Цель: ввести понятие степени с натуральным показателем.
Задачи:
Образовательная: научить ребят работать с определением степени числа с натуральным показателем на примерах некоторых заданий.
Развивающая: учить детей приёмам мыслительной деятельности, опираясь на их субъектный опыт, мотивируя каждый шаг учебной деятельности, развивать кругозор, углубить материал по данной теме.
Воспитательная: воспитывать стремление детей к получению новых знаний, чувства товарищества, формировать объективную самооценку знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, флэш-носитель, индивидуальные тетради с печатной основой для данного урока.
Ход урока.
1. Орг. момент
Приветствие детей, объявление темы и цели урока, запись в тетрадь числа и темы урока (слайд 1, Приложение 1), оформление тетрадей с печатной основой (ТПО, Приложение 2).
2. Актуализация опорных знаний
Вспомним определение функции (слайд 2).
- Какая из ломаных может служить графиком функции? Почему? (слайд 3)
- Какая из полуокружностей может служить графиком функции? Почему? (слайд 4)
Перед вами график функции у=х2 (слайд 5).
- По графику найдите значение функции при следующих значениях аргумента: -2, -1, 1, 2.
- График этой функции называется параболой, мы будем его скоро изучать.
- Возрастающей или убывающей является эта функция?
- Найти значение выражения: 32; 23; 31; 42; 0,82; 02; 0,13; 13 (слайд 6).
- Что значит возвести число в квадрат, в куб?
- Заполните таблицу (слайд 7)
x |
-3 |
-0,5 |
-0,1 |
0 |
1 |
4 |
x2 |
9 |
0,25 |
0,01 |
0 |
1 |
16 |
x3 |
-27 |
-0,125 |
-0,001 |
0 |
1 |
64 |
-0,1x2 |
-0,9 |
-0,025 |
-0,001 |
0 |
-0,1 |
-1,6 |
x3-0,1х2 |
-27,9 |
-0,15 |
-0,002 |
0 |
0,9 |
62,4 |
- Упростите выражение (слайд 8)
x·x
a·a·a
y·a·c·c·y·a·y·y·a
2·2·2·2·2
2+2+2+2+2
Чем отличаются 2 последних выражения?
3. Объяснение нового материала
- Сегодня мы попробуем дать определение степени с натуральным показателем. Для этого вспомним, как найти объем куба. (слайд 9)
Перед вами куб, у которого все измерения равны 3, как найти его объем? (V=3∙3∙3)
- А теперь поставим три кубика, найдите их общий объем (V=3∙3∙3∙3=34) – читаем “три в четвертой степени”.
- А как найти это число? (запись в тетрадь)
- Как можно по-другому записать an? (an=a•a•a•…∙a). Дайте определение степени с натуральным показателем. (дети формулируют правила)
- Проверьте себя. (слайд 10)
- Прочитайте правило на слайде. А теперь найдите это правило в учебнике и прочитайте еще раз.
- Теперь работаем в ТПО (слайд 11), заполняем таблицу “Определения. Обозначения.” и комментируем по ходу заполнения.
4. Закрепление изученного материала
- Заполним таблицу письменно в ТПО, ученики выходят по очереди к интерактивной доске (слайд 12), первый заполняет столбики 1, 3, 5, второй – столбики 2, 4, 6.
Степень |
(-9)42 |
53 |
(3xy)3 |
(x+y)5 |
2n-1 |
(a-b)n |
Основание степени |
||||||
Показатель степени |
- Физпауза (слайд 13) – проводят дети
- Продолжаем работу в ТПО, ученики по одному выходят к доске на следующие задания.
- Запишите произведение в виде степени (слайды 14-15)
- 0,9·0,9·0,9
- (-6)·(-6)·(-6)·(-6)
- ССССССС
- (-x)·(-x)·(-x)·(-x)·(-x)
- (a-b)(a-b)
- (xy)(xy)(xy)(xy)(xy)
- 2·2·2·a·a·b·b·b·b
- a2·a3·a
- Представьте степень в виде произведения (слайд 16)
- 3,54
- (-0,1)3
- (-100)4
- (-a)6
- Вспомним материал 5 класса. Часто при решении примеров требуется знать степени чисел 2 и 3. Заполним таблицу в ТПО и на интерактивной доске (слайд 17).
n |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2n |
||||||||||
3n |
- Перед тем, как выполнять задания на нахождение значений степени заполним таблицу в ТПО “Знак степени”. Учитель у доски, фронтальный опрос (слайд 18).
- Сравните выражение с нулем (слайд 19), один человек у доски, остальные работают в ТПО.
- 4x2 0
- x4+1 0
- -x6-1 0
- 0
- (x2-1)+(1-x2) 0
- Работаем с учебником (слайд 20), выполняем номера 383, 376, 395. Для тех, кто работает с опережением в ТПО есть дополнительные задания.
5. Итог урока (слайд 21)
Что называется степенью числа a с натуральным показателем n?
Найдите ошибки в примерах:
- 3·3·3·3·3 = 53
- (-2)2= -2·2= -4
- 81 = 1
- 113 = 13
6. Этап информации о домашнем задании (слайд 22)
П.18
№ 377, 382, 385