Цель: развивать у школьников интерес к родословной своей семьи, учить грамотно оформлять результаты исследований.
Изучая предков, мы изучаем самих себя...
В.О. Ключевский.
Подготовка к классному часу:
- Оформление учащимися генеалогического древа своей семьи.
- Написание сочинения “Кем я могу гордиться в своей семье”.
- Оформление стенда “Старая фотография из семейного альбома”.
- Подготовка выставки “Семейные реликвии”.
Заранее сообщаем школьникам, что все задания - конкурсные.
- Звучит песня “Родительский дом” в исполнении ученицы.
Учитель: Здравствуйте, ребята, дорогие родители, гости! Сегодня у нас особенный день. В течение месяца вы успели сделать многое, побывали в различных ролях: историков, когда составляли родовое древо, журналистов, когда расспрашивали родителей, дедушек и бабушек о предках, были писателями, создавая сочинение о своих родственниках, даже археологами, разыскивая старинные вещи и семейные реликвии. Думаю, что сегодня вам есть чем поделиться с нами. Родители сегодня будут выступать в роли “мудрецов”, они же будут и членами жюри, ведь почти все задания объявлены как конкурсные. Помогать нам сегодня будет еще один гость – Архивариус, ведь кому как не ему, хранителю архивов, известно все о древних обычаях. Бывает, дивишься увиденному: высокое дерево гнется под ураганами, поливается ливнями, засыпается снегами, но знай себе стоит и не падает. Корни его вошли в землю, крепко держат, силу дают. А другое, со слабыми корнями, чуть ветер поднатужится, ломается и погибает. Не так ли бывает с человеком, у которого нет “корней”? “Корни” – это жизнь отцов, дедов и прадедов, семейные традиции, память о славных делах предков, гордость за свою фамилию. Обратимся к Архивариусу, чтобы узнать, откуда пошла эта традиция – изучать свою родословную.
Архивариус: Традиция составлять родословные существует испокон веков. Из века в век, из поколения в поколение в семье любого народа считалось необходимым знать историю своего рода. Богатой считалась не только та семья, у которой было много материальных ценностей, но и та, которая была духовно богата, где каждый знал, уважал, гордился именем отца, деда, прадеда. На Руси эта традиция была развита еще в дохристианский период. “ Человек – это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи…” – писал академик Д.С.Лихачев. В русской истории трудно найти среди достопамятных людей личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду.
Учитель: Да, перекати-поле без корней, потому при малейшем дуновении ветра катится с места на место, а человек имеет корни. Это его семья, теплый дом, очаг, родные люди…
К сожалению, теперь сведения о предках у всех скупы. А в старину, прежде чем женить сына или выдать замуж дочь, люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена.
Давайте посмотрим, до какого колена знаете своих родственников вы. Многие из вас составили свои родовые генеалогические древа. Конечно, на ваших деревьях не 5 тысяч исторических имен, как в родословной А.С.Пушкина, но вы проделали большую и важную работу. Расскажите, как вам удалось собрать столько сведений?
- Ребята демонстрируют свои генеалогические древа, рассказывают, кто помогал им собирать сведения, как долго они трудились над схемой, интересно ли им было заниматься этим делом.
Ученица:
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из дружной семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ – родительский дом
Учитель: Ваши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки были разными по роду занятий, должности, чину, но уверена, что все они были достойными людьми, которыми вы гордитесь. Пора прочитать ваши сочинения, которые вы писали с удовольствием. Кем же вы можете гордиться в своей семье?
- Ученики читают отрывки из своих сочинений.
Учитель: Когда вы расспрашивали родителей о дедушках и бабушках, они, я уверена, не только рассказывали вам о них, но и показывали старые фотографии, на которых эти дедушки и бабушки запечатлены еще совсем юными. Старые фотографии... Какое-то трепетное чувство охватывает тебя, когда берешь их в руки... Что и кто изображен на фотографиях, которые к этому классному часу приготовили вы? Давайте приоткроем страницы старых семейных альбомов.
