Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Упражнения в написание слов с безударными гласными и способы проверки"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.

Цель: упражнять в написании слов с безударной гласной в корне.

Задачи:

Обучающие:

  • Продолжить обучение способам проверки безударной гласной в корне;
  • Закреплять последовательность действий при работе над орфограммой;
  • Определять наличие орфограммы у слов разных частей речи;
  • Учить обобщать, группировать слова по определённому признаку.

Развивающие:

  • Формировать устойчивость внимания, смысловую память, аналитико-синтетическое мышление;
  • Способствовать активизации речевой деятельности;
  • Формировать речь доказательную, аргументированную, логичную;
  • Развивать умение сотрудничать с учителем и друг с другом.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к предмету, чувство сопереживания.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, статическая, групповая, самостоятельная.

Методы: проблемно-сообщающий, частично-поисковый, аналитико-синтетический, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, обобщающее-продуктивный.

Ход урока

I. Запись числа и чистописание.

- Запишем сегодняшнее число.
- На минутке чистописания обратим внимание на соединение букв "Кл" "ая".
- О чём надо помнить?
- Сверьте с образцом на доске.

Если у вас так же, поставьте себе на полях +

Записывают после показа на доске.
II. Тема урока.

- В какой теме мы находимся на уроках русского языка?
- Почему мы изучаем эту тему?

! Индив. работа у доски (2 чел.) – работа по карточкам.

Задание:

1) Выписать слова с непроверяемыми гласными в корне, выделить орфограмму.
2) Выписать слова с проверяемыми гласными в корне. Выделить орфограмму.

город
столы
вокруг
гроза
народ
варенье
деревня
грачи
берёза
сады

(Cлайд)

Безударная гласная в корне слова.

Безуд.гл. – это орфограмма и надо знать как с ней работать.

Выписали:

город
варенье
вокруг
столы
народ
стена
деревня
блины
берёза
пятак

III. Актуализация знаний и мотивация.

- В каких частях слова может быть орфограмма – безуд.гласная?
- А наша безуд.гл. куда внедрилась?
- Как определить, что в корне есть безуд. гласная?
- Как действовать, если в корне оказалась безуд. гласная?
- Вы хорошо знаете порядок работы над орфограммой.
- А что иногда вызывает трудность?

- Значит, добавим к теме нашего урока и такие слова “Безударная гласная в корне слова и способы её проверки”.

- Как мы договорились действовать, если выявили орфограмму – без.гласную?
- Вот этим мы и будем заниматься сегодня на уроке.

(Cлайд)

Морфемный трансформер.

(Cлайд)

В корень.

(Морфемный трансформер растянулся и в корень встало изображение безуд. гл.)

(Слайд, выстраивается алгоритм)

  1. Произнести слово с ударением.
  2. Вслушаться в слово и определить место ударения.
  3. Выделить корень, наметить выбор букв.
  4. Попробовать проверить.

Не всегда получается сразу подобрать проверочное слово.

Способы проверки?

а) изменить слово;
б) подобрать однокоренное слово.

 

IV. Орфографическая зарядка.

Все.

Задание: разделить слова на 2 группы.

Мост, нора, река, сова, ночь, лес, мышь, змея.

- Ваши варианты?
- Попросим компьютер показать свой вариант

мост река
гвоздь доска
ночь сова
лес змея

- Какие слова в 1 столбике? Во 2 столбике?
- Почему такой вариант выбрал компьютер?

(Cлайд)

Из 1 слога и 2 слогов, одуш. и неодушевл. сущ, слова с ь и без него, ...

(Слайд)

Разделил на слова с безуд. гласной и без неё.

Мы изучаем безуд.гл.

V. Закрепление и отработка навыка.

1) Проверка индивидуальной работы.

- Кто выписывал слова с безуд.гласной?
- У кого из вас безуд.гласную можно проверить?
- Доказываем устно (работаем по алгоритму)

Все: записываем вставляемые гласные.

(Продолжение чистописания).

- Какие гласные записали?
- Какие гласные не встретились?
- Почему? Они не бывают опасными.

Оба поднимают руку.

Варенье, столы, стена, блины, пятак.

(Слайд)

 

 

а о е и я
у ы э

2) Вернёмся к нашим словам.

- Перечитаем их парами.
- Почему образовались такие пары?

мост – река
мышь – нора
ночь – сова
лес – змея

- Запомним пары слов.
- Сейчас компьютер уберёт по 1 слову из каждой пары,и мы, ориентируясь на оставшееся слово, вспомним и запишем пропавшее.

- Что-то компьютер барахлит. В словах буквы потерялись.

Но мы справимся?

- Как поступаем, если в слове есть орфограмма?

 

 

 

 

(Слайд)

Компьютер убрал вторые слова в паре (слайд).

Показ 1 слова: “мост”.

Вспоминаем второе: “р.ка”, и т.д.

