарила грядущему свою мифологию, своих героев, которые стали нарицательными для всей мировой литературы. Л.Н. Толстой считал, что по древним “можно учиться читать, говорить, а главное, думать”. Известный русский критик В.Г. Белинский писал: “Обаятелен мир древности. В его жизни зерно всего великого, благодатного, доблестного, потому что основа его жизни – гордость личности, неприкосновенность человеческого достоинства”. Образы античности и голоса “таинственной греческой лиры” волновали умы русских поэтов Серебряного века О. Мандельштама. Н. Гумилёва, В. Брюсова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, к меткому поэтическому слову которых мы часто прибегаем в процессе знакомства с античным наследием в нашей театральной студии. Параллельно с древнегреческими мифами обзорно изучаются мифы народов мира, в том числе удмуртские.

Со второго года обучения в кружке начинается знакомство с историей русского народного театра, который зарождается в эпоху Средневековья в родовом обществе и проходит свой путь вплоть до XVII века. Этот этап работы в кружке знаменуется массовыми мероприятиями: постановкой “Сказка во дворе”, праздником “Проводы русской зимы”, весёлой нравоучительной комедией о забавном Петрушке (с использованием пальцевых кукол). Несомненно, навыки скоморошины, обретённые в массовых затеях, помогают в проведении большого школьного литературного праздника “Ярмарка гоголевских героев” (такой семинар для учителей-словесников республики проводился в нашей школе в феврале 2009 года).

На третий год обучения в литературном кружке школьники знакомятся с театром эпохи Возрождения. Опираясь на книгу А.А. Аникста “Театр эпохи Шекспира”, учащиеся знакомятся с особенностями европейского сценического действа и своеобразием костюмов XVI столетия. Для постановки берутся отдельные сцены из трагедии “Ромео и Джульетта”. Театр эпохи Просвещения представлен произведениями иностранных авторов (П. Бомарше, Ф. Шиллера и др.). На этот же год приходится постановка по нравоучительной пьесе Д.И. Фонвизина “Недоросль”.

Четвёртый год обучения в нашем кружке связан с историей русского театра второй половины XIX века, реалистической драмой, творчеством А.Н. Островского. Массовое мероприятие данного года обучения – “Бал литературных героев”, на котором предстают персонажи из разных пьес А.Н. Островского. Они разыгрывают отдельные сцены из его произведений: “Свои люди – сочтемся”, “Бедность не порок”, “Бесприданница” и других. К 150-летию А.П. Чехова в январе 2010 года готовится также инсценирование его рассказов.

В планах пятого года обучения в театре-студии школы МОУ СОШ № 64 – драматургия, проза и лирика ХХ–ХХI веков с постановками по произведениям А. Арбузова, А. Вампилова, А. Приставкина, Т. Толстой, Л. Петрушевской.

В этом учебном году учащиеся творческого объединения “Театр” уже приняли участие в двух республиканских мероприятиях: в театрализованном фестивале “Что за прелесть эти сказки!..”, организованном на базе Пушкинского музея при Пугачёвской средней школе Малопургинского района, и в семинаре учителей-словесников по творчеству писателей – лауреатов Нобелевской премии на базе своей школы, где выступили с постановкой спектакля по пьесе М. Метерлинка “Синяя птица”.

Внеурочные формы организации обучения дают школьникам возможность посредством свободно избранной, духовно-творческой деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. В процессе активной эстетической деятельности, каковую ребёнку и предоставляет обучение в школьном самодеятельном театре, приобретаются богатая дополнительная информация, жизненные умения и навыки. Дети закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают в себе стремление к художественному самовыражению, обретают устойчивые нравственные ориентиры.

Театрально-кружковая деятельность позволяет углублять знания, полученные на уроке, раздвигать читательские горизонты учащихся, воспитывать интерес и любовь к книге, закреплять навыки художественного чтения, полнее развивать общий творческий потенциал каждого ученика, а также активно применять элементы театрализации на обычных уроках.