Цели урока:
- закрепить с помощью примеров понятие “ритм”;
- доказать на примерах важность ритма для музыкального искусства;
- развивать ритмический и мелодический слух;
- способствовать воспитанию интереса к музыкальному искусству.
Оборудование:
- музыкальный центр;
- компьютер;
- проектор;
- компакт диски с записями произведений.
План урока:
- Приветствие. Распевание 2 мин.
- Повторение по теме “Ритм” 5 мин.
- Слушание и беседа “Сказки венского леса” И. Штрауса 7 мин.
- Вокальная работа в песне “Красно солнышко” П. Аедоницкого 10 мин.
- Слушание “Мазурка Ф. Шопена, ответы на вопросы 5 мин.
- Просмотр видеофрагментов Полонез, Мазурка 8 мин.
- “Школьный корабль” Г. Струве – исполнение 3 мин.
- Релаксация, подведение итогов, дидактическая игра 5 мин.
“В ритме есть нечто волшебное; он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам”.
И. В. Гете (слайд №2)
Ход урока.
1. Приветствие. Распевание. Дыхательная гимнастика.
2. Повторение.
Предыдущие уроки были посвящены очень важному выразительному средству музыки.
- О чем мы вели разговор? (о ритме)
- Что такое ритм? (чередование долгих и коротких звуков)
- Что так четко организует чередование различных звуков? (метр, размер)
Музыкальных размеров достаточно много.
А сейчас у нас ритмические обучалки. (слайд №3-4)
Попробуем воспроизвести ритм, записанный на экране.
- С каким музыкальным размером мы познакомились на прошлом уроке? (3\4)
3. “Сказки венского леса” И. Штрауса - слушание.
- Вспомните, кто автор музыки?
- Что вы знаете об этом композиторе? (слайд №5-7)
Штраус написал огромное количество танцев: вальсов, полек, мазурок.
- Как вы узнали, что это вальс?
В вальсе размер ¾. Что это значит? Показ на доске
Помните, что первые такты своего вальса композитор уловил в перестуке колес кареты.
- Какие ритмы слышит человек в окружающем мире? (стук колес поезда, трамвая, капли дождя)
- В середине прошлого века в домах очень были популярны ходики, часы. Часто циферблат представлял мордочку кошки с глазами, которые двигались в ритме маятника.
- Покажите, как двигался маятник?
- А как двигались глаза у кошки?
И это тоже определенный ритм. А еще есть ритм жизни, правда? Каким он может быть? (быстрым, размеренным, неторопливым)
Показать ритм начальных фраз песни “Красно солнышко”
- Ритм какой песни прозвучал сейчас?
4. “Красно солнышко” П. Аедоницкого – разучивание 2-3 куплетов.
(слайды № 8-9)
Работа над интонацией, дикцией, фразами.
Исполнение всей песни.
- Какие чувства мы должны передать в исполнении песни?
5. “Мазурка” Ф. Шопена – слушание
- Это тоже вальс? (нет, это мазурка)
- Как вы догадались? (ритм другой)
Действительно, размер один и тот же, а ритм другой.
- Какие интонации преобладают в Мазурке? (угловатые, острые, резкие)
- Кто автор музыки? (Ф. Шопен) (слайды № 10-11)
- Что мы знаем об этом композиторе?
- Какой еще танец, очень популярный в XIX веке, принадлежит перу Ф. Шопена? (Полонез)
6. Полонез ля мажор Ф. Шопена – слушание. (видео)
- Что общего в этой музыке с вальсом, мазуркой? (размер)
- Черты каких жанров мы здесь слышим? (Танца и Марша)
- Чего больше? (Марша)
Этот Полонез мы не только послушаем, но и посмотрим, как его исполняет танцевальный коллектив.
Полонезом открывались все балы. С удовольствием танцевали и Мазурку.
7. Видео фрагменты танца Мазурки – просмотр видео
- Понравилось?
- У Шопена Мазурка тоже такая же была?
8. “Школьный корабль” - исполнение.
- Какая песня, которую мы знаем, написана в ритме вальса?
- Как мы будем ее исполнять, какие чувства надо передать исполнением?
9. Релаксация
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какой танец вам больше понравился, захотелось научиться танцевать?
- Насколько важен ритм для музыкального искусства?
Действительно, только с помощью ритма музыка превращается в музыкальную речь, в разговор.
Давайте и мы с вами поговорим с помощью ритма.
- Какие инструменты нам могут помочь? (барабан, бубен, ложки)
10. Игра “Ритмический разговор”.
Ритмизация диалогов.
- Еж, еж, где живешь? Я живу под елкой. На опушке леса.
- Где водятся волшебники? В фантазиях твоих. В волшебных, добрых книжках.
11. Итоги урока.