В последние годы в коррекционной педагогике появились инновационные компьютерные технологии, которые активизируют учебную деятельность учеников, их эмоциональное состояние и в целом, способствуют развитию психических процессов (вниманию, памяти, мышлению…). Это компьютерные логопедические программы. Они значительно повышают познавательную активность обучающихся. Занятия с использованием компьютера позволяют осуществлять гибкую организацию занятий, исходя из возможностей учебного заведения (у меня это: компьютер в логопедическом кабинете, проектор, интерактивная доска).
Самый главный и основной мой помощник – это компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе.
Рисунок 1
Он включает пять разделов:
- Подготовительный.
- Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
- Восполнение пробелов лексико – грамматического развития.
- Развитие пробелов в формировании связной речи.
- Развитие индивидуальных качеств учеников.
Для подготовки к занятиям я использую учебное пособие “Сборник дидактических материалов”, где тематическое планирование учебного материала не разбито на классы, что позволяет более эффективно подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития учеников.
Выбирав класс, необходимые упражнения из практикума (сборника дидактических материалов), запускаю программу на выполнение. Проводить занятие можно в двух режимах : “Пакет” или “ Меню”. Я работаю в режиме “Пакет” и игры последовательно выводятся на экран компьютера согласно программе занятия, а в режиме “ Меню” можно выбрать нужный фрагмент из меню. Контроль за ходом выполнения игры сопровождается звуковыми сигналами. При правильном действии они более мелодичные, при неправильном – более тревожные. Можно сохранять, передавать урок на другие компьютеры. Но самое главное, что я не встречала при работе с другими компьютерными программами – это наличие Конструктора урока, благодаря которому я сама строю занятие, выбирая только нужные мне упражнения, задавая длительность каждого из них, и модифицирую их при необходимости.
Второй помощник – программно-методический комплекс “Развитие речи”.
Рисунок 2
Он включает в себя следующие разделы :
- Неречевые звуки, Звукоподражание.
- Речевые звуки.
- Развитие связной речи.
- Интерактивный раздел.
В первом разделе Неречевые звуки, Звукоподражание два режима работы: Изучение и Задание, что позволяет мне осуществлять дифференцированный подход в процессе коррекционной – развивающей работы. В режиме Задание предусматривается несколько уровней сложностей.
Раздел “Речевые звуки” включает в себя четыре подраздела :
“Голосистые” звуки (три уровня сложности), “Безголосые” звуки, звуки – “двойняшки”, “Сердитые и ласковые” звуки.
В этих подразделах ученики учатся узнавать звуки в словах, считать количество звуков на слух, определять расположение изучаемого звука в слове, определять количество слогов в слове, выделять слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Разделе “Развитие связной речи” представлен мультимедийными играми – заданиями следующих типов:
- “ Слово – действие”, “ Подбери действие”,
“Слово – признак”, “Подбери признаки” с
несколькими уровнями сложностями;
- “Составляем описание”;
- “Послушай рассказ”.
Ценность этого комплекса в том, что в каждом задании трёх разделов на панели меню имеется клавиша Отключить/Включить голос диктора, которая отключает все дикторские инструкции. Используя эту клавишу, логопед может самостоятельно объяснять ученикам все задания с целью достижения лучшего понимания задачи.
Последний “Интерактивный раздел” представлен набором тематических картинок и карточками со звуковыми и слоговыми схемами, которые можно переносить на рабочую область, изменять размер, перемещать, удалять.
Следующий помощник – компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры”.
Рисунок 3
Все упражнения программы построены в игровой форме. Компьютерный герой весёлый и забавный Тигрёнок, который объясняет ученикам цель и правила предлагаемого задания, помогает его выполнить. Тигрёнок хвалит ребёнка при правильном выполнении задания: “Хоррррошо!”, подбадривает, если не всё получается: “Не унывай!”, “Попробуй ещё!”, иногда сердится: “РРРРР”, но интонация при этом добрая и ребёнку тут же хочется выполнить задание лучше.
Программа “Игры для Тигры” представляет собой работу с блоками:
- “Просодика”;
- “Звукопроизношение”;
- “Фонематика”;
- “Лексика”.
Каждый блок включает в себя модули, так блок “Просодика” включат модули:
- “Дыхание”;
- “Слитность”;
- “Ритм”;
- “Тембр”.
Блок “Звукопроизношение” представлен модулями:
- “Свистящие звуки”
- “Шипящие звуки”
- “Звук “Л”
- “Звук “Р”
Блок “Фонематика” состоит из четырёх модулей:
- “Звуки”;
- “Слова”;
- “Анализ”;
- “Синтез”.
Блок “Лексика” включает в себя три модуля:
- “Слова”;
- “Словосочетания”;
- “Валентность”.
Программа “Игры для Тигры” предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.
Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские навыки приобретаются непосредственно в процессе ее применения.
Использую также СD “Домашний логопед” (практический курс).
Рисунок 4
Мультимедийный диск “Домашний логопед” предназначен для работы над звуками речи и представлен разделами:
- Согласные звуки.
- Гласные звуки.
- Советы родителям.
- Мини – игры “Звуковичок”, “Угадай – ка”.
В первых двух разделах в игровой форме содержится материал, который помогает сделать произношение чётким, и представлен подразделами:
- правильная артикуляции звуков;
- подготовительные упражнения;
- постановка звуков;
- автоматизация в слогах, словах, предложениях,
фразовой речи;
- весёлые скороговорки;
- поучительные пословицы и поговорки.
Мини – игры “Звуковичок”, “Угадай – ка” формируют навыки верного произношения звуков, помогают развивать неречевой и фонематический слух.
Интересна и обучающая игра “Баба – Яга учится читать”, предназначенная для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх. Оригинальность программы заключается в том, что весь процесс обучения представлен в стихах. Забавные рифмовки Бабы Яги на каждую букву алфавита знакомят учеников со сказочным миром поэзии и учат составлять поэтические строчки.
Рисунок 5.
На диске волшебный лес, в котором озорная Баба – Яга спрятала буквы алфавита, и для того, чтобы их найти необходимо выполнять игровые задания при участии сказочных персонажей : Муравья, Мышек, Лягушек, Кота, Ежа, Белки, Жуков, Гусей.
Всего в игре десять заданий разного уровня сложности, последовательность прохождения которых задаёт учитель – логопед.