"Определение степени с натуральным показателем"

Разделы: Математика


Цель: ввести понятие степени с натуральным показателем.

Задачи:

Образовательная: научить ребят работать с определением степени числа с натуральным показателем на примерах некоторых заданий.

Развивающая: учить детей приёмам мыслительной деятельности, опираясь на их субъектный опыт, мотивируя каждый шаг учебной деятельности, развивать кругозор, углубить материал по данной теме.

Воспитательная: воспитывать стремление детей к получению новых знаний, чувства товарищества, формировать объективную самооценку знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, флэш-носитель, индивидуальные тетради с печатной основой для данного урока.

Ход урока.

1. Орг. момент

Приветствие детей, объявление темы и цели урока, запись в тетрадь числа и темы урока (слайд 1, Приложение 1), оформление тетрадей с печатной основой (ТПО, Приложение 2).

2. Актуализация опорных знаний

Вспомним определение функции (слайд 2).

  • Какая из ломаных может служить графиком функции? Почему? (слайд 3)
  • Какая из полуокружностей может служить графиком функции? Почему? (слайд 4)

Перед вами график функции у=х2 (слайд 5).

  • По графику найдите значение функции при следующих значениях аргумента: -2, -1, 1, 2.
  • График этой функции называется параболой, мы будем его скоро изучать.
  • Возрастающей или убывающей является эта функция?
  • Найти значение выражения: 32; 23; 31; 42; 0,82; 02; 0,13; 13 (слайд 6).
  • Что значит возвести число в квадрат, в куб?
  • Заполните таблицу (слайд 7)

x

-3

-0,5

-0,1

0

1

4

x2

9

0,25

0,01

0

1

16

x3

-27

-0,125

-0,001

0

1

64

-0,1x2

-0,9

-0,025

-0,001

0

-0,1

-1,6

x3-0,1х2

-27,9

-0,15

-0,002

0

0,9

62,4

  • Упростите выражение (слайд 8)
    x·x
    a·a·a
    y·a·c·c·y·a·y·y·a
    2·2·2·2·2
    2+2+2+2+2

Чем отличаются 2 последних выражения?

3. Объяснение нового материала

- Сегодня мы попробуем дать определение степени с натуральным показателем. Для этого вспомним, как найти объем куба. (слайд 9)

Перед вами куб, у которого все измерения равны 3, как найти его объем? (V=3∙3∙3)

- А теперь поставим три кубика, найдите их общий объем (V=3∙3∙3∙3=34) – читаем “три в четвертой степени”.

- А как найти это число? (запись в тетрадь)

- Как можно по-другому записать an? (an=a•a•a•…∙a). Дайте определение степени с натуральным показателем. (дети формулируют правила)

- Проверьте себя. (слайд 10)

- Прочитайте правило на слайде. А теперь найдите это правило в учебнике и прочитайте еще раз.

- Теперь работаем в ТПО (слайд 11), заполняем таблицу “Определения. Обозначения.” и комментируем по ходу заполнения.

4. Закрепление изученного материала

- Заполним таблицу письменно в ТПО, ученики выходят по очереди к интерактивной доске (слайд 12), первый заполняет столбики 1, 3, 5, второй – столбики 2, 4, 6.

Степень

(-9)42

53

(3xy)3

(x+y)5

2n-1

(a-b)n

Основание степени

Показатель степени

- Физпауза (слайд 13) – проводят дети

- Продолжаем работу в ТПО, ученики по одному выходят к доске на следующие задания.

- Запишите произведение в виде степени (слайды 14-15)

  • 0,9·0,9·0,9
  • (-6)·(-6)·(-6)·(-6)
  • ССССССС
  • (-x)·(-x)·(-x)·(-x)·(-x)
  • (a-b)(a-b)
  • (xy)(xy)(xy)(xy)(xy)
  • 2·2·2·a·a·b·b·b·b
  • a2·a3·a

- Представьте степень в виде произведения (слайд 16)

  • 3,54
  • (-0,1)3
  • (-100)4
  • (-a)6

- Вспомним материал 5 класса. Часто при решении примеров требуется знать степени чисел 2 и 3. Заполним таблицу в ТПО и на интерактивной доске (слайд 17).

n

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2n

3n

- Перед тем, как выполнять задания на нахождение значений степени заполним таблицу в ТПО “Знак степени”. Учитель у доски, фронтальный опрос (слайд 18).

- Сравните выражение с нулем (слайд 19), один человек у доски, остальные работают в ТПО.

  • 4x2 0
  • x4+1 0
  • -x6-1 0
  • 0
  • (x2-1)+(1-x2) 0

- Работаем с учебником (слайд 20), выполняем номера 383, 376, 395. Для тех, кто работает с опережением в ТПО есть дополнительные задания.

5. Итог урока (слайд 21)

Что называется степенью числа a с натуральным показателем n?

Найдите ошибки в примерах:

  • 3·3·3·3·3 = 53
  • (-2)2= -2·2= -4
  • 81 = 1
  • 113 = 13

6. Этап информации о домашнем задании (слайд 22)

П.18

№ 377, 382, 385