мышь – н.ра
ночь – с.ва
лес – зм.я

 

 

Думаем, потом доказываем и только потом пишем.

(Слайды: подумай, докажи, напиши).

Пишем в тетрадь с комментированием, объяснением и выполнением графических обозначений:

реки – река
воды – вода
гриб – грибы
норы – нора

3) Какие слова выписал второй ученик?

- Как быть с ними?

4) Зарядка для глаз.

Глаза вверх, вниз, вправо, влево (3 раза).

Глаза закрыть.

- Я читаю данные слова орфоэпически, все – орфографически.

Непроверяемые безуд.гласные

Запоминаем.

(Слайд)

Город, вокруг, народ, деревня, берёза.

5) Заморочки из бочки (индивид.задание, 2 ученика).

а) Кто чувствует в себе силу великую и может справиться с любой безударной гласной?

Вставить безударную гласную. Доказать проверкой.

в.сна л.сной
тр.ва гр.бной
ств.лы пр.мой
л.сточки д.ждливый

б) Все остальные тоже продемонстрируют свои умения расправляться с орфограммой.

Задание: разбери “кучу малу” (по рядам).

1 ряд: выписать слова с безуд.гл. – И;
2 ряд: с безуд.гл. – Е;
3 ряд: с безуд.гл. – Я.

Индив.работа (слабый ученик) – работа по карточке.

Вставить букву и проверить:

гл.за – ……
с.сна – ……
ч.сы – ………
гр.бы – ……
д.жди – ……
бл.ны – ……

2 ученика у доски тянут из бочки задания.

(Слайд)

ос нь, ч сло, в зать, ч стота, св сток;
сн жинка, в рхушка, т жёлый, зв зда;
м.сной, пч ла, гн здо, п сьмо, пр мой.

Проверка 1 (общее задание) – краткая.

(Компьютер вставляет пропущенные буквы).

Начинаем с буквы Я (сильная группа), потом – И, потом Е.

Проверка 2 (индивидуальное задание).

(“Заморочки из бочки”).

Я закрываю слова, оставляю только проверочные.

Все показывают сигнальной карточкой букву, объяснение короткое.

вЕсна лЕсной
трАва грИбной
ствОлы прЯмой
лИсточки дОждливый

- Что общего у слов в этих столбиках?
- Вывод: орфограмма “без.гл.” бывает у слов разных частей речи.

Проверка 3 (индив. раб. по карточке) проверяю сама, говорю результат.

осЕнь, чИсло, вЯзать, чИстота, свИсток;
снЕжинка, вЕрхушка, тЯжёлый, звЕзда;
мЯсной, пчЕла, гнЕздо, пИсьмо, прЯмой.

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд с этими словами)

а) одна часть речи в столбике: 1 – существительные, 2 – прилагательные;
б) одна и та же орфограмма.

6. Физминутка (имитация движений)

Я: На берегу растёт с . сна,
Все: А рядом с нею – … (сосны)
Я: Горит прекрасная зв . зда,
Все: А рядом с нею – … (звёзды).
Я: А на траве лежит р . са,
Все: А рядом с нею – … (росы).
Я: Вот по траве спешит к . са,
Все: А рядом с нею – …(косы).

- Что вы мне сейчас называли?
- Какие из моих слов требовали проверки?

(1 – слово, все – проверку).

- Молодцы. Хорошая память!

 
7. Письмо по памяти (учебник с.134 № 232)

- Что понадобится для выполнения такой работы?
- Читаем. Откуда строки? Кто автор?
- Вставляем в слова безударную гласную, проверяем коротко.
- Перечитываем фразу. Всё ли понятно?

Работа с толковым словарём (1 ученик зачитывает).

Запись фразы.

Проверка (прочитать, что записали).

Сверьтесь с доской в трудных местах.

(Слайд)

- Назовите среди слов сущ., прил., глаг.

 

Внимание и память.
Юнна Мориц “Дом гнома, гном – дома”

Слово тесовый.

На экране: лЕсу, стОит, жИвёт, вЕсёлый (Слайд).

8. Найти пару слов с противоположным значением , учитывая часть речи.

1 ряд – существительные.
2 ряд – прилагательные.
3 ряд – глаголы.

(Слайд)

друзья – вр . ги
теплый – х . лодный
ругать – хв . лить

9. Последнее задание на сегодня задаёт компьютер:

- Списать предложения, выявить слова с орфограммой, выделить её.

Вакруг диревни раскинулись лиса.
Леса жывёт в наре.

- Снова сбой компьютера! Исправим его ошибки.

Письмо с комментированием.

(Слайд)

Дети замечают ошибки.

VI. Итог урока.

- Чем сегодня занимались?
- Завтра мы будем писать диктант по этой теме.

Д/З: упр.233, разобраться со словами: наливались, раздвигали (выявить в них орфограмму и проверить).

Отрабатывали умение работать с безударной гласной.