- Школьники рассказывают историю одной старинной фотографии.
Ученик:
Семейным альбомом всегда дорожите.
Его как реликвию нужно хранить.
На самое видное место кладите,
Чтоб прошлое в памяти вмиг воскресить!
Учитель. Живет человек, пользуется какими-то вещами, которые ему дороги, так как связаны с какими-либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить как память, передаем ее из поколения в поколение. Почему же мы храним эти вещи? Пора обратиться за помощью к нашему мудрому Архивариусу.
Архивариус: “Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности”, - считал А.С.Пушкин. Сам он гордился своими предками до такой степени, что велел вделать пуговицу с мундира своего далекого предка Абрама Ганнибала в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и всегда с гордостью демонстрировал её друзьям. На мысли о прошлом, о предках наводило все, что было внутри и вокруг дома: аллеи и деревья, посаженные предками, сами постройки, гостиные каждого имения, украшенные портретами предков, хозяйственные книги и календари с пометками за многие десятилетия. Конечно, в прежнее время не было поклонения перед вещью, принадлежавшей деду, прадеду – все предметы носили практический характер, но многими предметами пользовались по несколько десятилетий, и в этом был глубокий смысл.
Учитель: Я думаю, что сегодня почти в каждой семье есть хоть одна семейная реликвия, которая хранит тепло рук наших предков. Вот перед вами богатая выставка таких предметов. Какие же тайны они хранят? Давайте совершим экскурсию по семейному музею, и пусть каждый из вас выступит в роли экскурсовода, расскажет о подготовленном экспонате.
- Экскурсия по выставке “Семейные реликвии”.
Учитель: История рода - тема очень обширная. Это и изучение значения и происхождения фамилии рода, и изучение архивных документов, и изучение возможного герба семьи. Вы только в самом начале этих исследований, поэтому давайте выслушаем советы наших “мудрецов”. Как же правильно изучать генеалогию своего рода?
- Родители читают “Советы начинающему изучать свою родословную”. (Прилагается)
Эти советы в конце классного часа вручаются каждому школьнику.
Учитель: Ребята, очень важно, чтобы каждый человек знал свои корни, гордился своим родом, ведь без прошлого нет будущего. На Руси тех, кто не знал свои корни, называли “Иванами, не помнящими родства”. Вы проделали огромную работу: составили родословные своих семей, рассказали о своих близких. Значит, к вам это выражение не относится.
Надеюсь, что ваши родители уже заинтересовались вашими новыми исследованиями. Кстати, они, наверное, и сами давно собирались заняться этой работой, но у них все не доходили руки. Учеными доказано, что люди к 30-40 годам начинают глубже интересоваться своими корнями. Так что воспользуйтесь их интересом, и они помогут вам продолжить это важное дело.
Продолжайте работать над историей рода, чаще заглядывайте в старинные альбомы. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечнозеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Спасибо вам!
Ученица:
Скажем всем спасибо дружно,
Тем, кто память сохранил,
Как же это всем нам нужно:
Помнить, кем наш предок был!...
(А.Гаврюшин. Наши корни).
- Выступление членов жюри. Награждение победителей конкурсов: “ Самое богатое родовое древо”, “Самое интересное сочинение”, “Лучшая история одной фотографии”, “Самый старинный экспонат”, а также самых активных участников классного часа.
Литература по теме “Изучение родословной”:
- Аксельрод В. “Изучая предков, мы изучаем самих себя…” М.: Воспитание школьников, 1997, №6, с.11.
- Городищенская Л. Летопись моей семьи. М.: Воспитание школьников, 2000, № 6, с.25
- Долгих Г.В. Классный час-праздник “Семейные традиции. Праздники”. М.: Классный руководитель, 2001, № 2, с.118-128.
- Мартышин В. Уроки добротолюбия (“Древо рода”). М.: Воспитание школьников, 1998, №5, с. 19.
- Рожнова П. Семья в народных традициях. М.: Воспитание школьников, 1997, № 4, с.29.