№ |
Раздел |
Тема |
Программные задачи |
Репертуар |
Кол-во часов |
I. |
Музыка выражает настроения и чувства человека. |
1. Характер и образы музыки. |
Умение определять выражать в пластике настроение музыки: радостное, весёлое, торжественное, серьёзное. Умение выбирать характер движений. |
П. Чайковский. “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”. А. Петров. “Песенка о дружбе”. (“Маршируем”). Р. Глиэр. “Вальс”. А. Аренский. “Колыбельная”. П. Чайковский. “Грустная песенка”. М. Мусоргский. “Гопак” из оперы “Сорочинская ярмарка” (“Пружинки”). |
4 |
2.Темп, динамика. |
Осознание влияния темпа в музыке на образ и выражение его в пластике и движении. Умение держать темп. Динамические оттенки – форте и пиано, выражение их голосом и движением. |
Д. Кабалевский. “Рондо-марш”, “Весёлое путешествие”. (“Шагаем – бегаем”) Ф. Шуберт. Экосез, соч. 18а №1 Т. Островская. “Вышивание”. |
4 |
||
3.Мелодия, лад: мажор и минор. |
Восприятие и выражение в движении того или иного характера мелодической линии (задушевного, певучего, лирического, плясового, задорного). Восприятие контрастного характера музыкальных произведений, ладового колорита (мажор, минор). |
П. Чайковский. “Трепак” из балета “Щелкунчик”. Л. Бетховен. “Весело – Грустно”. И. Бах. “Шутка” Е. Туманян. “Плавно – Отрывисто”. |
4 |
||
II. |
Первичные музыкальные жанры: песня, танец, марш. |
1. Песня. |
Восприятие песенной мелодики. Умение выразить песенность в движении. Умение соотносить и координировать вокальное и ритмическое исполнение. |
Д. Штейнбельт. “Адажио”. “Белый снег белёшенький”. “Андрей-воробей”. Моцарт. “Тоска по весне”. А. Хачатурян “Андантино”. |
4 |
2. Танец. |
Знакомство с разными танцами. Отражение 2х-дольности и 3х-дольности в движении. Вальс, полька, менуэт. |
Р. Глиэр. “Вальс”. Соч. 31, № 6. П. Чайковский. “Вальс” (“Детский альбом”). С. Рахманинов. “Полька”. И. Бах. “Менуэт”. |
4 |
||
3.Танцевальные элементы народов мира. |
Умение двигаться легко, грамотно, выразительно. Разучивание элементов русской народной пляски, хоровода, бальных танцев. |
А. Даргомыжский. Хор крестьян из оперы “Русалка” “Ой, хмель, мой хмель” (упражнение “Зеркало”). Б. Можжевелов. “Хоровод”. Латышская народная песня “Мельница” (приставной шаг и боковой галоп). Т. Корганов. “Полька”. И. Штраус. “Полька-пиццикато”. |
4 |
||
4. Марш. |
Знакомство с маршеобразными движениями. Осознание и передача в пластике разнохарактер-ных маршей: героический, траурный, игрушечный. |
И. Дунаевский. “Наша молодость идёт”. П. Чайковский. “Похоронный марш” (“Детский альбом”). П. Чайковский. “Марш деревянных солдатиков” (“Детский альбом”). |
4 |
||
III. |
Природа и музыка. |
1. Времена года в музыке. |
Закрепление представлений детей об изменениях в природе. Воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту природы. Развитие внимания, координации движений. Развитие наглядно-образного мышления: мыслительных операций анализа, сравнения, общения. Формирование интереса к совместному выполнению заданий, развитие навыков совместной деятельности. |
П. Чайковский. “Подснежник” (“Времена года”). П. Чайковский. “Песнь косаря” (“Времена года”). П. Чайковский. “Декабрь”. “Вальс”. (“Времена года”). А. Вивальди. “Времена года”. В. Моцарт. “Тоска по весне”. |
4 |
2. Утренняя и вечерняя природа. |
Формирование музыкальной и
пластической отзывчивости на
состояние утренней и вечерней природы; |
Э Григ. “Утро”. “Заход солнца”. С. Прокофьев. “Дождь и радуга”. “Утро”. “Вечер”. “Ходит месяц над лугами” (“Детская музыка”). |
4 |
||
IV. |
Музыка рассказывает о животных и птицах. |
Метроритм. |
Формирование способности выражать образный строй музыки. Интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмических рисунков, пульсации. Ощущение сильных и слабых долей. Воспроизведе-ние детьми ритмического рисунка хлопками. |
А. Буренина. “Плюшевый медвежонок”. “Белочка” (“Ритмическая мозаика”). А. Вивальди. “Весна”. С. Прокофьев. “Шествие кузнечиков”. (“Детская музыка”). Р. Шуман. “Бабочки”. А. Гурилёв. “Галоп”. А. Рубинштейн. “Кавалерийская рысь”. И. Манукян. “Кто живёт в лесу?” “Лесная тишина”. “Медведи”. “Лисы”. “Волки”. “Зайцы”. |
