Цели урока
- Учить сопоставлять звуки по глухости-звонкости;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать умение вычленять звуки из слова;
- Производить звукобуквенный анализ слова;
- Воспитывать прилежное отношение к учебе, дружелюбие.
Оборудование урока.
- Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова “Букварь” (часть первая),с. 94-95.
- Рисунки, которые соответствуют схемам.
- Карточки со словами.
- Карточка для рефлексии.
Формы:
- фронтальная;
- индивидуальная.
Методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Конспект урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок и вот
Начинается урок.
Ну-ка, дети вы готовы?
Начинаем точно в срок.
II. Повторение
Зарядка для глаз
-Посмотрите на доску, найдите лишнюю букву в каждом ряду, объясните “почему?”
Н С Р О К
А К ю У Г
Ю И Е Я Ё
А У Ю Э Ы
III. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами научимся сопоставлять звуки [c] и [з], читать и печатать слова, полученные при замене звонкого согласного его глухой парой.
IV. Сопоставление звуков [с] и [з] по звонкости – глухости, отражение этой характеристики согласных звуков в модели слова .
-Откройте учебник на с.94 и рассмотрите верхний рисунок. Кто нарисован?(на доске фото козы)
-Рассмотрите модель слова коза. Что означает красный колокольчик над третьей фишкой?
-Расскажите, как можно проверить, что звук [з] звонкий согласный.
-Дайте полную характеристику звуку [з].
-Рассмотрите модель, расположенную справа от модели слова коза.
-Чем отличаются модели друг от друга?
-Сравните третьи звуки.
-Назовите звук, в который превратится звонкий согласный звук [з], потеряв свою звонкость.
-Назовите слово, которое получится, если поменять в слове коза звук [з] на звук [c].
-Расскажите, что мог бы нарисовать художник над моделью.(фото косы девочки и косы, которой косят на доске)
-Дайте полную характеристику звуку [c].
-Проверьте правильно ли составлена звуковая модель слова зубы.(фото зубы на доске)
- Докажите правильность составления схемы.
-Сравните эту модель с моделью, расположенной справа.
-Перечислите три изменения, которые должны произойти с моделью слова зубы.
-Произнесите слово, которое получится.(фото супы)
Физминутка.
Поднимите руки, класс, - это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
-Рассмотрите модель слова лиса.(фото лисы на доске)
-Сравните с моделью справа.
-Произведите необходимые изменения и произнесите слово, модель которого изображена справа. (фото девочки Лизы на доске)
-Чем при записи будут отличаться первые буквы этих слов?
V. Чтение слов и их классификация
1.-Прочитайте слова по столбикам ( по одному столбику)
-Определите, по какому принципу составлены столбики слов.
-Прочитайте 4, 5 столбики. Чем отличаются слова в этих столбиках от слов, прочитанных раньше?
-Прочитайте последний столбик.
-Какие изменения заметим там?
-Объясните значение слов СТАЙКА, СТОЙКА.
2.-На доске слова:
-Посмотрите и сформулируйте задания.
-Прочитайте слова.
-Эти слова называются перевёртыши.
Физминутка.
Разминка для глаз. Пальчики
VI. Чтение рассказа.
-Прочитайте рассказ “Саня”
-Скажите, Саня – это мальчик или девочка?
-Объясните своё мнение.
-Прочитайте предложения, которые помогают понять, что речь идёт что речь идёт о девочке.
-Прочитайте предложение, по которому мы не можем определить о мальчике или девочке идёт речь.
VII. Разгадывание кроссворда.
-Рассмотрите модели слов слева. В эти модели вам нужно вставить буквы вместо знаков вопроса, например – СТРАУС – С; ГЛОБУС – С;
-Аналогично с моделями слов справа.
-А теперь запишите буквы в клетки и прочитайте слово.
-Назовите в слове первый звук. Дайте полную характеристику.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
-Над какой темой работали на уроке?
-Чему учились на уроке?
-Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился. [Приложение2]
- Сегодня я работал лучше, чем вчера
- Я мог бы работать лучше
- Я недоволен своей работой
-Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.