Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.
Цель: упражнять в написании слов с безударной гласной в корне.
Задачи:
Обучающие:
- Продолжить обучение способам проверки безударной гласной в корне;
- Закреплять последовательность действий при работе над орфограммой;
- Определять наличие орфограммы у слов разных частей речи;
- Учить обобщать, группировать слова по определённому признаку.
Развивающие:
- Формировать устойчивость внимания, смысловую память, аналитико-синтетическое мышление;
- Способствовать активизации речевой деятельности;
- Формировать речь доказательную, аргументированную, логичную;
- Развивать умение сотрудничать с учителем и друг с другом.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к предмету, чувство сопереживания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, статическая, групповая, самостоятельная.
Методы: проблемно-сообщающий, частично-поисковый, аналитико-синтетический, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, обобщающее-продуктивный.
Ход урока
I. Запись числа и чистописание. -
Запишем сегодняшнее число. Если у вас так же, поставьте себе на полях + |
Записывают после показа на доске. | ||||||||||
II. Тема урока. - В какой теме мы находимся
на уроках русского языка? ! Индив. работа у доски (2 чел.) – работа по карточкам. Задание: 1) Выписать слова с непроверяемыми гласными
в корне, выделить орфограмму. город |
(Cлайд) Безударная гласная в корне слова. Безуд.гл. – это орфограмма и надо знать как с ней работать. Выписали: город |
||||||||||
III. Актуализация знаний и мотивация. - В
каких частях слова может быть орфограмма –
безуд.гласная? - Значит, добавим к теме нашего урока и такие слова “Безударная гласная в корне слова и способы её проверки”. - Как мы договорились действовать, если выявили
орфограмму – без.гласную? |
(Cлайд) Морфемный трансформер. В корень. (Морфемный трансформер растянулся и в корень встало изображение безуд. гл.) (Слайд, выстраивается алгоритм)
Не всегда получается сразу подобрать проверочное слово. Способы проверки? а) изменить слово;
|
||||||||||
IV. Орфографическая зарядка. Все. Задание: разделить слова на 2 группы. Мост, нора, река, сова, ночь, лес, мышь, змея. - Ваши варианты?
- Какие слова в 1 столбике? Во 2
столбике? |
(Cлайд) Из 1 слога и 2 слогов, одуш. и неодушевл. сущ, слова с ь и без него, ... Разделил на слова с безуд. гласной и без неё. Мы изучаем безуд.гл. |
||||||||||
V. Закрепление и отработка навыка. 1) Проверка индивидуальной работы. - Кто выписывал слова с безуд.гласной? Все: записываем вставляемые гласные. (Продолжение чистописания). - Какие гласные записали? |
Оба поднимают руку. Варенье, столы, стена, блины, пятак.
а о е и я |
||||||||||
2) Вернёмся к нашим словам. - Перечитаем их
парами. мост – река - Запомним пары слов. - Что-то компьютер барахлит. В словах буквы потерялись. Но мы справимся? - Как поступаем, если в слове есть орфограмма?
|
(Слайд) Компьютер убрал вторые слова в паре (слайд). Показ 1 слова: “мост”. Вспоминаем второе: “р.ка”, и т.д. мышь – н.ра
Думаем, потом доказываем и только потом пишем. (Слайды: подумай, докажи, напиши). Пишем в тетрадь с комментированием, объяснением и выполнением графических обозначений: реки – река |
||||||||||
3) Какие слова выписал второй ученик? - Как быть с ними? 4) Зарядка для глаз. Глаза вверх, вниз, вправо, влево (3 раза). Глаза закрыть. - Я читаю данные слова орфоэпически, все – орфографически. |
Непроверяемые безуд.гласные Запоминаем. Город, вокруг, народ, деревня, берёза. |
||||||||||
5) Заморочки из бочки (индивид.задание, 2
ученика). а) Кто чувствует в себе силу великую и может справиться с любой безударной гласной? Вставить безударную гласную. Доказать проверкой.
б) Все остальные тоже продемонстрируют свои умения расправляться с орфограммой. Задание: разбери “кучу малу” (по рядам). 1 ряд: выписать слова с безуд.гл. – И; Индив.работа (слабый ученик) – работа по карточке. Вставить букву и проверить: гл.за – …… |
2 ученика у доски тянут из бочки задания.
ос нь, ч сло, в зать, ч стота, св сток; |
||||||||||
Проверка 1 (общее задание) – краткая. (Компьютер вставляет пропущенные буквы). Начинаем с буквы Я (сильная группа), потом – И, потом Е. Проверка 2 (индивидуальное задание). (“Заморочки из бочки”). Я закрываю слова, оставляю только проверочные. Все показывают сигнальной карточкой букву, объяснение короткое.
- Что общего у слов в этих столбиках? Проверка 3 (индив. раб. по карточке) – проверяю сама, говорю результат. |
осЕнь, чИсло, вЯзать, чИстота, свИсток; снЕжинка, вЕрхушка, тЯжёлый, звЕзда; мЯсной, пчЕла, гнЕздо, пИсьмо, прЯмой.
а) одна часть речи в столбике: 1 –
существительные, 2 – прилагательные; |
||||||||||
6. Физминутка (имитация движений) Я:
На берегу растёт с . сна, - Что вы мне сейчас называли? (1 – слово, все – проверку). - Молодцы. Хорошая память! |
|||||||||||
7. Письмо по памяти (учебник с.134 № 232) - Что
понадобится для выполнения такой работы? Работа с толковым словарём (1 ученик зачитывает). Запись фразы. Проверка (прочитать, что записали). Сверьтесь с доской в трудных местах. - Назовите среди слов сущ., прил., глаг.
|
Внимание и память. Юнна Мориц “Дом гнома, гном – дома” Слово тесовый. На экране: лЕсу, стОит, жИвёт, вЕсёлый (Слайд). |
||||||||||
8. Найти пару слов с противоположным
значением , учитывая часть речи. 1 ряд –
существительные. |
(Слайд) друзья – вр . ги |
||||||||||
9. Последнее задание на сегодня задаёт
компьютер: - Списать предложения, выявить слова с орфограммой, выделить её. Вакруг диревни раскинулись лиса. - Снова сбой компьютера! Исправим его ошибки. Письмо с комментированием. |
(Слайд) Дети замечают ошибки. |
||||||||||
VI. Итог урока. - Чем сегодня
занимались? Д/З: упр.233, разобраться со словами: наливались, раздвигали (выявить в них орфограмму и проверить). |
Отрабатывали умение работать с безударной гласной. |