4 |
V. |
Сказка в музыке. |
1. Строение музыкального произведения (форма). |
Умение правильно воспринимать форму музыкальных произведений. Понятие о вступлении, частях, фразах. Изображение музыкальных фраз. Ориентировка в коллективе и пространстве. |
А. Дворжак. “Вальс”. Р. Шуман. “Бабочки”. С. Прокофьев. “Шествие кузнечиков”. (“Детская музыка”). |
2 |
2. Образные упражнения и музыкальные игры. |
Развитие художественно-творческих способностей детей, обучение двигательным навыкам в увлекательной форме. |
В. Золотарёв. “Цветы и бабочки”. Р. Глиэр. “Балетная пляска”. Соч. 31 № 12. А. Гурилёв. “Галоп”. (игра “Лошадки”). Э. Григ. “Шествие гномов” |
2 |
||
VI. |
День, полный событий. |
1. Гимнастические упражнения с предметами и без. |
Восприятие связи музыки и движения. Создание условий для оптимизации творческих способностей детей. Развитие координации в пространстве, умение координировать различные типы движений. |
П. Чайковский. “Детский альбом”. |
2 |
2. Музыкальные инструменты. Понятие тембра. |
Использование разных частей тела, голоса как самых простых музыкальных инструментов в целях самовыражения. Усвоение теоретических основ музыкального искусства. Приобретение и развитие навыков игры на детских и оркестровых музыкальных инструментах. |
Русская народная песня “Светит месяц”. Книппер. “Почему медведь зимой спит?”. Е. Крылатов “Песенка о снежинке”. |
2 |
Цель: Сформировать умение выразить в пластике настроение музыки.
Задачи:
- Учить эмоционально откликаться на музыку.
- Развивать музыкальные и творческие способности детей.
- Развивать умения определять тот или иной образ.
Ход урока.
Дети входят в класс под музыку “Вальса цветов” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского.
Учитель: Здравствуйте, дети! Вам понравилась музыка, которая встретила вас?
Дети: Да!
Учитель: А как вы думаете, какое настроение несёт эта музыка? Что вы чувствуете, когда она звучит?
Дети: Она плавная, нежная, красивая, лёгкая.
У.: А какие движения можно придумать под эту музыку?
Д.: Движения должны быть плавные, свободные, можно кружиться, мы как будто на балу.
У.: Попробуйте поимпровизировать….
Звучит “Вальс цветов”. Дети врассыпную придумывают движения.
У.: Молодцы, прекрасно! Главное – вы правильно уловили суть музыки и не делали резких скачков, а двигались плавно и мягко. А кто может сказать, как называется человек, который сочиняет музыку?
Д.: Композитор!
У.: Правильно, Эту музыку написал великий русский композитор П. Чайковский. А какие произведения этого композитора вы ещё знаете?
Д.: “Утренняя молитва”, “Болезнь куклы”.
У.: Молодцы! А как называются движения под музыку?
Д.: Танец!
У.: Конечно! А эта музыка называется “Вальс цветов”. И сейчас мы с вами станем частичками одного большого цветка.
Д.: Его лепестками!
У.: Итак, какой цветок будем изображать?
Д.: Розу! Ромашку! Хризантему!
Дети и учитель встают в круг лицом в центр, поднимают руки вверх, делают их свободными и мягкими, как лепестки. Нужно сделать 4 небольших шага в центр круга, сесть на корточки и опустить головы (“Бутон закрывается”), затем не спеша встать, сделать 4 шага назад, плавно поднимая руки (“Бутон распускается”), так сделать несколько раз под музыку П. Чайковского. Обязательное условие – одновременность и синхронность действий каждого.
У.: А сейчас – новая музыка! Послушайте! Каков её характер?
Звучит Гопак из оперы М. Мусоргского “Сорочинская ярмарка”.
Д.: Она задорная, весёлая, быстрая!
У.: Конечно! Её написал русский композитор Мусоргский.
Д.: В ней есть резкие звуки, которые выделяются.
У.: Правильно, это акценты! Как же нам их показать в движении?
Д.: Наверное…прыжками!
У.: Хорошо. Тогда вначале мы будем двигаться, как пружинки, а когда услышим акценты…
Д.: Будем прыгать!
У.: Прекрасно! Сегодня вы познакомились с некоторыми музыкальными образами. На следующем занятии мы продолжим нашу работу. До свидания!