Театрализованный урок по литературному чтению в 3-м классе по программе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Продолжить знакомить ребят с произведениями С. Я. Маршака, с новым литературным жанром - пьесой.
  2. Учить детей читать выразительно, по ролям, опираясь на характеры героев пьесы, продолжить работу по развитию речи учащихся.
  3. Развивать память, воображение, внимание детей.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация к уроку – приложение 1, карточки с загадками, маски-шапочки героев сказки.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Повторение правил посадки.

3. Проверка домашнего задания.

4. Вводная беседа

Сегодня я приготовила для вас сюрприз! Посмотрев на оформление доски вы наверное догадались, что я хочу пригласить вас в театр.

Театр – это не просто зрелище, это настоящий праздник! Думаю, у каждого в связи с этим словом появляются волшебные ассоциации. Гаснет свет, звучит музыка, поднимается или раздвигается занавес, и мы попадаем в иной мир. Мир, который незнаком нам, но мы завороженные игрой артистов, невольно начинаем переживать вместе с героями спектакля.

Но вот возникает вопрос – кто первым придумал театр?

Это очень интересная история. Первые театральные действа разыгрались ещё у костров наших предков. Предшественником театра были игры, ритуальные танцы и обряды первобытных народов.

Прошло несколько тысячелетий, прежде чем появились профессиональные актеры и зрители.

Родиной театра считают Древнюю Грецию. Там сбор винограда заканчивался праздниками в честь веселого бога Диониса. Разыгрывались сценки из его жизни.

С той поры прошло немало времени. Театр отделился от праздников. Стали строить специальные театральные здания. Появился даже особый вид литературы для театра – драматургия.

  • Кто из вас был в театре? Понравилось?
  • Какой спектакль ты смотрел?
  • А теперь скажите мне любое ли произведение можно поставить на сцене?

Этот же вопрос Настя задала своему отцу, прочитав авторский текст на странице 50, мы узнаем ответ на этот вопрос.

5. Чтение авторских слов на странице 50.

6. Беседа по содержанию прочитанного.

  • Любую ли сказку можно можно поставить на сцене?
  • Что такое пьеса?
  • Пьеса - это произведение написано специально для театра.
  • Чем отличается пьеса от других произведений?

Дети: В сказке повествование ведет автор, а в пьесе говорят сами действующие лица. – Молодцы, ребята.

И так, мы сегодня отправляемся в театр, нам необходимо узнать, какая пьеса сегодня идет в театре. А узнаем мы её название, если разгадаем ребус.

7. Разгадывание ребуса.

Верно, а написал эту сказку С.Я.Маршак.

(Краткое сообщение об авторе, подготовленное заранее, одного из учеников)

Давайте вспомним, с какими произведениями, и каких авторов мы уже знакомились. Молодцы! Но заметьте, с пьесой мы встречаемся впервые.

Чтобы получить билеты в театр, нужно разгадать кроссворд. Разгадав его, мы узнаем, где чаще всего можно встретиться с пьесой.

8. Разгадывание кроссворда.

  1. “Мастерство плюс труд, плюс ум – сшит сценический… (костюм)”
  2. “Вот сообщает пресса: в театре поставлена новая… (пьеса)”
  3. “И шут, и царь, и гренадер, а всех сыграл один… (актер)”
  4. “В театр скорее приходите, здесь ждут всегда вас, юный …(зритель)”
  5. “Не может без охранников король почетна и завидна эта… (роль)”

(Вопросы к кроссворду предлагаются в виде билетов-афишек. Ребенок вытягивает билет, читает вопрос, отвечает на него. На экране по щелчку высвечивается правильный ответ.)

9. - Ну вот мы и в театре. До начала спектакля осталось несколько минут, мы рассмотрим афишки.

И так, посмотрим текст в учебнике.

Прочитайте, кто действующие лица этой пьесы.

А теперь уточним, сколько актов или действий, т.е. частей в этой пьесе (две).

А что за слова в скобках мы видим возле действующих лиц. Молодцы! Это ремарки, т.е. замечания.

Ну вот, пришло время начала спектакля. Группа ребят нашего класса по моей просьбе подготовила первое действие пьесы в форме спектакля.

И так, …(звучит музыка)

10.Показ сценки.

11. Физ. Минутка.

Вот и закончен первый акт,
И занавес закрыт
И зрители все встали,
Ведь дальше следует антракт, минуты отдыха настали.
Мы сидели, мы устали, а теперь все дружно встали.

(Физ. минутку проводит ребенок.)

12. Скоро начнется второе действие, и я вам сегодня предлагаю самим побывать актерами. Мы начнем читать вторую часть, это действие по ролям. Но сначала нужно дать характеристику каждому герою, т.к. каждое действующее лицо имеет свой характер и его нужно передать.

Первый герой – дед. ( На экране иллюстрация деда. Дети перечисляют черты характера деда и записывают их в тетрадь)

Баба (аналогичная работа)

Козел (молодой, трудолюбивый, добрый, смышленый, умный, ловкий, хитрый)

Волки (злые, злобные, хитрые, безжалостные)

13. Чтение по ролям.

14. Эту сказку посмотрел веселый художник в театре и нарисовал картину (иллюстрация – путаница)

Пейзаж на сцене – красота,
Но вот избушка-то не та!
Избушка, из какой ты сказки?
Кто догадался без подсказки?
Опять напутал костюмер,
О чем он только думал! –
Над чем смеется весь партер,
Что лишнее в костюмах?
Когда расскажут режиссеру,
Он станет зол, сварлив, сердит,
Скорей поможем бутафору
Найти весь реквизит!

15. Итог урока, выставление оценок. Домашнее задание.