Открытый урок по обучению грамоте по теме: "Сопоставление звуков С и З по глухости, звонкости"

Разделы: Начальная школа


Цели урока

  1. Учить сопоставлять звуки по глухости-звонкости;
  2. Развивать фонематический слух;
  3. Развивать умение вычленять звуки из слова;
  4. Производить звукобуквенный анализ слова;
  5. Воспитывать прилежное отношение к учебе, дружелюбие.

Оборудование урока.

  1. Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова “Букварь” (часть первая),с. 94-95.
  2. Рисунки, которые соответствуют схемам.
  3. Карточки со словами.
  4. Карточка для рефлексии.

Формы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная.

Методы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический.

Конспект урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок и вот
Начинается урок.
Ну-ка, дети вы готовы?
Начинаем точно в срок.

II. Повторение

Зарядка для глаз

-Посмотрите на доску, найдите лишнюю букву в каждом ряду, объясните “почему?”

Н С Р О К
А К ю У Г
Ю И Е Я Ё
А У Ю Э Ы

III. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами научимся сопоставлять звуки [c] и [з], читать и печатать слова, полученные при замене звонкого согласного его глухой парой.

IV. Сопоставление звуков [с] и [з] по звонкости – глухости, отражение этой характеристики согласных звуков в модели слова .

-Откройте учебник на с.94 и рассмотрите верхний рисунок. Кто нарисован?(на доске фото козы)

-Рассмотрите модель слова коза. Что означает красный колокольчик над третьей фишкой?

-Расскажите, как можно проверить, что звук [з] звонкий согласный.

-Дайте полную характеристику звуку [з].

-Рассмотрите модель, расположенную справа от модели слова коза.

-Чем отличаются модели друг от друга?

-Сравните третьи звуки.

-Назовите звук, в который превратится звонкий согласный звук [з], потеряв свою звонкость.

-Назовите слово, которое получится, если поменять в слове коза звук [з] на звук [c].

-Расскажите, что мог бы нарисовать художник над моделью.(фото косы девочки и косы, которой косят на доске)

-Дайте полную характеристику звуку [c].

-Проверьте правильно ли составлена звуковая модель слова зубы.(фото зубы на доске)

- Докажите правильность составления схемы.

-Сравните эту модель с моделью, расположенной справа.

-Перечислите три изменения, которые должны произойти с моделью слова зубы.

-Произнесите слово, которое получится.(фото супы)

Физминутка.

Поднимите руки, класс, - это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

-Рассмотрите модель слова лиса.(фото лисы на доске)

-Сравните с моделью справа.

-Произведите необходимые изменения и произнесите слово, модель которого изображена справа. (фото девочки Лизы на доске)

-Чем при записи будут отличаться первые буквы этих слов?

V. Чтение слов и их классификация

1.-Прочитайте слова по столбикам ( по одному столбику)

-Определите, по какому принципу составлены столбики слов.

-Прочитайте 4, 5 столбики. Чем отличаются слова в этих столбиках от слов, прочитанных раньше?

-Прочитайте последний столбик.

-Какие изменения заметим там?

-Объясните значение слов СТАЙКА, СТОЙКА.

2.-На доске слова:

[Приложение1]

-Посмотрите и сформулируйте задания.

-Прочитайте слова.

-Эти слова называются перевёртыши.

Физминутка.

Разминка для глаз. Пальчики

VI. Чтение рассказа.

-Прочитайте рассказ “Саня”

-Скажите, Саня – это мальчик или девочка?

-Объясните своё мнение.

-Прочитайте предложения, которые помогают понять, что речь идёт что речь идёт о девочке.

-Прочитайте предложение, по которому мы не можем определить о мальчике или девочке идёт речь.

VII. Разгадывание кроссворда.

-Рассмотрите модели слов слева. В эти модели вам нужно вставить буквы вместо знаков вопроса, например – СТРАУС – С; ГЛОБУС – С;

-Аналогично с моделями слов справа.

-А теперь запишите буквы в клетки и прочитайте слово.

-Назовите в слове первый звук. Дайте полную характеристику.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

-Над какой темой работали на уроке?

-Чему учились на уроке?

-Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился. [Приложение2]

  • Сегодня я работал лучше, чем вчера
  • Я мог бы работать лучше
  • Я недоволен своей работой

-Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.

[Приложение3]